Понравился материал?

Лучшая благодарность за нашу работу — это подписаться на наши каналы в социальных сетях и поделиться ими со своими друзьями!

Комментарии (10)

  1. михалычъ

    не до жиру быть бы живу. Все грезим о вселенских масштабах, несколько десятков маленьких приходиков и масса конференций, сенсаций и прочее и прочее.
    Когда прерывается живая т радиция и ее при помощи интернета не сохранишь.
    И никакие конференции не помогут, да и в принципе есть ли вообще путь назад.
    Тут надо в деревню ехать, разве что (покуда она не спилась еще совсем) и там на месте что-то создавать. но никто же этого делать не будет.
    Так что скорее всего все пойдет прахом — лично у меня складывается именно такая перспектива.

    • Сергей

      Михалычъ, не нахожу, что деревня спивается больше, чем город. И соглашусь, что автор, говоря о стремлении единоверцев к преобладанию «крестьянского образа жизни над городским» сам в деревню не уехал. И прошу уточнить в «скорее всего все пойдет прахом» — «все» это что?

    • михалычъ

      буду рад за деревню.
      Прахом пойдет наша традиция, последнее поколение стариков уходит на наших глазах, а стремления молодежи (даже когда она есть) к сохранению подлинной преемственности
      идентичной старообрядческой культуры я не вижу.
      Это во всех согласиях, да и в новообрядчестве такая тенденция.
      Вообще урбанизация ударила по старообрядчеству и по единоверию сильнее любых гонений включая даже сталинские.
      Раньше в моем городе были полные молельни (тех же часовенных)
      а

    • михалычъ

      а ныне и десятка старушек не набирается. По единоверию картина еще более удручающая.
      если бабушка молится двуперстием, то внуки уже тремя перстами.
      И не в перстах проблема, Бог с ними.
      Проблема в разрыве живой преемственности.
      Церковное пение до крайности примитивизируется.
      Уходят в прошлое местные традиции, напевки — и среди староверческого духовенства не видно стремления к их сохранению. В РПСЦ вон уже на всех наверное приходах поют как н а Рогожке.
      Правда число приходов по сравнению с 90-ми увеличивается, но ведь это как посмотреть. Сам бился башкой, чтобы если уж не церковь, куда там, хоть бы часовню иметь и без результата.

      При советах официальных приходов может было и три, но это только официальных.

      Сколько было молельных домов, притом домов с многочисленнейшими приходами!
      И людьми, которые не по интернету узнали про старый обряд, а были воспитаны на руках у 90-летних стариков, которые сами впитали эту традицию с молоком матери.
      И так по всем согласиям.

      В лучшем случае рост приходов может быть захватит мизерную долю тех очагов старообрядчества где они еще не потухли.
      Два-три приходика подлинной традиции еще могут возникнуть, это в лучшем случае.
      А так есть все шансы получить простите суррогат.

    • Сергей

      Михалычъ, так ведь это зависит от каждого, в т.ч. и самого — удалось потомков, ли крестников воспитать в Вере? Я-то дочь упустил, а вот внучкы 6 и 9 и пост блюдут, и паверчерницу глаголют, и без разрешения на крышу или на дерево не полезут. И разъяснять приходится почему вокруг люди не так… А мультик «Необыкновенное путешествие Серафимы» подряд 3 раза смотрели, он про них — одиноких в миру… (Этот м/ф можно и на РВ выложить, там и Серафим-старообрядец и старушка двуперстно…).
      А про свою боль добро бы раскрыть в полноценной статье — может народ порадует иным.

    • михалычъ

      о конкретных практических шагах, а не о глобальных перьспективах вселенского масштаба говорить можно.
      Собственно об этом и речь, что замахиваться на мировой масштаб не зная языков Василью Иванычу не с руки.
      Тем более плетью обуха не перешибешь.
      Гробализацию, урбанизацию, цифровизацию с эликтрификацией не остановишь. Раздробленное на тысячи кусков староообрядчество даже в пределах России едва ли в состоянии что изменить.
      Считая всех верующих еретиками как они могут что-то менять в РПЦ?
      Если бы они поменяли свое отношение к церковной реальности, то есть на НИкона у них отношение конечно сформировалось, но распространять его на весь церковный народ

    • михалычъ

      как-то несправедливо, ведь даже РПЦЗ так не делало, они осуждали Сергия, но не говорили что всякий крещеный в РПЦ — это еретик-серьгиянин и надо его перемазывать и через чиноприем крестить.
      Но ведь на это не пойдут даже в РДЦ чтоб официально пересмотреть.
      Будут наблюдать как староверы планомерно перетекают в новообрядцы, даже и минуя всякую мысль о единоверии.
      Ну может какие публикации сделают свое дело, в отдельных приходах у какого-нибудь настоятеля мелькнет мысль, что раз тут у меня староверы молятся, то и служить по ихнему.
      Таких приходов вряд ли будет много, у нас пол-епархии бывших староверов и ни в одном храме так не служат.
      Даже если лет через 10-20 дойдет до кого (а как наши бабушки молились?) то бабушек уже в живых не станет. Они будут думать что молятся по старому, имея некий суррогат старого обряда или еще думать при этом что они древнее самих старообрядцев. Это всеобщая проблема — СВОЕГО никто не хранит, инициатива самих носителей культуры сведена на ноль, в силу их инертности по определению, а внешние не могут со стороны схватить суть. Самое большое что мы можем ждать это если бы староверие оставило некий след в последующей литургической практике единой поместной церкви России, тот же распев, но пока никаких намеков на это не предвидится.
      Народ растворяется в общеправославных приходах РПЦ никак на их богослужение не влияя,
      верхи же не блещут никаким стремлением «просвещать еретиков» по их определению.
      Итог они получат — староверие исчезнет вовсе растворившись в той самой РПЦ от которой они городятся стеной

    • Что то Михалычъ в последнее время «безнадегу гонит» — то старообрядчество находится на последнем издыхании, теперь староверие исчезнет вовсе растворившись … А между тем в ряде регионов не только восполнение, но и рост (пусть небольшой) в РПСЦ, РДЦ и даже у поморцев весьма наглядны. Что касается профессора — единоверца, то он давно, с еще идей евразийства, мыслит исключительно глобально, совершенно не взирая на реальное положение. Но послушать его интересно, довелось однажды.

    • михалычъ

      безнадегу не безнадегу, а процесс всеобщего упрощения, примитивизации наблюдается на любом уровне. Проблески конечно наблюдаются, но на фоне тотальной тенденции…
      Что до роста, он весьма относительный.
      Рост кол-ва приходов имеется и полагаю будет продолжаться, но вот качественный рост
      это уже другая проблема.
      Повторюсь — нарушается преемственность. Если в 90-е даже в новообрядчестве 90-летний регент был явлением не невозможным (в нашем бывшем единоверческом храме такая и была — ей было под 90 и с шести лет на клиросе)
      а в старообрядчестве
      старики решали все, то чичас найти на клиросе 90-летнего старичка практически невыполнимая задача. Хотя в храме они вполне могут быть.
      А ведь об этом пишет преподобный Паисий —
      на Афоне послушник на клиросе был немыслим. Мне известны случаи когда старообрядческое духовенство прямо ставило на вид пожилым клирошанкам что мол не надо петь как безпоповцы. Не хотелось бы кого-то задеть, но как в нонешней РПСЦ поют Богородицу или Спаси Господи и это сравниваешь с тем, что было лет 15 назад…
      Для меня пение уральских часовенных, или новозыбковцев записи 60-х годов да и некрасовцев ( некрасовцы по ходу ЕДИНСТВЕННЫЕ кто к сохранению идентичной подлинной культуры стремятся) при их специфичности есть эталон.
      Сей эталон могли бы взять и единоверческие приходы, но такой тенденции и не проглядывается. У них на новых приходах с родовым староверием вообще туговато как-то.
      Эксперименты с наоном при всем к нему уважении — ну а нашу-то поповскую традицию куда прикажете?
      Это лишь частный пример — наиболее явный с пением.

      Новая икона уже сменяет потихоньку старую. Уже стараются в иконостас и на передний план поновее повесить… И в целом — переход от традиционного образа жизни. Знаю потомков единоверцев которые продолжают пахать на земле, действуют некие задатки от воспитания и предков, но… задумываться о том, что будет после ухода последнего поколения дабы вот так не разбазаривать последние крупицы наверное все же стоит

    • На сей раз полностью согласен — с качеством у нас ныне во всем беда! Пение уральских часовенных не довелось услышать, да и в Новозыбкове не бывал. А вот в Москве в кафедральном соборе РДЦ совершенно не понравилось — скрипящие старушечьи голоса с одним мужским. На Рогожском и в Б.Мурашкино берут еще и особой громкостью. В единоверии говорят о двух : наон (основной хор) в Рубцово и совершенно другой в Михайловской слободе. Вот бы созданный к 400-летию Оргкомитет собрал все современное лучшее у РПСЦ, РДЦ, ДПЦ, часовенных ( в т.ч. иммигрантов из Л.Америки), единоверцев и издал записи для широкого доступа. Хороший и главное полезный был бы подарок. Тогда и сравнили бы, в том числе и на соответствие старине.

+

Авторизация

* *
*

Регистрация

*
*
*
*

Проверочный код


Восстановление пароля