Ростов принадлежит к числу древнейших русских городов, который, как предполагается, мог быть и столицей древней Руси. Неудивительно, что в Ростове сложилась особая художественная традиция, долгое время сохранявшая самобытность, и не утратившая своего обаяния даже после окончательного присоединения ростовских земель к Московскому княжеству. Искусству этого важного художественного центра Северо-Восточной Руси посвящен выставочный проект, организуемый Музеем им. Андрея Рублева совместно с Музеем русской иконы им. Михаила Абрамова.

Собрание Музея им. Андрея Рублева богато памятниками ростовской иконописи XV–XVI веков. Принадлежность многих из них художественной культуре Ростова была установлена в ходе многолетней кропотливой научной работы. Некоторые из представленных на выставке произведений лишь недавно прошли реставрацию и впервые вводятся в научный оборот. Неожиданные результаты дало удаление поздних записей с изображения святителя Николы Мирликийского на выносной двусторонней иконе конца XV — начала XVI века. Обнаружилось, что образ пользовался особым почитанием — внизу иконы сохранились следы привесок, подносившихся по обету или в благодарность за помощь. Памятник представляет искусство ростовской провинции, острое и выразительное, отмеченное влиянием северорусской эстетики.
К периоду блестящего расцвета художественной жизни Ростова относится единственная, вошедшая в состав экспозиции, рукопись — «Апостол толковый» из собрания Государственного исторического музея. Писцовая запись на одном из листов содержит дату создания манускрипта — 1220 год, а также имена ростовского князя Василько Константиновича и епископа Кирилла I. Подлинным шедевром средневекового искусства является поясной деисусный чин конца XV века из села Поникарово, ныне принадлежащий собранию Государственного музея-заповедника «Ростовский кремль». Из Ростова на выставку привезены семь из тринадцати икон этого чина, каждая из которых отличается замечательной ясностью рисунка и тонкостью колорита. В иконах из Поникарово наглядно проявилась любовь ростовских мастеров к светлым и звучным оттенкам, к радостной цветовой гамме. Особенно выразителен образ святителя Леонтия Ростовского.
Кураторы выставки — кандидат искусствоведения, ученый секретарь Музея им. Андрея Рублева М. И. Яковлева и заместитель заведующего научно-исследовательским отделом А. Л. Гульманов.
Об иконах Ростова Великого нам рассказала куратор выставки М. И. Яковлева.

Первая выставка, посвященная ростовской иконописи, прошла в 1966-1967 годах в Третьяковской галерее. Она была посвящена ростово-суздальской школе иконописи. То есть, считалось, что это некое художественное единство. Но постепенно Ростов в глазах исследователей приобрел самостоятельность, что совершенно справедливо. Он был отделен от суздальской школы иконописи.
Действительно, это был крупный центр, и существовал он вполне самостоятельно. На художественной карте средневековой Руси он имел особое место. Я уже говорила, ему присущ особый лиризм образов, облегченность пластики, изящность контуров, изысканность. И, особенно, колорит в ранних памятниках XIV века, пламенеющий, построенный на сочетании пурпурного, темно-синего, киновари. Но при этом преобладает чисто живописное начало, а не декоративное, в более поздних памятниках — уже развитой художественной ростовской традиции, колорит очень нежный, облегченный, словно тающий. Построено сочетание голубых, нежно-желтых, розоватых, светло-зеленых тонов. Например, торжественной репрезентативности, как в московских произведениях, в Ростове вы не встретите. Видно, что ростовская манера иконописи очень сильна, но при этом еще какое-то статическое влияние Севера, может, Новгорода, Твери или Москвы.

Эта выставка позволяет к этим вопросам вернуться, с одной стороны, чтобы еще более точно сформулировать стилистические особенности ростовской иконописи, и опять-таки, вернуться к проблеме взаимоотношений Ростова и других художественных центров, в первую очередь Москвы.
С той точки зрения, что, допустим, живопись Москвы или Новгорода, или Пскова обладает индивидуальными, ярко выраженными чертами, которые ни с чем не спутаешь. Эпохи уже развитого этапа. И действительно, это были ведущие центры. Но были и другие центры. Иконопись того же Ростова своими особенными чертами обладала. Этот стиль не настолько легко уловить бывает, но тем не менее, он вычленяется из этого общего потока древнерусской живописи. Безусловно, невозможно сводить всю древнерусскую живопись только к Москве или Новгороду.

Ну вот, конечно, в Ростове почитали своих, местных святых. Святитель Леонтий Ростовский здесь многократно на разных иконах повторяется. Здесь раздаточная икона XVI века. Здесь он в составе чина из села Паникарово включен, наряду с другими вселенскими святыми. Они характерную иконографическую черту имеют — белый клобук. На иконе у входа мы видели и Леонтия, и Исаию Ростовских рядом с Николой Чудотворцем, они изображены в среднике. Дальше на деревянных иконах опять-таки ростовские святители. То есть, конечно, это сюжет очень популярный в ростовской иконописи. Для ростовчан это был предмет гордости. Естественно, их первые святители, которые в XI веке еще распространяли христианское вероучение в среде язычников, населявших тогда Залесскую землю. Это был подвиг христиан. И они, конечно, широко почитались. И ростовских святителей на произведениях ростовской иконописи вы зачастую встретите.

С другой стороны, нельзя говорить, что, допустим, Сергий Радонежский был особенно почитаем в ростовских землях. Понятно, что он имел общерусское почитание. Но известно же, что его родители жили под Ростовом. И вот эта икона очень интересная, она из собрания нашего музея, точное происхождение ее неизвестно, она поступила в свое время из музея истории религии Санкт-Петербурга. И здесь вы видите Николу Чудотворца, XVI века икона, образ святителя Николы Чудотворца, естественно, широко почитавшегося на Руси. Сверху изображена Троица, тип Ветхозаветной Троицы, в сегменте неба, а в левом верхнем углу — явление Богоматери и апостолов Сергию Радонежскому. Ну и тут избранные святые: пророк Илья, пророк Иоанн Предотеча, Екатерина, Никита, Стефан, Мина, ну какие-то патрональные, видимо, святые. Ну это вот клеймо с изображением явления Сергию Радонежскому Богоматери и апостолов, оно, по-видимому, не случайно указывает на место происхождения памятника, связанного, безусловно, с ростовскими церквями. Возможно, заказчиком был Варницкий монастырь. Потому что Варницкий Троице-Сергиев монастырь был основан на месте, где располагались имения родителей Сергия. Возможно, это как раз указание. Но не обязательно, конечно, из этого монастыря, мы можем только гипотетически предполагать. Ну вот, вероятно, из таких земель, где память о Сергие Радонежском сохранялась, эта икона и происходит. Безусловно, ростовского письма.

В отношении этого памятника идут дискуссии среди исследователей. Большинство, я в том числе, склоняются к тому, что мастером был ростовец. Безусловно, принадлежал к ростовской художественной культуре, хотя выдвигалось мнение, что и московского мастера для исполнения этого иконостаса могли пригласить. Но мне кажется, что в отношении деисусного ряда можно совершенно точно сказать, что это Ростов. Слева еще из этого же села происходящая икона, житийная, святого Димитрия Солунского, и относительно датировки этого памятника тоже дискуссии ведутся, и относительно авторства. Когда она оказалась в таком контексте, рядом с более монументальным образом святого Георгия, все-таки общность культуры ощущается и в колорите, и в композиционном построении. Я склоняюсь к тому мнению, что перед нами ростовский мастер. Обратите внимание, как горки написаны, тот же розовый цвет, нежный или нежно-бирюзовый. Колористическая гамма светлая, радостная, воздушная, почти тающий колорит, очень нежная, облегченная, как раз для ростовских мастеров характерная. Они этим отличаются от московских живописцев, которые, как я уже говорила, склонны к большей репрезентативности, можно сказать, торжественности образов.

Выставка позволила несколько неожиданных сопоставлений сделать. Допустим, если мы к той стене обернемся, здесь же иконы собраны из разных музейных и частных собраний. На стене в центре образ расположен святого Николы Можайского из частного собрания. Обратите внимание, как легко фон написан. Вообще, ростовчане любили такую живопись — очень свободно, широко положенные, почти прозрачные голубые краски. И образ святителя — очень изысканный, с одной стороны, очень тонко написанный, но при этом весь как бы колеблющийся, он почти бесплотный. Это как раз ростовская черта, не московская. А слева от него расположен образ ярославских святителей Федора, Давыда и Константина, а справа — апостолы Петр и Павел, это спилки, на самом деле. Спилки смонтированы на более позднюю основу. Невозможно установить, то ли они здесь происходили, то ли это была какая-то икона, где апостолы предстояли Христу.
Комментариев пока нет