Вопросы развития старообрядческих элит, ситуация в единоверии, возможность сближения старообрядческих согласий и РПЦ, а также другие темы — в новом интервью игумена Кирилла (Сахарова) нашему сайту.
***
Безусловно, есть. Здесь можно было бы назвать немало имен, как мирян, так и священнослужителей. Митрополит Корнилий «академиев» не заканчивал, но он книгочей, очень любознательный человек, постоянно растет. Архиепископ Киевский и всея Украины Никодим — глубокий, грамотный человек. Ростовский архиепископ Зосима — дотошный уставщик, много сделавший для поднятия уровня исполнения церковного устава. Среди среднего духовенства заметна целая плеяда образованных, развитых клириков, многие из которых имеют высшее светское образование. Могу назвать несколько имен тех людей, с кем приходилось общаться. Это, прежде всего, «клан» Чуниных — золотой фонд старообрядческого духовенства. О. Василий Андронников, клирик Покровского кафедрального собора. Обучаясь в Свято-Тихоновском университете, он творчески прилагает полученные знания на родную почву. «Саратовская двоица» — отцы Михаил Родин и Вадим Коровин. Первый возглавляет Просветительский Отдел Митрополии РПСЦ, читает лекции по Ветхому Завету в Духовном училище. Второй — уникальный канонист. Очень симпатичен мне о. Владимир, настоятель Успенской церкви в поселке Городище в Донбассе. Среди мирян также много солидных, интересных персоналий. Дмитрий Урушев и Роман Майоров блестяще читают лекции в Никольской церкви на Белорусской. Также, конечно, и профессор, сотрудник ВШЭ Алексей Владимирович Муравьев. Мой давний знакомый Сергей Владимирович Маркус, заместитель о. Михаила по Просветительскому Отделу. Руководитель пресс-службы Московской Митрополии РПСЦ Роман Аторин. В общественно-политическом плане пока заметна, пожалуй, единственная звезда — Валерий Коровин, до недавнего времени член Общественной Палаты. В Русской Древлеправославной Церкви первая величина — это, конечно, о. Андрей Марченко. Из беспоповцев могу назвать тех, с кем больше всего соприкасался, — это Кирилл Кожурин из Питера и Максим Пашинин из Москвы.
Насчет радикалов. Как это ни странно, я с ними практически не соприкасался. Обычно называют одного из архиереев. К ним относят настоятеля кафедрального собора, еще двух-трех священников, нескольких мирян. Со всеми лично у меня неплохие отношения, их я не могу назвать узкими фанатиками. У них есть опасения за сохранность чистоты веры и канонических устоев, будущее древлеправославия. Были случаи, когда кто-то из духовенства прекращал со мной общение, видя в моем лице потенциальную угрозу для старообрядчества. К этому я отношусь спокойно, так как каждый поступает по совести, по велению своего сердца.
Думаю, что, если бы не было тех, кого называют радикалами или ревнителями, то не исключено, что корабль РПСЦ в своем курсе мог дать некоторый крен.
Есть правда и в первом, и во втором мнении. С одной стороны, нет никаких канонических препятствий для появления единоверческого епископа, но, с другой стороны, ситуация в малом стаде единоверцев такова, что нет, пожалуй, на сегодня ни одной фигуры в нем, которая бы устраивала всех, поэтому, скорее всего, это положение сохранится еще на неопределенно долгое время.
В этом году исполняется 50 лет соборному постановлению о снятии клятв на старые обряды. Надо бы как-то отметить эту дату. Что касается препятствий на пути к единству, то, на мой взгляд, их немало. Если их рассматривать по отдельности, то каждая может явиться практически непреодолимым барьером для единения. Возьмите, например, такой фактор, как преобладание обливательной формы крещения в новообрядческой среде. Никто из старообрядцев никогда не согласится закрыть на это глаза. Я всегда был пессимистом в вопросе единства и не скрывал этого. Что такое снятие клятв? Это, ведь, по сути, признание ошибки, а как быть с большими жертвами этих ошибок?
Есть немало фактов о причастности духовенства «господствующего вероисповедания», как тогда говорили, к этим гонениям. Когда в 2000-м году отмечали 200-летие единоверия, вину за эти гонения свалили на светские власти. И снятие клятв, и возможное покаяние за гонения послужат лишь «расчищению площадки» для серьезного диалога, который, по сути, еще не начинался. Хотя, как известно, проходят встречи в формате двухсторонней комиссии по рассмотрению канонического достоинства Белокриницкой иерархии.
У меня такое впечатление, что в Московском Патриархате ее и признали бы, но при условии вхождения РПСЦ на правах автономии в состав РПЦ. Но возникает вопрос: а нужно ли это старообрядцам? С одной стороны, конечно, единство лучше раскола, но старообрядцы всегда ощущали себя самодостаточными и с подозрением относились к таким шагам, размышляя: а что за ними стоит, чем они продиктованы? Я имею в виду, прежде всего, РПСЦ. Далее нужно говорить об отмене решений злополучного Большого Московского Собора. Большую работу по анализу его постановлений провели в РДЦ. Резюмируя, могу только подтвердить свой пессимистический взгляд на перспективу единства. В идеале, конечно, дело благое, но возникает вопрос: каким образом, какой ценой, с какими последствиями?
Добавлю, как могут быть надежды на объединение позитивными, когда в подавляющем большинстве случаев просто совершить богослужение по обычному чину, то есть без сокращений, согласно Уставу, уже непосильная ноша для большинства приходов РПЦ.
В течение многих лет я посещаю разные мероприятия на Рогожском — выставки, конференции, вечера духовных песнопений. Редчайший случай, когда какой-нибудь клирик из РПЦ посетил бы эти мероприятия. Значит, каждый живет сам по себе, не испытывая жажды сближения и единения.
Решать такие вопросы только наверху — это дело очень рискованное, чреватое трагическими последствиями. В сухом остатке у меня на эту тему — необходимо покаяние за кровавые гонения, пролитие братской крови. Может быть, после этого милость Божия посетит нас и наставит на правильный путь. Главное, чтобы все было по правде Божией, в соответствии с канонами.
То же самое, что и Вы сказали. Это будет капля в море, скорее старообрядчество растворится в новообрядческой стихии, чем произойдет коренной переворот в РПЦ. Да, возрастет интерес к древнерусскому благочестию, увеличится количество приходов, служащих по старому обряду, но это будет, если говорить откровенно, похоже на заплату на большом куске материи или на пятое колесо телеги…
В старообрядческой среде само собой произойдет раскол, и за теми немногими, кто пойдет по этой стезе (я не смогу назвать ни одного имени), пойдет мизер. Это будет похоже на переход в Синодальную Церковь группы старообрядческих клириков из монастыря Белая Криница во второй половине XIX века.
Каноническая иконопись на той же Украине не распространяется широко. Она там практически невозможна в широком плане. Что касается России, то подавляющее большинство реставрируемых и вновь открываемых храмов расписывается в каноническом стиле, в том же стиле устраиваются и иконостасы, пишется большинство икон. Но дело в том, что иконопись — это данность, явленная в конкретном храме на постоянной основе, а знаменное пение — это повседневность. Для его восприятия необходима духовная подготовка, аскетическое делание, строгое соблюдение поста.
Думаю, что для начала нужно отойти от тех, не лезущих ни в какие ворота, образцов партесного пения, и практиковать преимущественно пение на гласы (они, кстати, тоже отличаются от древнерусских).
Для такой ситуации есть, во многом объективные, причины — это слабый приток молодежи, загруженность прихожан повседневными заботами, обеспечением себя хлебом насущным. У многих ведь, например, рабочий день, по сути, не нормирован. Честно говоря, та модель общинной жизни, которую я культивировал (или создавал впечатление) в течение 30 лет — выдохлась. Наработки, конечно, пригодятся, но возврат к обычной приходской модели, естественно, с некоторым своеобразием, налицо, с этим ничего не поделаешь. Во многом так случилось по объективным причинам, никакого просвета пока не вижу.
Благодарю Бога за то, что появился сайт «Русская вера». Много было сделано, но могло быть еще больше, если была бы выверена сбалансированность курса. Хотелось бы, чтобы это услышали те, от кого это зависит.
Хочется сказать им: не надо резких телодвижений, погони за экстравагантностью и оригинальностью. Пусть по-прежнему доминирует солидный просветительский аспект, сочетаемый с оперативностью реагирования на актуальные события. Дай Бог всем нам дара рассуждения.
Могу открыть вам один секрет — в моем обиходе и распорядке в связи с эпидемией практически ничего не произошло. Я признаю необходимость некоторых ограничений, но без крайностей, особенно в богослужебном плане.
Духовные выводы неутешительны — примерно такие же, как и после трагических событий на моей малой родине, в Донбассе. Народу в храмах не прибавилось, а напротив — резко сократилось. Это также очень существенная причина заката общины в нашем случае, поскольку, если нет подпитки, то все чахнет. Недавно общался со знакомым священником, несущим служение в больничном храме. По его словам, когда был пик эпидемии, то по ночам из больницы по несколько покойников увозили в морг. Эпидемия показала, насколько все хрупко и ненадежно в земном бытии.
все это замечательная полемика про Клинцы, Вязьники и пр.
Если это правда староверы подлинные стремятся сохранить то удачи им.
Но вот азъ многорешныи могу достоуважаемымъ и зело чтимымъ участникам дискуссии сказать по теме —
с десяток ЕДИНОВЕРЧЕСКИХ то исть вполне наших, РПЦшных храмов стоят и никому не нужны.
Сам 15 лет своей жизни потратил на то, штоп биться башкой об стенку по возвращению одного из них.
Башка суръезно пострадала — почему прошу за стиль научный строго не судить —
а храм так и используется по хознужды — и никаких перьсьпектив.
Понятно дело — 90-летние баушки за ети 15 годов хто преставился о Бозе (а были родовые единоверки — что ходили в моленныя дома еще при советской власти, и пели — умели напевкой спеть канун Пасхальный, панихиду — и как пели… увы)
хто жив ишо, да ноги еле двигают — и пробивать ходить ясен пень не им уже, а внуки с такой перьспективой имеют полный шанс и не знать, как их предки молились.
Картина маслом в стиле Левитана где баушка молится крестом, дочки — хто как, а внучки уже тремя пальчиками… не в них конечно дело (в пальчиках, а не во внучках).
Но умирает предание. Гибнет наследие.
У старообрядцев чуть получше, да не намного.
За другие храмы — што по поселкам — где их делают новообрядческими (не по злой какой-то воле, а никто не пр осил, что надо как-то по другому — а кто п росить будет — те баушки, што при Сталине 7-летними девчушками при закрытых окнах тайком молились?)
А где стоят безхозными. Где и вовсе разрушены — это большинство.
И ведь сказать нельзя штоб не был ничего.
ТО исть живет в етом пселке какая баба Нюра, читает по покойникам (с двумя тремя такими же), и слова-то такого ЕДИНОВЕРЕЦ она знать не знат, да и родители-то яё не знали, а просто в церкву ходили, и по церковному молились.
И она себя никак не называт, церковной веры мы и церковной, а што крестом молимся — ну так Исус Христос молился, нам родители сказывали, а старообрядцы — оне тоже так молятся, хоть наши родителеи к старообрядцам не ходили, а в церквах везде так молились — все церква нашими были, пока в годы войны не приехали батюшки новые, тогда там по новому молиться стали.
Примерно так объясняют понимающему человеку.
Но их все меньше и меньше
Вот вот и я к тому же, а единоверческие священники почему то обостренно реагируют .В России чуть более десятка регионов, где имеются немногочисленные толи единоверческие, толи старообрядные приходы и то по одному, кроме Москвы, Подмосковья и Нижегородчины в которых по 3-2. Вот бы и занимались, непаханное поле и люди есть, которых привлекает древлее благочестие, в силу ряда причин не готовые пойти к старообрядцам. Так нет, все пытаются что то исподволь выискать у старообрядцев, у которых тоже немало проблем, но в целом по городам ситуация намного лучше.
я писал не о людях, которых «привлекает» древлее благочестие, а о тех, к то этим благочестием живет с
момента даже не своего рождения, а с рождения своих прабабушек.
Весь парадокс в совершенной беззащитности их, хранителей Предания.
Возможности же упомянутых Вами приходов неизмеримо больше, но не всегда можно говорить
о их связи с во всяком случае прямой связи с исконным единоверием.
У старообрядцев есть руководящие центры.
Соот-но они направляют своих представителей на места.
В единоверии этого нет. Священник отвечает за свой приход.
Это по-своему понятно, ибо где взять ресурсы и средства.
Но все же нужен некий ЛЕЕСТР
ЛЕЕСТР перечень храмов на предмет
1 Сохранность храма
2 Как используется и кому принадлежит
3 Обретаются ли потомки ед-цев на тер-рии бывшего прихода в не зависимости от того, сохранился ли храм.
Ибо есть населенныя пункты где храма нет, но двуперстники из потомков прихожан ишо пока остались.
(пока — ключевое слово)
Как правило при закрытии ед-ского храма образовывалась моленная изба, читали по покойникам, собирались на родительские и т. д и т. п.
не будучи отдельной религией прихожане не испытывали проблем с обращением к общеправославному попу.
То исть могли и крестить сами, а затем поп обычный доверщал. Но эта ситуация повлияла на сохранность обряда. Если читальщицы и молельщицы сохраняли понятия об обряде, то невоцерковленная часть обычно со временем забывала как пальцы складывать и даже элементарные молитвенные тексты.
В 2005 году в 40 км от нашего города был заложен храм Успения Божией Матери.
Там была довольно сплоченная группа баушек именно из потомков единоверческих прихожан. Очень усердно они следовали всему обряду, но не мешались со старообрядцами и окормлялись в православной церкви.
С первого же дня они стали собираться на моления в новой еще недостроенной церкви. Читали канун, пели панихиду. Никакого разговора про обряд при закладке храма не было. Просто меценат профинансировал, храм заложили обычным чином на месте старого — ед-ского.
Потом наездом приезжали попы, служили обычно, в их отсутствие баушки сами молились по-старому.
Такая двуобрядность тянулась постепенно, но на ходатайство о «своем» священнике они так и не решились.
Похожие истории и в других местах.
А вот был бы ЛЕЕСТР- был бы разговор.
В таком-то поселке был храм. — где он?
Есть ли там население употребляющее старый обряд?
Если есть, какие меры приняты?Кто окормляет?
И тогда уже можно говорить о командировках священников куда-то и так далее
Подобие «Леестра» имеется и на этом сайте, только никак не могут его привести в нормальное состояние. Бабушки, которых Вы имеете ввиду, как правило, вымерли. А нынешние в детстве что то видели, что то слышали, а жизнь прожили вне Церкви, Сейчас проявляют интерес к своим корням, часто не зная единоверческие они или старообрядческие, Вот кого я имел ввиду. А они могли бы привести с собой нынешних внуков, вот так бы и пошло постепенное возрождение. Старообрядцы уделяют этому внимание (правда зависит от священника), и единоверцам места на поле хватит.
Во! Богоугодная идея! Разрешите нам в Вязниках церкву старообрядческую построить, а то протопоп местный и архиерей РПЦ -«костьми лягут, а храм раскольничий строить не дадут»!
А городскую баню местная власть совместно с епархией РПЦ построили хоть? Помнится именно отсутствие бани и послужило отказом на слушаниях по вопросу строительства старообрядческого храма.
Вопрос интересный, наверное и справедливый, хотя со стороны малопонятно — где тут баня, где местные старообрядцы с их средствами на постройку храма и где епархия РПЦ? Предполагаю, что имеет место беспредел, но надо пояснить.
Но не удержусь и от бумеранга: а какое отношение имеет Заволжский к местной епархии РПЦ?
Бумеранг принимаю. В остальном рекомендую вспомнить информацию с этого сайта о слушаниях, где присутствующие предлагали вместо храма построить городскую баню и что представители епархии проводили соответствующую работу — никакой «отсебятины» !
Стало интересно. Перечитал сообщение: https://ruvera.ru/news/vyaznikovskie_staroobryadcy. Но не увидел роли епархии РПЦ. За имидж среди населения нужно бороться. Разве у РПЦ всё так гладко и нет протестов «местного населения» по строительству храмов?
«скорее старообрядчество растворится в новообрядческой стихии»
да это и так происходит.
А между тем совсем не обязательно в этом плане что-то изменится, то есть что оно будет растворятся быстрее.
Есть разные форматы — резановский проект еще 19 века.
И ведь не растворилась же РПЦЗ.
Уже давно известно, что Новообрядческой господствующей церковью для ликвидации хранителей старой православной веры была придумана особая переходная ступень, так называемое единоверие, духовенство которого было подчинено архиереям новообрядческой церкви. При этом службы совершались по старым книгам; обряды, церковные чины и обычаи были старообрядческими.
Зачем двурушников к старообрядцам примазывать. У староверов и так 2 поповские Церкви, а единоверие это пятое колесо в телеге.
Уже давно известно, что для ликвидации хранителей старой православной веры были придуманы так называемые 2 поповские иерархии
. Зачем их примазывать к старообрядчеству когда за сто лет до их появления и так
уже было единоверие с православными попам служившими по-старому, а эти иерархии как пятое колесо к телеге, отродясь у старовером никаких иерархий не было.
Всегда с большим интересом отношусь к высказываниям о.Кирилла и на сей раз не ошибся.