В РПЦ надеются на воссоединение со старообрядчеством

6 февраля 2021 года в эфире программы «Церковь и мир» на телеканале «Россия 24» председателю Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополиту Волоколамскому Илариону (Алфееву) задали вопрос о старообрядцах и почему они не хотят объединиться с РПЦ. Отвечая на вопрос, митрополит сказал, что причины, спровоцировавшей старообрядческий раскол, сейчас не существует и выразил надежду, что «рано или поздно мы все воссоединимся в лоне единой Церкви».

Митрополит Корнилий и митрополит Иларион

«С моей точки зрения, ничто не должно было бы препятствовать нам воссоединиться в лоне единой Церкви. РПЦ уже полвека назад отменила клятвы на старые обряды, у нас есть единоверческие приходы, где богослужение совершается старым чином, где крестятся двумя перстами, а не тремя, где имя Исуса Христа произносится с одним «и» — так, как это требуется в старообрядчестве. То есть та причина, из которой в свое время возникло разделение, сейчас устранена. Ведь оно возникло из-за обряда, а сейчас есть возможность в лоне РПЦ соблюдать старый обряд».

Но, как часто бывало в истории, раскол возникает по одним причинам, а потом, когда уже две церковные структуры живут изолированно одна от другой, возникают и многие другие причины, которые препятствуют им воссоединиться, констатировал митрополит Иларион, выразив надежду, что «рано или поздно эти причины будут устранены и мы все воссоединимся в лоне единой Церкви».

Председатель ОВЦС рассказал о том, что поддерживает многолетние добрые отношения с главой Русской Православной старообрядческой Церкви митрополитом Корнилием (Титовым), обсуждает различные вопросы, встречается с ним как в двустороннем формате, так и, например, на заседаниях Совета по взаимодействия с религиозными объединениями при Президенте Российской Федерации.

В РПЦ надеются на воссоединение со старообрядчеством
Митрополит Иларион на Рогожском, 2013 год

«У нас существует определенное взаимодействие по вопросу о возможности или невозможности признания иерархии Старообрядческой Церкви. В настоящий момент ни РПЦ не признает иерархию Старообрядческой Церкви, ни старообрядцы не признают нашу иерархию. На эту тему мы ведем сейчас переписку, выясняем обстоятельства, при которых появилась старообрядческая иерархия. Пока в этой переписке точка не поставлена. Что же касается вопроса о том, что препятствует старообрядцам воссоединиться с РПЦ, этот вопрос следовало бы задать самим старообрядцам», — отметил митрополит Иларион.


Источник: Патриархия.ru

Понравился материал?

Лучшая благодарность за нашу работу — это подписаться на наши каналы в социальных сетях и поделиться ими со своими друзьями!

Комментарии (5)

  1. Иван Калашников
    Иван Калашников

    28 июня 2004 г. предстоятель Русской Православной Старообрядческой Церкви Митрополит Андриан в своем интервью газете «Завтра» по этому поводу сказал: «Собор 1971 г. РПЦ назвал старые книги, чины и обряды «равночестными и равноспасительными», то есть такими же пригодными для христиан, как и новые обряды, чины и книги. Но мы не можем с такой формулировкой согласиться. Для нас новые обряды и чины далеко не равнозначны старым, истинным, святорусским. Для примера обратимся к вопросу о крещении. У нас нет сомнения, что оно должно быть трехпогружательным, а не обливательным, как это принято в РПЦ. И лучше вслед за предками мы лишимся живота, чем оставим отеческое благочестие. Мне кажется, что вообще путь к преодолению раскола не может лежать в плоскости поиска компромиссов. Мол, мы будем складывать персты так, как вы хотите, а за это вы будете петь, как нам приятно. Ты мне, я тебе — это ложный путь. Истинный же путь — в приближении к идеалу. Поэтому те шаги, которых мы ждем от Московской Патриархии, — это движение, направленное в сторону Святой Руси, наших общих древнерусских святых Божиих угодников. Мы, например, с удовлетворением отмечаем, что среди новообрядцев возобновился интерес к древним канонам иконописи, к древним церковным роспевам, что на храмах восстанавливаются осьмиконечные кресты, прозванные прежде «раскольничьими». Но при этом мы сомневаемся, что уже в скором времени произойдет полный возврат РПЦ к старым обрядам и к нормам древней церковности, поэтому в разговорах о «сближении» и «соединении» пока мы не видим реального смысла…»

    Признав свою неправоту, никонианцы следующим шагом должны были бы принять на себя ответственность за разделение Церкви, за жестокие преследования нескольких миллионов старообрядцев, за кровь сотен тысяч древлеправославных христиан, пролитую из-за их нежелания соучаствовать в «ошибке». На никонианской церкви (РПЦ) лежит грех уничтожения и репрессий, за невинно пролитую кровь огромного числа христиан-староверов и после этого Никонианская церковь еще оказывается прощает тех кого уничтожила?!? И продолжает обвинять, «что препятствует старообрядцам воссоединиться с РПЦ, этот вопрос следовало бы задать самим старообрядцам» отметил митрополит Иларион».
    РПЦ не нашла в себе сил признать свою неправоту, принести покаяние за грех трехсотлетнего раскола и вернуться к истиной православной вере Святой Руси.

    • К сказанному выше хочется добавить риторический вопрос : а что РПЦ уже решила свои многочисленные внутренние проблемы и стала настолько привлекательна для старообрядцев?

    • не знаю решила или нет.
      А только вот миллионы потомков старообрядцев в нее идут и даже не задумываясь идут.
      Это Вы можете на примере практически любого региона просчитать.
      Где было 100 тысяч старообрядцев ныне найдется просто сто — без тысяч. Активных прихожан.
      А пассивные захожане чаще заходят в МП чем в храмы своих согласий.
      Желание староверов сохранить свою обособленость понятно и отчасти и даже оправдано.
      Их механическое простое растворение не принесет пользы.
      Но увы оно происходит

    • И происходит именно так — они просто становятся обычными не то что прихожанами, а большею частию и захожанами РПЦ.
      СОознательное же переосмысление всей сущностной стороны вопроса — ее нет.
      Наследие древней Руси — есть некая
      закваска. Вы сохраняете ее в сосуде особо.
      Но из сосуда добавляете в муку, дабы получить хлеб.
      И берете новую закваску из теста.

      А что будет если сосуд с закваской закрыть навсегда.
      Погибнет и хлеб и эта закваска. Безо всякого смысла.
      Староверам нужно с 1 стороны сохранять свое.
      Но с другой — нести это в общецерковную массу.
      Нынешнее отсутствие общения препятствует тому. И посему единоверческие приходы потенциально могут оказаться в более выгодной позиции.

    • Видимо, Вы попутали миллионы, это скорее относится к бывшим комсомолочкам, ставшими бабульками и заполняющими ныне храмы РПЦ. Что касается старообрядцев и современного единоверия рекомендую сегодняшнее интервью с о. Кириллом (Сахаровым) на данном сайте.

+

Авторизация

* *
*

Регистрация

*
*
*
*

Проверочный код


Восстановление пароля