Несмотря на распространение религиозной толерантности и пропаганду в странах мира гуманистических ценностей, ситуация в этой области во многих странах остается критической. В первую очередь это касается стран Азии, где преобладает мусульманское население. Положение осложняется кровопролитными гражданскими войнами и вооруженными конфликтами с США и странами НАТО. Христианские общины Сирии, Ирака, Пакистана, Египта находятся под постоянной угрозой кровавых расправ и полного уничтожения со стороны радикальных объединений ИГ, Аль-Каида и др. На этом фоне законодательные притеснения христианских общин, которые существуют фактически во всех исламских странах, отходят на задний план.
Египет в крови
26 мая 2017 г. в Египте произошел очередной теракт в отношении христиан-коптов. Боевики террористической организации «Исламское государство» (ИГ) на трех машинах обстреляли из автоматов автобус с христианами-коптами в районе монастыря Святого Самуила в провинции Эль-Минья на юге Египта. Христиане направлялись в монастырь из Бени-Суэйфа. В автобусе находились около 40 детей. Согласно последним официальным данным, погибли 29 и пострадали более 20 человек. Среди погибших в основном женщины и дети.
Эта кровавая расправа является лишь звеном в непрекращающейся череде подобных событий. Не далее, как 9 апреля 2017 г., произошел теракт рядом с коптской церковью, расположенной в городе Танта в 75 км. к северу от Каира — столицы Египта. По меньшей мере 30 человек погибли, более 70 получили ранения. Взрывное устройство было применено против верующих, отмечающих вербное воскресенье — торжественный вход Исуса Христа в Иеросалим.
Позднее в этот же день террорист-смертник взорвался в соборе Святого Марка в Александрии. Погибли еще не менее 18 человек (по другим данным 21), более 20 получили ранения.
Непрекращающееся насилие против христиан-коптов в Египте не оставило равнодушными деятелей религиозного мира. 28 и 29 апреля Папа Франциск совершил поездку в Египет, главной целью которой назвал поддержку восточных христиан. Католики составляют меньшинство из коптских христиан — 250 тысяч. Всего христиане-копты насчитывают 8–10 миллионов и являются самой большой христианской группой на Ближнем Востоке.
Красная Пасха в Лахоре
В Юго-Восточной Азии наибольшие гонения на христиан происходят в Пакистане, где в некоторых штатах (например, в Пенджабе) правительство слабо контролирует ситуацию. Как результат, там практически ежедневно происходят разного рода нападения на христиан, часто с применением оружия. Многие христиане в Пакистане отбывают наказание по печально известному закону «о богохульстве», нарушителем которого потенциально может быть каждый христианин, который верен своим христианским принципам.
В 2016 году на Пасху произошел теракт. Воскресным вечером 27 марта в пакистанском городе Лахоре прогремел взрыв. Смертник подорвал себя у входа в парк, рядом с детским сектором и билетными кассами. По последним данным, погибли 72 человека, пострадали более 300, большинство из них — женщины и дети. Ответственность на себя взяла группировка «Талибан», объявившая, что планировала убить отмечавших Пасху христиан.
Террористы не в первый раз атакуют христианскую общину Пакистана — в 2013 году 81 человек был убит в церкви в Пешаваре. «Талибан» оправдывает террор тем, что западные страны ликвидируют его лидеров. Террористы считают, что пакистанские христиане несут ответственность за действия христианского Запада.
Сейчас в Пакистане проживают около 190 миллионов человек, из них чуть больше 2,4 миллиона — то есть 1,3 процента — христиане (в основном проживают в провинции Пенджаб). Это меньшинство, причем меньшинство дискриминируемое. Большинство пакистанских христиан — потомки неприкасаемых, принявших евангельское учение и переселившихся в другую часть огромной Британской Индии, чтобы вырваться из оков кастовой системы. В основном это рабочие, многие не умеют читать и писать, поэтому занимаются низкоквалифицированным трудом.
Официально проповедование христианства и обращение в него в Пакистане, в отличие от, например, Саудовской Аравии, не запрещены. На практике же христиане находятся под постоянным прессингом. Власти действуют рука об руку с «Талибаном», широко применяя против религиозных меньшинств печально известные законы о «богохульстве». Трактуются они необычайно широко: богохульством можно при желании счесть любое негативное высказывание об исламе. Виновного ожидает смертная казнь. В общей сложности по «религиозной статье» осуждены около десятка христиан. Число небольшое, но людей пугает сама возможность оказаться на скамье подсудимых по сфабрикованному обвинению.
Плененная Нигерия
В апреле 2013 года в Нигерии вооруженные боевики из исламистской группировки «Боко Харам» похитили более 200 школьниц, большинство из которых были христианками, из государственной средней школы в городе Чибок. Меры, предпринятые правительством Нигерии по освобождению школьниц, не принесли результатов.
Позднее лидер группировки «Боко Харам» в распространенной видеозаписи заявил, что похищенные школьницы будут выпущены на свободу в обмен на освобождение всех арестованных боевиков. Он также подчеркнул, что девочки приняли ислам, и на съемке показаны 130 девочек, закутанных в хиджабы и молящихся в неустановленной сельской местности.
«Боко Харам», чье название в переводе означает на языке хауса «Западное образование греховно», ведут вооруженную борьбу за создание исламского государства на севере Нигерии. По данным СМИ, в общей сложности с 2009 года «Боко харам» похитила по меньшей мере 2 тыс. человек.
Только в начале мая 2017 г. удалось вызволить из плена около 100 школьниц. Все они находятся в тяжелом психологическом состоянии. Подтвердились факты о насильственном обращении в ислам. Многие девушки вернулись с детьми на руках, так как были отданы в жены участникам группировки. Еще более 100 девушек остаются в плену.
Нигерия является одной из наиболее неблагополучных для христиан стран. Атаки на христиан случаются регулярно и отличаются особой жестокостью: боевики вырывают у жертв глаза перед массовым убийством. Дети и женщины угоняются в плен, впоследствии используются в качестве террористов-смертников.
В октябре 2016 года более 40 христиан были убиты в деревне Годогодо боевиками «Боко Харам». Дома и имущество жителей были сожжены, не успевшие скрыться жители расстреливались. Помимо убитых, около 300 человек были ранены.
Геноцид против христиан — тенденция роста
Оценки числа христиан, пострадавших за веру, разнятся. По данным исследовательского агентства Open Door, 2015 год с точки зрения преследования христиан в мире был «самым плохим»: более 7 100 христиан были убиты за их веру, а по всему миру было уничтожено или разграблено более 2 400 христианских храмов. Так как положение ухудшается, число пострадавших в 2016 г. и текущем 2017 г. будет только расти.
Данные исследовательского центра Center for Studies on New Religions (США) выглядят гораздо более пессимистично: белее 90 000 христиан были убиты в прошлом году за религиозные убеждения в результате насилия и терактов. На основании этих данных центр заявляет о том, что христиане являются самым гонимым в мире религиозным исповеданием. В указанное число входят пострадавшие от тоталитарной государственной диктатуры, как в Северной Корее. Но более 1/3 пострадавших приходится на страны, которые Запад во главе с США «демократизировал» военными методами, то есть уничтожил государство и открыл двери радикальному джихаду (в большинстве случаев) во главе с ИГИЛ, такие как Ирак, Афганистан и Сирия.
В последние два года растет как число жертв религиозной нетерпимости, так и жестокость, с которой производятся расправы: не милуются ни юность, ни старость, ни женская честь.
Старообрядчество перед лицом нарастающей угрозы
Христиане-старообрядцы имеют скорбный опыт многовековых гонений на свою веру. Они пережили кровавые гонения времен царя Федора Алексеевича и царевны Софьи, поражения в правах в годы правления Петра I и Анны Иоанновны, масштабные репрессии советского времени. Однакона сегодняшний день старообрядцы пользуются всеми плодами религиозных свобод на территориях исторического расселения в большинстве стран мира. В России старообрядческие согласия признаны государством, глава государства президент Владимир Владимирович Путин не так давно посетил духовный центр РПсЦ на Рогожском. Но стоит отметить, что потенциальная опасность для свободного существования старообрядческих общин существует. И это в первую очередь касается некоторых общин, находящихся за пределами России.
На круглом столе «Международные связи в современном старообрядчестве», который состоялся 29 мая 2017 года, прозвучали опасения по поводу судьбы старообрядцев Украины. В частности, в последние три года там стало совершенно невозможным проводить какие-либо инициативы от имени русских общественных объединений, включая проведение юбилейных мероприятий в честь 400-летия со дня рождения протопопа Аввакума. Юбилей Аввакума может пройти на Украине только как элемент международной программы, например, в статусе ЮНЕСКО.
Также была высказана мысль, что впервые за 300 лет своего существования на Украине староверы начали осознавать, что они оказались во враждебном окружении. Распространяющиеся в стране явления русофобии, безусловно, касаются и старообрядцев.
Участник круглого стола Александр Пригарин отметил, что жить в такой атмосфере достаточно тяжело, и самое главное — непонятно как. Жить по инерции, как жили до 2013 года, не получается. Простой пример: межконфессиональные старообрядческие научные конференции, посвященные липованам. Если в прошлом они проводились при поддержке общественных объединений и государства, то сейчас такое невозможно себе представить. Любое научное мероприятие, в названии которого есть слово «русский», вызывает негативную реакцию. Также существует запрет на ввоз литературы из России.
Печально, что и со стороны российских властей получить поддержку научных и просветительских мероприятий невозможно. И это не потому что Украина этому препятствует, а сами российские представительские службы создают препоны, подобные тем, с которыми столкнулись наши старообрядцы, переселившиеся на Дальний Восток.
Александр Пригарин высказал мнение, что украинское старообрядчество может подойти к той черте, за которой в принципе возможно исчезновение русскоговорящей диаспоры. Если пять лет назад в украинской школе в Одессе преподавался русский язык, то сегодня такого предмета не осталось даже на уровне детских садов. Также он отметил, что до старообрядцев могут докатиться отзвуки конфликта между Украинской Православной Церковью Московского Патриархата и Украинской Православной Церковью Киевского Патриархата. В частности, раздаются голоса о смене названия Церкви. (Как сообщают наши источники, возможное новое название старообрядческой церкви на Украине будет УПсЦ «Украинская Православная старообрядческая Церковь» — прим. ред.). Также есть вероятность, хоть пока и незначительная, рейдерского захвата церковных зданий.
Однако есть мнения, что в данной непростой ситуации нужно находить новые пути выживания, например, развивать образование на церковно-славянском языке, который не подвергается гонениям на Украине. (Украинские президенты приносят присягу на Острожской библии, набранной на церковно-славянском языке — прим. ред.).
Интересным трендом последних лет стало появление старообрядческих общин в странах мира, где нет ни русского, ни вообще славянского населения.
Интересен совсем свежий прецедент обращения пакистанской христианской общины восточного обряда к Русской Православной старообрядческой Церкви о присоединении к старообрядчеству. Представитель пакистанской общины священник о. Кирилл Амер прибыл в Москву в канун празднования дня святых Жен мироносиц. Он передал на Совет Митрополии РПсЦ от себя и второго пакистанского священника восточного обряда о. Антония письмо с просьбой о переходе под омофор старообрядческого митрополита Московского и всея Руси.
Совет Митрополии, состоявшийся 2–3 мая 2017 года, постановил:
7.1. Иерея Кирилла Амер (Пакистан) принять в лоно Церкви вторым чином в сущем сане.
7.2. Поручить иерею Николе Бобкову совершить чиноприем иерея Кирилла и принять его на исповедь.
7.3. Поручить иерею Николе Бобкову в течение месяца вести обучение иерея Кирилла. По итогам обучения преосвященнейшему митрополиту Корнилию определить возможность самостоятельного служения о. Кирилла.
7.4. На следующем Совете Митрополии вернуться к рассмотрению положения дел в Пакистанском приходе.
3 июня 2017 года о. Кирилл Амер был присоединен к Русской Православной старообрядческой Церкви. Чин присоединения совершил иерей Никола Бобков. 4 июня о. Кирилл впервые принял участие в старообрядческом богослужении, которое прошло в Покровском кафедральном соборе РПсЦ. Это служение пришлось на праздник Святой Троицы.
Ясно, что служение старообрядческих священников Пакистана будет сопряжено со многими опасностями, учитывая внутреннюю обстановку внутри страны, о чем уже говорилось в этой публикации.
Новообращенные христиане-старообрядцы в Уганде также стоят перед угрозой террористической расправы. В последние годы в стране не редкостью стали атаки исламских радикалов, целью которых является насильственное обращение в ислам. Группы боевиков врываются в христианские храмы, избивают мужчин, подвергают женщин сексуальному насилию. Все это делается для устрашения христиан.
Выходит так, что всемирное зло может коснуться каждого христианина. В нашей «спокойной» жизни мы должны знать и помнить о кровоточащих ранах, вопиющих к Богу об отмщении, и не оставлять наших молитв о мире и помощи страждущим.
Автор: Анна Грибова
Опасности нынешней ситуации в Украине весьма преувеличены: автор по незнанию или сознательно нагнетает. На самом деле, пожалуй, наоборот: все больше живого уважительного интереса к старообрядцам, старообрядческой церкви, чаще видно сочувственное отношение и симпатия.
Сравнительно свежие репортажи 2016-2017 года из разных источников:
1. «Как живет главное в Украине село старообрядцев» (рус., 2017)
https://religions.unian.ua/orthodoxy/2106569-yak-jive-golovne-v-ukrajini-selo-staroobryadtsiv-ros.html
2. Как живут современные старообрядцы, и почему село Белая Криница на Буковине пришло в упадок (укр., 2017)
https://pogliad.ua/news/bukovina/yak-zhivut-suchasni-staroobryadci-i-chomu-selo-bila-krinicya-na-bukovini-zanepalo-342634
3. «Как старообрядцы на Винничине придерживаются обычаев князя Владимира» (укр., 2017)
http://vlasno.info/suspilstvo/8/dukhovnist/item/19617-yak-staroobryadtsi-na-vinnichchini-dotrimuyutsya-zvichajiv-knyazya-volodimira-foto
4. Три столетия русские староверы берегли свои традиции на Винничине (укр., 2016)
http://visnyk.lutsk.ua/news/ukraine/regions/vinnychyna/22123/
5. Старообрядцы Украины на сайте «Україна Інкогніта»
http://ukrainaincognita.com/tegy/staroobryadtsi