Исследователи и церковные писатели редко задерживаются на подробностях провинциальной жизни и обычно, обронив несколько слов, вновь устремляются к описанию великого и значимого. Однако истории христианских общин — это вовсе не малозначительные крупицы на церковном небосклоне. Каждая из этих маленьких историй складывается из судеб десятков и сотен людей, их личного подвижничества и совершенствования и, в конечном итоге, христианского спасения. Сегодня мы продолжаем публиковать увлекательную историю общины г. Лыскова, написанную её очевидцем, нижегородским христианином, редактором журнала «Общий Дом» — Михаилом Барминым. Начало этой истории опубликовано в статье «Во время хрущевских гонений приходилось совершать крестный ход вокруг печки».
От колыбели к новому храму
Освященный 16 июля 2000 года храм изначально рассматривался как временный на пути к новому, полностью каноничному зданию церкви, эскизный проект которого был готов уже к первому освящению и утвержден митрополитом Московским и всея Руси Алимпием (Гусевым) на месте будущего храма.
К сожалению, владыка не дожил даже до закладки камня. Он упокоился в конце 2003 года. Освящение места и закладку камня совершил о. Леонид Гусев (впоследствии св. инок Ливерий). 14 августа 2004 г. о. Леонид предложил будущий храм освятить в честь Всемилостивого Спаса и в память почившего митрополита Алимпия, так как это день его ангела. Ранее планировалось освятить храм в честь апостола Андрея Первозванного. Предложение же о. Леонида было поддержано общиной.
С момента возрождения общины в 1999 году временным настоятелем был о. Никола Егоров (постоянное место служения — р/п Большое Мурашкино). С первых дней он и вся его семья активно участвовали в освобождении земли под строительство храма и сооружении нулевого цикла. Служили литургию во временном храме два, иногда три раза в месяц. Но, считая Лысково не основным своим приходом, о. Никола редко бывал у нас на вечерней службе и ни разу не провел Пасхального богослужения. Да и после службы редко задерживался. Это расстраивало и вызывало недовольство многих. Без пастыря община снова начала рассеиваться.
Осенью и весной 2004 — 2005 года силами общины Лыскова, Большого Мурашкина и группы прихожан Нижнего Новгорода был залит фундамент, цокольный этаж перекрыт плитами.
Нижегородцев хочется особо отметить. Организованные группы, по 10-15 человек мужчин и женщин, нацеленных на результат, помогали сдвигать горы. Сотни и сотни тонн щебня, граф массы, песка перенесены вручную. Эта помощь внушала надежду в успех дела у общины. А нижегородцев удивляла самоотверженность наших пенсионеров, составлявших большинство рабочих от общины. Так, Евгений Андреевич Терехин, слепой с детства, всегда находил себе дело по силе и возможности. Он почти бессменно работал ручным качком, из скважины обеспечивал необходимый объём воды, передавал кирпич по цепочке, носил носилки вторым номером.
За время постройки храма многие прихожане умерли, не дожив до радостного дня. Некоторые до последнего своего дня активно принимали участие в строительстве. Радовались, что имеют такую возможность. К примеру, Анатолий Грязнов болел (у него было нарушение координации движений), и, тем не менее, он с большой радостью участвовал в расчистке места строительства храма. Многие сотни кирпичей были бережно очищены им и были использованы в строительстве нового храма.
Многократно поднимался вопрос о постоянном священнике, обращались с просьбами в митрополию и другие общины. И всегда главным препятствием виделось отсутствие средств на одновременное строительство и решение жилищного вопроса священнику.
Великим постом 2006 года накануне Вербного Воскресения в беседе с митрополитом Корнилием я посетовал, что близится уже шестая Пасха, которая, по всей видимости, снова пройдет скромным безпоповским чином. И попросил, может ли владыко хоть на одну службу направить кого-то из священников, временно пребывающих в Москве. Митрополит Корнилий очень быстро откликнулся на печаль общины и направил в Лысково св. инока Евагрия. Не буду вдаваться в подробности о радости общины, о чем свидетельствовала полнота храма. Не только в светло праздничную ночь, а с вечера великого четверга по светлый вторник.
На следующий год уже сама община письмом обратилась к митрополиту Корнилию снова направить священника на Пасху в Лысково. На этот раз был направлен св. инок Евфимий (Дубинов). Община о. Евфимию была знакома, он бывал здесь прежде, еще диаконом. Общение со священником подтолкнуло к еще одному обращению, ввиду неопределенности точных сроков поставления св. инока Евфимия в епископы, оставить его в Лыскове до срока. Да и сам о. Евфимий имел такое желание, так как он из земли Нижегородской. Да и перед началом высокого служения хотел подвизаться в малом и преуспеть.
И в июне 2007 года к общине прибыла большая помощь в лице о. Евфимия (Дубинова), направленного в Лысково на временное служение в качестве настоятеля.
За короткое время, что был о. Евфимий в общине, ему удалось не только поддержать общину, духовно собрать, сплотить и умножить христиан, но и вывести строительство храма из местного масштаба на почти всероссийский уровень. Строительство храма росло ввысь и ширилось количеством участников.
Изначально планировалось, что о. Евфимий будет окормлять общину в течение года, но как-то сразу он прикипел к Лыскову и увлекся строительством, что задержался на четыре. Каждый год община писала прошение в митрополию о продлении настоятельства, и каждый раз о. Евфимий прилагал собственные усилия, чтоб остаться. Еще задолго до окончания строительства он задумался о внутреннем убранстве и святынях. Подыскал иконописца и сделал заказ. Его старанием община приобрела частицы мощей св. Илии, Печерскаго Муромца, св. мучеников Константина и Аркадия, Шамарских чудотворцев.
Буквально с первых дней о. Евфимий начал широкую просветительскую деятельность как внутри церкви, так и в миру. Частые встречи с руководством города, культурной общественностью, выступления в СМИ (ниже интервью о. Евфимия журналу «Общий дом» №15 2007 год) и просто общительность с людьми на улице вызывали интерес к храму, к общине. Приходили новые люди и возвращались те, что были крещеные, но не ходили в храм.
Я сам был очевидцем такого случая. Стою на остановке и слышу разговор группы людей:
— Я в этом году пойду на Пасху в старообрядческую церковь. У них священник живой, разговаривает просто, но грамотно. Да я и раньше знал по работе староверов, все были очень положительные люди.
— А я вот никак не решусь, хоть и бабушки-дедушки старообрядцы, а родители неверующие — мама коммунистка. Я ведь ничего не знаю, как молиться, как подойти. Поэтому иногда захожу в Георгиевскую, свечи ставлю, там много таких, как я….
……
Этот отрывок разговора, прерванный подошедшим автобусом, очень запомнился мне.
Как еще много нужно сделать нам, чтобы человек мог войти в храм Божий как в родной дом, а не как в учреждение с табличкой «Посторонним вход воспрещен!».
Что Христос любит каждого, входящего в храм с чистым сердцем, и нет ни эллина, ни иудея… И равно радуется пришедшему и в первый час, и в последний…
Не будет нескромным сказать, что именно усилиями и энергией о. Евфимия храм начал быстро расти, появились новые благотворители, умножилось количество трудящихся на строительстве. Теснее стало в прежнем храме-«колыбели».
Наконец, пришла пора расставаться — о. Евфимий дал согласие на поставление в епископы и осенью 2011 года оставил Лысково. Некоторым утешением для общины стало то, что до поставления в приход постоянного священника он остается настоятелем.
Храм освящен в великий праздник маленькой общины. Еще предстоит многое сделать в вопросе благоукрашения храма, достроить звонницу и многое другое. Это все дела будущего, если Господь благоизволит.
А в последних словах хочется вспомнить и поблагодарить наших предков: их молитвами и старанием не погас этот светильник…
Интервью о. Евфимия журналу «Общий дом» №15, 2007 г.
Наверное, будет уместным начать с того, что, будучи еще в Арзамасе, когда я был простым прихожанином, о. Алексий (мой духовный отец) предложил мне пойти по пути духовному, быть диаконом, а впоследствии, возможно, и священником.
Обдумав это предложение какое-то время, я принял его. И еще тогда я предполагал, что местом моего служения будет Нижегородская земля. Тогда были варианты, сейчас уже не стоит их перечислять.
В 2004 г. меня поставили во диаконы и я год прослужил в Арзамасе. И далее я предполагал, что буду служить диаконом или священником в Нижегородской области.
Но получилось так, что митрополит Андриан благословил мне отъехать в Москву для работы в аппарате митрополии. И вот уже при митрополите Корнилии я был секретарем-референтом, и в итоге в Москве пробыл два года. Конечно же, все это время меня тянуло к родине.
Летом 2006 года меня рукоположили во священники, а осенью на соборе в Белой Кринице утвердили как кандидата во епископы на Нижегородско-Владимирскую епархию.
В ноябре владыка Корнилий совершил мой иноческий постриг, и я удалился в затвор.
По прошествии затвора у меня было большое желание послужить на приходе сколь возможное время, окрепнуть в пастырской деятельности. Для начала было предложено поехать послужить на Пасху в Лысково, на что я с удовольствием согласился. Неделю я здесь пробыл, посмотрел на приход. До этого я уже бывал в Лысково дважды: первый раз с митрополитом Корнилием в декабре 2005 года, проездом из Б. Мурашкино, и в ноябре 2006 г. Хотя это и были короткие моменты, но я уже был знаком с состоянием храма и дел в приходе.
Так что первая моя полностью самостоятельная пасхальная служба произошла здесь, в этом храме. Утром за розговеньем, праздничной трапезой, прихожане очень просили остаться у них подольше, а еще лучше — на совсем.
Удивило? Нет, совсем нет. Ведь они уже знали о моем желании послужить в каком-нибудь приходе. Да и людей понять нужно: с момента освящения храма уже восьмая пасха, а постоянного священника нет. Приход обслуживал о. Никола Егоров, но у него три прихода.
Лысковская община встретила меня очень тепло, для них это была всего лишь вторая пасха, которую они молились со священником. В прошлом году сюда приезжал о. Евагрий по поручению митрополита.
На просьбу общины остаться служить в Лыскове я ответил, что не могу решать этого самостоятельно, как инок не могу поступать, как мне нравится. Посоветовал обратиться к митрополиту.
Поэтому после моего отъезда община особо усиленно стала обращаться к владыке Корнилию с просьбой определения меня на Лысково. Эту просьбу общины поддержали благочинный Нижегородской области о. Михаил Шашков и о. Никола Егоров.
Владыка раздумывал некоторое время, потом спросил, согласен ли я служить в Лысково. К сожалению, в нашей церкви выбор свободных приходов еще очень большой. Я подтвердил свое желание послужить на Нижегородчине. А Лысково мне уже было более всего знакомо. И здесь большой фронт работ, строится новый храм, а значит, священник особо необходим.
Община здешняя тоже еще очень молода, и ей нужна помощь в возрождении духовной жизни. В этом городе много людей, которые корнями своими — староверы. Но ввиду того, что здесь почти семьдесят лет не было открытого храма, а в стране была пропаганда атеизма, люди мало-помалу отпадали от веры отцов.
Нужно приложить много усилий, чтобы собрать расточенную паству. В общем, интересы общины и мои совпали. В конце мая владыка Корнилий благословил меня отправиться сюда. И вот с воскресения 3 июня я здесь служу.
Ввиду того, что община мне более или менее знакома, я начал со знакомства с городом, определением перспектив развития прихода в нем. Побывал в администрации города, на местном телевидении, где в вечерних новостях сделал объявление о том, что службы в нашем храме теперь станут регулярными, призвал людей к посещению храма. Посетил районные библиотеку и музей, это взаимовыгодное направление еще предстоит развивать, их интересует пополнение свежей информацией о современном староверии, а меня — история староверия в этом крае.
А самая главная деятельность моя направлена на возобновление работ по строительству нового храма. На данный момент полностью завершен цокольный этаж и перекрыт плитами, завезен кирпич для дальнейших работ. К сожалению, на дальнейшее строительство не хватает средств. Есть кирпич, есть люди, готовые его класть, но денег на раствор нет. Пользуясь случаем, хочу обратиться ко всем читателям журнала «Общий Дом»: братие и сестры, помогите в строительстве храма Всемилостивому Спасу. Прихожане этого храма всегда будут молиться за вас Богу. Поспешите умножить ваши богатства на небесах.
Комментариев пока нет