Гуслицы не отыскать на карте. Село переименовано, разве только речка Гуслица выдаст названием эти места. А вместе с тем эта обширная местность на востоке Подмосковья широко известна и за пределами области.
В прошлом Гуслицкий край по праву именовали «Старообрядческой Палестиной». Край этот и сегодня населён преимущественно старообрядцами. Он довольно значительно отличается от остального Подмосковья.
Конечно, и сюда добрались многочисленные дачи, спутниковые тарелки и бесконечные торговые точки (хотя, стоит отметить, это направление далеко не самое популярное среди дачников), но и сегодня Гуслицы кажутся каким-то заповедным краем.
Недаром места эти называют подмосковной тайгой. Я даже не сразу понял, когда произошел этот переход, но в какой-то момент мне стало казаться, что едем мы по Архангельской области в сторону Каргополя. Автобус наш уперся в лесовоз и долго не мог его обойти, по бокам — непроглядный мрак елей и сосен, лес завален снегом… Но нет, мы в Подмосковье, каких-то сто километров от вечно шумной многомиллионной столицы.
Экскурсия наша звалась «Град Егорьевск и Старообрядческая Палестина», и это многообещающее название не обмануло. Практически сразу, как мы тронулись, начался интереснейший рассказ нашего экскурсовода Валерия Страхова.
Мне сложно удержаться от пения дифирамбов, но это очень яркий человек. Имеет высшее теологическое (богословское) образование, в настоящее время работает над кандидатской диссертацией в Институте всеобщей истории РАН. Теолог и специалист по истории старообрядчества. Кстати, он ведет несколько экскурсий, связанных с историей старообрядчества.
У меня даже была мысль поделиться с вами частью рассказанного Валерием, но потом мне подумалось что это будет что-то вроде того, когда Рабинович напел Битлз и никому не понравилось… Но немного рассказать о том, что же такое Гуслицы и как там появились старообрядцы, конечно же, необходимо.
В конце XVII века после стрелецких бунтов в Гуслицкие леса и болота бежали гонимые за старую веру царём стрельцы и бояре. Таким образом, получается, что ревнители старой веры бежали не только в далекие края, как-то: Сибирь, Север, Поволжье, но и относительно недалеко от столицы. Постепенно целый субрегион на востоке Подмосковья приобрёл ярко выраженные черты местного хозяйственного, этнографического и конфессионального своеобразия.
Старообрядцы всегда ревностно хранили и поддерживали древние традиции. Культура старообрядческих Гуслиц стояла на очень высоком уровне. В гуслицких селениях лили медные образки и крестики, складни. Это литьё, называемое гуслицким, отличается большим разнообразием. В ряде деревень писали иконы. Во многих деревнях переписывали старинные книги, оформляя их заставки уникальной росписью, получившей название гуслицкой.
Значительная часть здешних старообрядцев до середины ХХ столетия держалась неокружничества. В Гуслицах имелись также немногочисленные общины беглопоповцев-лужкан, поморцев, мокеевцев и некоторых других согласий. Последних неокружников, лужкан и мокеевцев до сих пор можно встретить в некоторых гуслицких деревнях.
В этом медвежьем углу на стыке трех губерний (Рязанская, Владимирская и Московская) гусляки сумели создать свой мир, во многом закрытый для посторонних. Важная особенность: здешние обитатели были все поголовно грамотными, что для России того времени было характерно далеко не для всех ее обитателей.
Местные старообрядцы сделали этот край крупнейшим духовным центром, очень способствовали его экономическому росту. Многие становились видными купцами, так как умели жить расчетливо и бережливо, были лишены вредного светского влияния и были очень целеустремленными людьми. Постоянные преследования крепко сплотили дух гусляков, что хорошо было видно и по широкому распространению в этих краях фабрик и их успешного функционирования. Именно из старообрядчества вышли местные фабриканты и миллионеры (что типично вообще для многих мест компактного проживания староверов). В Рогожском старообрядческом купечестве в Москве в 1930-х годах даже существовал целый круг богатых купцов, выходцев из Гуслиц и соседней Вохны.
Благодаря текстильным фабрикам, основанным купцами-старообрядцами, уже в советское время выросли города Орехово-Зуево, Ликино-Дулёво, Куровское, Дрезна.
Сегодня многие обитатели этих мест относят себя к старообрядцам, хотя иногда оказывается, что это скорее лишь причисление — тех, кто строго соблюдает все обряды на самом деле здесь осталось не так уж и много.
Первой точкой нашего путешествия стала Никольская церковь старообрядцев Белокриницкого согласия в Устьяново Орехово-Зуевского района Московской области. Построена в 1910-1916 гг.
Нас любезно приняли в храме, где как раз недавно окончилась служба и готовились к крещению. Как нетрудно догадаться, поснимать внутри старообрядческих храмов не удалось. Да и надо ли…
Потом наш путь лежал в Ильинский Погост. В прошлом село называлась Гуслицы и именно оно считалось административным центром волости Гуслица.
Здесь в Ильинской школе расположен уникальный музей. И хоть наименование его и скромно — школьный музей, пусть это не вводит в заблуждение.
Откровенно говоря, экспозиции позавидует и иной краеведческий музей.
И уж точно на тему местного старообрядчества ничего похожего и более информативного больше нет (в егорьевском краеведческом музее этой теме уделено не особо много внимания).
Экскурсию по музею нам провел Мишин Сергей Сергеевич — учитель информатики, геометрии и, собственно, заведующий школьным музеем.
Экспозиция музея посвящена истории Гуслиц, начиная со времен Ивана Калиты и кончая советским временем. Много внимания уделено старообрядчеству.
В небольшом помещении представлены предметы из повседневного быта: прялка, кухонная утварь, старинные часы; атрибуты религиозного культа: иконы, кресты, складни, старообрядческие книги.
В кабинете истории есть еще одна экспозиция. Здесь можно познакомиться со знаменитым гуслицким литьем.
Недалеко от храма, сельское кладбище с такими характерными для здешних краев крестами-голубцами.
22 мая 1816 г. начался «великий гуслицкий пожар», после которого уцелел только один Ильинский храм. В 1831 г. на доброхотные пожертвования был возведен каменный летний пятиглавый храм в честь Воскресения Христова.
Далее мы отправились в Егорьевский историко-художественный музей, оставив тихий край заснеженных голубых и зеленых домиков с резными наличниками. Это один из старейших музеев Подмосковья. Если честно, музей очень впечатляет. И определенно на него стоит равняться остальным музеям и подтягиваться до его уровня. А планку они задали очень высокую. И это при том, что Егорьевск совсем не то место, куда едут толпы туристов.
Музей — неоднократный победитель Всероссийского конкурса «Меняющийся музей в меняющемся мире» и номинант премии «Европейский музей года»-2010. Экспозиция музея, который часто называют «Малым Эрмитажем», великолепна. В музее очень впечатляющие объемы материалов по краеведению. И все это великолепно издано и оформлено.
Музей оснащен современными интерактивными технологиями, которые никого не оставят равнодушным. Экспозиционные залы, общей площадью полторы тысячи квадратных метров, построены в виде анфилады. В них представлены лучшие изделия промыслов и производств России XVIII-XIX вв.: золотное шитье, северная резная кость, художественный металл, резное и расписное дерево, стекло, фарфор, керамика Гжели и др.
Залы расписаны орнаментами, которые будто бы перешли в архитектурные формы со страниц рукописных старообрядческих книг местного гуслицкого письма.
Местный «Биг-Бен» — башня фабрики Хлудовых (она же бывший ХБК «Вождь Пролетариата»). Одно из заметнейших сооружений города.
Вообще Егорьевск — самое настоящее открытие для меня. Не знаю, почему он так долго ускользал от меня, но этот бывший рязанский городок невероятно интересен и самобытен. По краям он, конечно, застроен типовой советской застройкой и частным сектором, но побродить по его купеческому центру самое настоящее удовольствие.
А этот замок собственно сам Егорьевский технологический институт им.Н.М.Бардыгина, филиал МГТУ «Станкин». Архитектор И.Т. Барютин.
Эти два красивейших дома тоже связаны с местным старообрядчеством.
Крупнейшим старообрядческим благотворителем Егорьевска был купец Пётр Григорьевич Брехов. Бреховы также были крупнейшими домовладельцами в городе. Им принадлежало 18 жилых домов и 2 отдельных торговых помещения. Сами они жили в доме, где сейчас находится УВД. Соседние здания также принадлежали им. Пётр Григорьевич Брехов передал свой дом под молитвенный для старообрядцев (Храм Святого Георгия).
В 1906 году к нему была сооружена пристройка, поставлены главки и каменная многоярусная колокольня. На первом этаже своего дома он содержал приют для девочек 12-13 лет. Каждую воспитанницу по достижении 18-20 лет он выдавал замуж, награждая богатым приданым. Для своей больной жены он надстроил во дворе над одним из сараев рубленый из брёвен 2-ой этаж. Во дворе его дома стоял стол, на который каждое утро выкладывали 300 калачей и 150-200 штук монет по 3-5 копеек для бедных.
В городе в те времена было много бездомных. Летом Брехов, выезжая на дачу, забирал их из города. Там он их сытно кормил, за что они собирали для него грибы и ягоды, которые возами поставлялись в город на продажу. К осени, отъевшиеся и посвежевшие, они возвращались в город и занимались своими прежними делами.
Рядом Храм во имя святого великомученика Георгия Победоносца (Русская Православная старообрядческая Церковь).
В настоящее время в храме великомученика Георгия ведутся реставрационные работы. Начато восстановление иконостаса. Предстоит восстановление разрушенной безбожниками колокольни. С 1998 г. при храме создана воскресная школа. Прихожанами храма являются как жители Егорьевска и его окрестностей, так и жители соседнего Воскресенского района, где много старообрядческих селений, но с 30-х годов нет ни одного храма. В храм Великомученика Георгия часто приезжают помолиться и старообрядцы-москвичи.
Боюсь, в своем рассказе я не избежал ни галопов по Европам, ни сумбура, ни, возможно, неточностей — не судите строго, это все от переполнения впечатлениями. Вот так вот можно переполниться за дневную поездку всего лишь в сотне километров от Москвы.
Комментариев пока нет