Сайт «Русская вера» уже рассказывал о том, как бывшая учительница из семьи староверов Мария Артеева вместе с родными строила часовню в деревне Печорского района Коми Даниловке. И летом 2021 года в старинной деревне Припечорья уже была достроена и освящена часовня во имя великомученика Георгия Победоносца.
Другое памятной событие, произошедшее в деревне, касалось увековечения памяти участников Великой Отечественной войны Даниловки. Прошлым летом Марии Кирилловне с родными удалось установить дополнительные плиты с именами земляков-героев войны.
После завершения двух больших и значимых для малой родины проектов, жители Даниловки приступили к строительству музея старообрядческой деревни. В один из дней уходящего лета я побывала в Даниловке и узнала подробности.
В часовне
Тотчас по приезде в деревню, едва поздоровавшись с Марией Кирилловной, мы сразу отправились с ней и ее дочерью Ольгой Хасановой в часовню.
— Моя мама Федосья Ивановна Растворова посоветовала принимать нам крещение в поповской церкви, чтобы хотя бы имя было, — рассказывает Мария Кирилловна. — Потому что мы в такие времена жили, когда все запрещали, и нас даже родители не успели крестить в старую веру. Позже моя мама сказала, что нам крещения в старую веру уже не видать, потому что не осталось на тот момент ни одного наставника. Вот и крестились мы с двумя дочерями и тремя внуками в 1993 году в православном храме города Печоры.
А другой наказ, который Федосья Растворова дала своей дочери, это возвести в родной деревне часовню. Напомню, что ранее здесь существовала старообрядческая часовня, которую в 1932 году разрушили коммунары.
Конечно, какой я увидела на тот момент строящуюся часовню в Даниловке зимой 2020 года и сейчас было — не сравнить.
Посередине деревенского поля, где в советские времена хотели построить пекарню, теперь стоял добротный Божий дом, все работы в котором были выполнены с большой любовью. На стенах часовенки удивляло большое количество икон. Полы здания были дополнительно утеплены ковровыми дорожками. А самодельные подсвечники дополнили и настоящими.
— Выполнить внутреннюю отделку в часовне нам помогли жители деревни, — рассказала Ольга Хасанова. — Так как при строительстве часовни мы использовали некалиброванные бревна, то мы с радостью приняли в дар от Елены Кущий и Екатерины Растворовой вагонку, которой и обшили здание внутри. Работы провели мои муж, сын и брат Виктор. А вместе с другой нашей жительницей Валентиной Мартеевой мы все покрасили.
— А откуда столько икон? — поинтересовалась я.
— Святые образы тоже наши родные помогли нам приобрести, — рассказывает Ольга Владимировна. — Людмила, моя племянница, с дочерью часто бывали в Москве и каждый раз привозили иконы для строящейся часовни. Священник, приехавший освящать нашу часовню, подарил нам подсвечники и сказал, чтобы мы еще тексты основных молитв разместили на ее стенах. В часовне всегда стоит бак со святой водой и лежат свечи. В летнее время часовня у нас открыта с 12 до 16 часов. Но бывает, что летом и в 19 часов шли закрывать ее. Зимой из-за короткого светового дня часовня будет работать всего несколько часов.
— Посещают ли местные жители часовню? — спрашиваю я.
— Мы то каждый день сюда приходим. Очень я рада, что теперь о своих маме и папе могу помолиться в часовне родной деревни, — признается Мария Кирилловна.
— Местные жители вначале, когда только-только открылась часовня, мало сюда заглядывали. Но люди и не привыкли еще к тому, что в деревне появилась часовня…Хотя пока мы ее строили, многие интересовались, когда же она откроется? — поясняет Ольга Владимировна.
— Но вот однажды я прихожу в часовню и вижу, что кто-то все свечи до одной сжег, — вспоминает Мария Кирилловна. — Сначала подумала, что это дети играли, а потом увидела, что в шкафчик кто-то 200 рублей положил. Слава Богу, думаю, что какой-то человек заходил сюда помолиться.
Снаружи часовня тоже теперь выглядит красиво.
— Мы думали, в какой цвет ее покрасить? В итоге сначала обработали здание огнеупорной смесью, потом лаком покрыли, — продолжаем беседовать с Ольгой Владимировной.
Божий дом стоит на высоком пустынном берегу реки Печоры, а в ясную погоду прямо за ним можно увидеть седые вершины Приполярного Урала.
Преобразилась территория и вокруг часовни.
— Мы еще вокруг здания хотим ограду поставить и сделать дорожку к часовне. И ограду мы уже купили! А учителя и ученики Приуральской школы провели субботник и посадили деревья рядом с часовенкой в честь 75-летия Великой Победы, — делится далее хорошими новостями Ольга Хасанова.
— Но будут ли здесь проводиться богослужения? — поинтересовалась я
— Благочинный Печорского церковного округа — протоиерей Виктор Урманов — сказал, что 2-3 раза в год сможет приезжать к нам и проводить в часовне Даниловки службы, — уточнила Мария Кирилловна.
Памятник участникам войны
Возведение часовни в Даниловке совпало и с чередой других памятных событий, произошедших в деревне. Ранее я писала о том, что рядом с часовней великомученика Георгия Победоносца Мария Артеева с родными воздвигла и памятник участникам Великой Отечественной войны из Даниловки.
А прошлым летом удалось установить и дополнительные мемориальные плиты с именами остальных героев войны деревни.
— Дело в том, что мама, которая в прошлом работала в Даниловке директором школы, еще вспомнила 20 имен своих земляков, воевавших на полях Великой Отечественной войны. Поэтому нам пришлось заказать дополнительные плиты с их именами. Средства на их изготовление нам выделило Печорское линейное производственное управление магистральных газопроводов — филиал ООО «Газпром трансгаз Ухта» в рамках благотворительного марафона «Мы — наследники Великой Победы», — пояснила Ольга Владимировна.
Так на бывшем пустыре деревни за шесть лет появился комплекс, включающий в себя часовню и памятник.
Музей
Пользуясь тем, что я оказалась в Даниловке летом, то смогла почтить память мамы строителя часовни Марии Артеевой — Федосьи Растворовой, побывав у ее могилы на деревенском кладбище.
Узнала я и о том, что мои герои теперь хотят построить в деревне избу по образцу дома Федосьи Растворовой и открыть в ней…музей старообрядческой деревни!
— А не лучше будет использовать под музей деревни любую другую сохранившуюся старинную избу? — осторожно советую я.
— Пустующие избы в нашей Даниловке есть, конечно, но они не старые, а им по 50 лет всего, — пояснила Ольга Владимировна.
А в самом доме Федосьи Растворовой, который располагается в старой части деревни, уже обвалилась крыша.
Но при его осмотре мы с Ольгой Владимировной обратили внимание на то, что бревна в его составе отлично сохранились!
— Дом у бабушки состоял из двух половин, соединенных сенями. На этой половине печка с полатями находились. Стол в центре стоял, но я его уже забрала из полуразрушенного строения, чтобы сохранить как экспонат для будущего музея. Вот эти шкафы еще при бабушке были в доме, — проводит Ольга Хасанова короткую экскурсию. — Бабушкин дом постепенно разбирают жители и кирпичи от печки растащили уже, полагая, видимо, что они огнеупорные, а на самом деле они — обыкновенные.
В этой части избы хлев находился и хранилось сено. Бабушкин дом был высоким, в него можно было даже на лошади заезжать. Мама рассказывала, что в детстве они под крыльцом чомик (летняя беседка — прим. Н.П.) делали. А дед хотел поставить еще и второй этаж, но не успел…ушел на войну.
Если мы будем строить избу такую, какую мы задумали, то она будет тоже состоять из двух половин, соединенных сенями.
А во дворе музейной избы мы хотим поставить и баню по-черному.
— А какие еще у вас есть экспонаты для будущего музея? — спрашиваю я.
— Работу по сбору экспонатов мы ведем уже давно, — уточняет Ольга Владимировна. — И пока их складываем на чердаке нашей летней кухни.
Побывала я и в так называемом временном хранилище даниловской истории. Здесь уже ждут своего часа коллекция самоваров, старинных керосиновых ламп, чемоданов, телевизоров, котелков и даже сани. Все было доступно для знакомства, как будто на довольно просторном чердаке уже давно открыт музей.
Эти новости, которые я узнала, посетив Даниловку, так радовали и дарили надежду на то, что будет продолжаться история деревни, которая готовится отметить свое 280-летие!
Фото автора
Комментариев пока нет