Сегодня 75-летний глава сибирских старообрядцев, епископ Силуян, Новосибирский и всея Сибири, управляет двумя десятками приходов от Красноярска до Омска и Средней Азии, его паства — около десяти тысяч семей
Старообрядцы сторонятся публичности, однако епископ Силуян живёт вовсе не в отдалённой обители, а в скромном частном доме на окраине Новосибирска, рядом со старообрядческим кафедральным собором.
В интервью корреспонденту Сиб.фм он рассказал об условиях воссоединения старообрядцев с «официальной» Русской православной церковью (РПЦ), врагах православия и о том, почему мужчина без бороды не получит Божью помощь.
Да, мой дедушка был священником в Алтайском крае. Они были беспоповцы, то есть не признавали института церкви и только имели так называемых наставников, их выбрали на сходе из обычных прихожан. Но однажды они вычитали, что без причастия, которое может дать только священник, нет спасения.
И поехали в Москву просить себе батюшку, а в итоге самого моего деда и поставили священником. В 1922 году его «съел» тиф. Отца в веру не клонило, он жил как все — свободно. А к вере меня приучала мать.
В молодости у меня было много желаний. Я увлекался спортом, закалялся. Окончил ремесленное училище по специальности слесаря, поработал на заводе, потом был бухгалтером. Пришло время, и я пошёл в армию — 3,5 года служил на Сахалине.
Но самым главным моим желанием было понять, где в жизни правда и почему происходит так много несправедливого. У меня был доступ к литературе — тогда это было не у всех.
Из этих книг я узнал, откуда ветер дует, и мне стало легче. Спустя пять лет после возвращения из армии я уже был священником.
Нет, к тому времени я был уже подкованный. Тем более у меня староверческие гены, и искать что-то лучшее не было смысла.
Действительно, наш основной контингент — это те люди, которые росли и воспитывались в семьях старообрядцев. Новые люди, неофиты, конечно, приходят. Но такие, как правило, вначале с рвением берутся за дело, а затем им наскучивает, они начинают унывать и постепенно отпадают от церкви. Хотя корень староверов в обществе есть —люди потихоньку веруют, похаживают в храм и выполняют свои дела.
Скажем, в кафедральный собор в Новосибирске ходят около 500 семей, в крупные соборы в Томске или Барнауле — по 300 семей и так далее.
В старообрядчестве на человека налагается больше ограничений. Люди, когда с ними сталкиваются, быстро уходят. Воспитание начинается с детства, с чтения соответствующей литературы. Тогда же закладывается отношение к родителям, семье и вере. Во взрослой жизни существуют нормы христианского долга.
Это, например, четыре поста в году, два дня поста каждую неделю; целая «обойма» молитв, которую нужно прочесть в течение дня, чтобы душу напитать, как тело хлебом.
Конечно. А человек привык быть там, где полегче, попроще и «для галочки». Это вопрос глубины веры. Жизнь изматывает человека.
Для непосвящённого кажется, что все ваши отличия с РПЦ в каких-то несущественных, даже формальных моментах: сколькими пальцами креститься, в какую сторону ходить вокруг храма.
Это только для тех, у кого низкий уровень знаний. Нынешняя РПЦ — это послераскольная церковь, которая возникла только в ХVII веке после реформ патриарха Никона. А наша ведёт свою традицию со времён Византии, Святой Руси и преподобных Сергия Радонежского и Александра Невского.
Мы пользуемся теми текстами и служебными обрядами, которые на Русь принесли ещё Кирилл и Мефодий. А РПЦ внесла туда много изменений и новшеств. В итоге в текстах всё перепуталось, исковеркалось. И по этим книжкам уродовались целые поколения.
Потому что эту веру насильственно внедряли с помощью государственной власти. А старую веру теми же способами уничтожали. Так годами вырабатывалась «правда». Люди совсем запутались и уже не понимали, во что верить. В результате стали жить по привычке, как живёт большинство.
Они считают себя православными, но на самом деле их вера ближе католичеству. Православный человек знает, что грешит, что виноват перед Богом, и всегда себя осуждает, а на Западе говорят, что Бог всё простит, главное, в него верить.
Обо всём, кроме веры. Если не соблюдаются даже самые простые традиции, с кем там обсуждать веру? Например, крещение в православии — это троекратное полное погружение в воду.
Если в РПЦ так крестят половину людей — уже хорошо, а в основном там привыкли крестить «для галочки» — побрызгали водой и все. А это неомытый Адамов грех. Патриарх, конечно, строжится, но пока исправить что-то сложно.
Сложный вопрос. Нужны годы, всё должно перегореть. Все, начиная от патриарха и заканчивая простыми прихожанами, должны прийти к покаянию. Даже тебе не верится, правда?
Вот именно. Но если не будет этого — не будет никакого возвращения в истинное православие.
У них свой тайный союз. Слабая, формальная вера людей выгодна всем. Если вера «для галочки», то с людьми можно делать всё, что угодно — они на всё пойдут. Ведь чем дальше человек отходит от Бога, тем больше ему требуется материальных благ.
Это искушение дьявола. Вот и РПЦ фактически «сидит» на бюджете. А чтобы нам помочь на уровне региона, правительство спрашивает одобрения Тихона (новосибирский митрополит РПЦ, — прим.Сиб.фм). Тихон обычно говорит: «Обойдутся».
Куда денешься — приходится, скрепя сердце. Мы же все в одном котле находимся. Конечно, много сожалений о том, во что превратилась былая российская слава.
В старообрядческой церкви есть свои святые и мученики, наша история также богата чудесами. Другое дело, что многое приходилось скрывать, не афишировать. Например, мощи старообрядческих святых нередко уничтожались властями, но это уже отдельный разговор.
Что до тех чудес, которые вы назвали, то давайте их разберём по отдельности. Благодатный огонь уже давно загорается тогда, когда этого захотят, — спасибо науке и технике, например, натрий горит, соприкасаясь с кислородом.
Ведь когда-то огонь загорался в полночь в воскресенье, а теперь в субботу в обед — так поудобнее. Это шарлатанство.
Далее про иконы. Это снова трюк: вживляются капилляры, по ним течёт мира. У нас тоже были такие прохвосты: сделали, начали смущать людей.
Чудесам можно верить, но не всем. И в такой вере нет спасения. Нужно, чтобы вера шла от сердца, а не потому, что плачет икона. Чудеса делают и шарлатаны, и тёмные силы. Надо смотреть не на них, а на книги. Тогда ты не ошибёшься, откуда чудо — от Бога или от тёмных сил.
Нам вот уже 300 лет говорят, что придёт время, и всё вымрет. Но то, что закреплено благодатью, всегда продолжается. На смену родителям приходят дети, и церковь никогда не убывает.
В Библии сказано: «Церковь прибудет до скончания века, и врата адовы её не одолеют».
По идее, такими должны быть все. Но иногда человек не выдерживает жизненных обстоятельств. Взять простое — бороду. Если мужчина бреет бороду, значит, он уже отстранён от Божьей помощи.
Вот ты и похож на девочку, и обольщаешься этим, женщины таких любят. Даже если борода не растёт нормально — это не должно смущать. У меня тоже в молодости она была редкой, а я её всё равно не трогал. И много пострадал за это, даже работы лишился.
Слишком низкая оценка. Это были по-настоящему мудрые, хозяйственные люди. Старообрядческое купечество держало 60% всех банковских счетов в стране. Сейчас в Москве почти все старинные дома — это особняки староверов: Рябушинских, Морозовых, Бугровых, Зиминых. Староверы финансировали строительство школ, богаделен и проч. Большой театр был построен, в том числе, на деньги Саввы Морозова.
Сейчас другая власть. В руководство попали дети тех, кто предавал своих родителей и разорял церкви. Родились дети, которые сделались теми, кто они есть. Так что вряд ли нам стоит ждать новых Морозовых. У руководства другие цели, а народ уже и не противится власти, разорившей Россию.
Фотографии Романа Брыгина
Комментариев пока нет