На прошедшем Совете Митрополии РПСЦ (4-5 февраля 2015 г.) было принято постановление о церковной молитве за инославных и отлученных. Сайт «Русская вера» начал серию публикаций, посвящённых этому непростому вопросу, со статьи из журнала «Церковь» за 1913 год «Молитва за иноверных», вызвавшей множество откликов. Мы продолжаем начаую тему. Епископ Иннокентий (Усов) в своей статье размышляет о том, можно ли молиться за иноверных и еретиков.
*****
Можно ли молиться об отлученном от Церкви, каковым был Толстой? По канонам Церкви, кто умер вне единения с Церковью, за того она не может совершать богослужений. Поэтому Синод поступил правильно и логично, не дозволяя служить погребения и панихид по покойном Толстом, как отрекшемся от Церкви и отлученном ею.
Но вот что неканонично и нелогично. Когда Толстой лежал тяжко больным, то некоторые просили священников отслужить молебен о болящем Льве, и духовенство отказалось, мотивируя это тем, что он отлучен от Церкви.
Спрашивается: какие каноны или другие церковные законы воспрещают молиться за живых инославных или отлученных от Церкви? Никакие. Напротив, есть прямые церковные постановления, обязывающие молиться за всех, находящихся в заблуждении, даже за язычников, чтобы Бог обратил их на путь истины.
Почему же о болящем Льве Толстом отказалось служить молебен духовенство господствующего исповедания?
Митрополит Алексий ездил в татарскую орду и служил молебен об исцелении жены хана Тайдулы. И по молитвам его глаза ее исцелились. Этот поступок святого Алексия Церковь не только не осудила, но похваляет. Да и митрополит Антоний Петербургский в телеграмме засвидетельствовал, что он с самого момента отлучения Льва Толстого всегда молился о нем.
Почему же астаповское духовенство отказалось молиться о живом Льве Толстом, когда он был болен и, следовательно, особенно нуждался в молитвах за него?
Не поэтому ли Бог и не возвратил его в лоно церкви, из которой он вышел, что она не молилась о нем, — не молилась о его обращении и исцелении в самый критический момент.
Есть подозрение, что все эти "немоления" за людей вне церкви (живых или усопших) больше относятся к устрашающим людей мерам, типа "вот кто в церковь не будет ходить за того молиться нельзя — не подействует молитва". Потому что и так проблемы с посещаемостью, а дашь повод еще расслабиться еще меньше ходить будут. Вот и появляются такие правила. Только потом вдруг берут и решают "а вот можно молиться за живых язычников". Или, например, старообрядцам, присоединившимся к РПЦ, например, разрешают после молиться за усопших родственников которые не были в РПЦ и умерли вне церкви.
Нельзя конечно разом отменять все эти дисциплинарные решения, но как-то вот смущают они. Особенно если их начинают мистицизмом оправдывать: типа не подействует молитва такая, не дойдет благодать.