Понравился материал?

Лучшая благодарность за нашу работу — это подписаться на наши каналы в социальных сетях и поделиться ими со своими друзьями!

Комментарии (13)

  1. Сергий 985

    > Но Церковь разрывала уже всякие отношения к лицам, умершим вне общения с нею, предавая их милосердию Божию.

    Общение с Церковью — что это? Достаточно ли разок покреститься и потом раз-два в год святить кулич и набирать воды, чтобы поддерживать это общение? А остальное время и в церкви не появляться, и дома не молиться, да и вообще не отличаться богомыслием в повседневной жизни? Достаточно ли разок "вступить"?

    <<Люди крестят тебя теперь, а Дух Святой крестить не будет>>

    У меня есть некоторые небезосновательные подозрения, что если начать дотошно буквоедить по старым книгам да Отцам, то окажется, львиная доля усопших крещеных не может поминаться в молитвах церкви, потому что креститься-то когда-то крестились, а остальное время в "общении с Церковью" почти и не состояли. И необходимого мировоззрения и упования христианина о котором говорится в статье как о необходимом для совершения церковного поминания — фактически не было. Все вопросы при приеме записок ограничиваются "а крещен был?", но не спрашивают "а верил ли в Бога?", "как часто ходил в церковь?", "как жил вообще человек, насколько часто вспоминал о Боге"?
    То есть на деле получается все равно формальность: одних не поминают потому что они формально не были в общении с церковью; но и других берут на поминание так же формально проверяя насколько они вообще были в церкви.

    Возможно, когда св.Отцы писали правила свои, факт Крещения говорил о религиозной жизни человека куда больше и куда с большей достоверностью, чем сейчас. Возможно, в те времена церковные процедуры и общественный устрой позволяли на порядок лучше и строже допускать людей до Крещения, а так же контролировать их последующую христианскую жизнь и в случае необходимости "обновлять статус": отлучать за прогулы, ереси, грехи и т.п. Поэтому факт Крещения и отсутствие активных взысканий в те времена мог достаточно достоверно говорить о духовном состоянии человека и степени его общения с церковью.

    Но вопрос. Раз мы живем в такое время, что и факт крещения не дает абсолютно никаких механизмов достоверно определить степень общения человека и церкви, не повод ли это к пересмотру каких-то правил? Либо отпевать единицы за которых смогут поручиться об их общении с церковью. Но это нереально, я думаю. Либо отпевать уже всех, в надежде, что мы, ныне живущие, уповаем на милость Божию и на чудо, что человек мог как-то измениться хоть в последний миг перед смертью, покаяться, и наши молитвы за него будут во благо. В конце-концов, риск лишь тот, что наши молитвы будут безплодны.

    Как-то так.

  2. Сергий 985

    А если человек, усопший, перед смертью раскаялся и уверовал? Но не смог это кому-то выразить по разным причинам? Мы же не знаем точно о том в каком духовном состоянии был тот или иной человек перед смертью? А может наоборот — крещеный, всю жизнь веровал, а перед смертью расстроился, отчаялся и внутри разочаровался, отрекся?..

    • Ирина Косырева

      Я думаю, что в таких случаях одному Богу известна дальнейшая судьба этой души, Он и будет решать

    • Сергий 985

      Это в любом случае. Вопрос о нашей доле участия в судьбе этого усопшего. Насколько хорошо и полезно, не зная воли Божией, делать тут на земле выводы "нет, это как-то не такой, ему наши молитвы не нужны", или "а вот этот хороший, да — за него помолимся". Молитвенная помощь как форма милости — жертва, которая отдается нуждающемуся без каких-то гарантий о том насколько толково нуждающийся нашей помощью распорядится.

    • Ирина Косырева

      Видимо, молиться (то есть приносить жертву) необходимо и не зазорно в любом случае

    • Из Евангелия сказано, что не простится только хула на Духа святого, т.е. явное противление Богу. А всё остальное человеку может простится и об этом много рассуждают святые отцы.

    • Сергий 985

      А вот вообще интересная практика:

      > 3. Напомнить, что, согласно суждению святителя Филарета, митрополита Московского, подкрепленному многолетней практикой единоверческих приходов, старообрядцам, воссоединившимся с Русской Православной Церковью, разрешается поминать в молитвах своих родственников, умерших вне общения с нею. (http://www.bogoslov.ru/text/3480976.html)

      Можно, конечно, свалить все на "еретических никониан, иже ради власти церковные уставы и правила Святых Отец поправшие", но это слишком просто и на мой взгляд примитивно.

      Надо бы вот еще о чем подумать. Какие из церковных правил установлены во благо верующих, но не исходя строго из вероучительных и догматических причин, а исходя из причин воспитательных. Ведь не шипко церковь распространяется о том, что среди св.отцов не было однозначного суждения о нескончаемости вечных мук. Но церковь предпочитает говорить об этой теме однозначно в самом строгом ее варианте: муки будут вечные и безконечные. Вы, конечно, понимаете, на чьи лекции я намекаю, но это же профессор богословия сам потом говорил, что это может быть соблазнительным поводом для людей подумать, что дела спасительные можно отложить. Поэтому церковь может принимать ряд правил или судить о вопросах с таким акцентом, чтобы не соблазнять людей, в т.ч. не самых самосознательных и волевых, на путь ложный. Естественно, это касается не основ вероучения, а именно церковных правил, традиций и отдельных толкований.

    • Всё священное писание, практика и уставы Церкви имеют воспитательный и педагогический характер. Мы видим и что-то духовное понимаем сейчас только иносказательно, в образах, как через тусклое стекло и через призму своих страстей. Нас "держат" предписания и правила Церкви, они полезны и нужны. Но относительно сути их досконально понять сложно. Например, интересно наблюдать за опытнейшим педагогом, который детям в начальных классах объясняет свой предмет на примерах и на доступном для них языке. Не это ли, в большем масштабе и во всей жизни человека воплощает по отношению к каждой личности Бог?

    • Сергий 985

      Я не совсем не противник церковных правил и уставов. Наверное, я против лишь того, когда их наделяют мистицизмом.

    • Это точно. В нашем народе глубоко сидит этот мистицизм. А еще глубже, наверное, в ветхом человеке.

    • Сергий 985

      Вот кстати вопрос. Почему в домашней молитве молиться за усопших "еретиков/нехристиан" можно и даже нужно, а в церковной молитве это не полезно?

    • Сергий 985

      Ну и как же обойтись в этом вопросе без слова нашего надОбрядческого Алексея Ильича Осипова :)

      http://youtu.be/ZJ4Cm0DtEQ8

+

Авторизация

* *
*

Регистрация

*
*
*
*

Проверочный код Time limit exceeded. Please complete the captcha once again.


Восстановление пароля