Образ мрачного, угрюмого, ветшающего, вызывающего оторопь здания, известного как «Дом малютки», что на Рогожском кладбище, похоже канул в лету. Эта дореволюционная храмина, годами наводящая страх на случайных прохожих, наконец, преобразилась. И это сделано полностью в согласии с проектом, утвержденным сердобольными московскими властями.
Мрачное сооружение
Гостям Рогожского кладбища нередко доводилось проходить мимо так называемого «Дома малютки» или «Дома ребенка» — этого мрачного, угрюмого, ветшающего здания в ближнем углу старообрядческого поселка. Незадачливые посетители духовного центра РПСЦ уже долгие годы воспринимали это сооружение как заброшенное. Лицезрея пустые глазницы окон, мимо ходящие зеваки и подозревать не могли, что в его мрачных недрах все еще теплится жизнь.
Склады старообрядческих торговцев, квартиры митрополичьей челяди, тесные, заставленные многоярусными кроватями обиталища гастарбайтеров, закутки с таящимися бомжами и множество других скрытых от людского взора помещений, продолжали функционировать, словно зимовальные камеры, подклети и каморы заброшенного муравейника.
Особенно тягостно было гулять рядом с «Домом малютки» в промозглый пасмурный день, когда давящая осенняя тишина под безотрадным небом нарушалась шуршанием шин автомобилей, летящих по третьему транспортному кольцу, глухим, по-стариковски нетвердым стуком митрополичьего посоха, да крикливыми голосами местных приживалок. Подходя к этому зданию, трудно было настроиться на более возвышенный лад, зная, что истлевшие документы старообрядческих гектографов скрывают немало леденящих душу тайн этого сооружения.
История Козиной палаты
Козина палата (детский приют) была возведена между 1804 и 1820 гг. по проекту архитектора М. Д. Быковского. Возведение здания относится к периоду расцвета и обширного каменного строительства комплекса «Рогожское кладбище». Первоначально это было здание богадельни, называемое «Козина палата», предположительно по фамилии старообрядческого купеческого рода Козиных, потративших средства на строительство здания.
Было время, когда тут жили беспризорники, подкидыши и сироты. Отдельной категорией обитателей этого дома были дети «солдаток» — женщин, чьи мужья служили в армии. Как известно, срок службы в начале XIX века был еще очень долгим, и женщине, оставшейся без поддержки супруга, приходилось самой растить детей и работать за двоих. Как правило, такие семьи были абсолютно нищими, даже по меркам обычных крепостных крестьян, вдобавок у «солдаток» была неважная репутация, так как в народе считалось, что они гуляют и ведут распутный образ жизни в отсутствие мужа.
Сыновья солдат автоматически записывались в воинское сословие и становились кантонистами, то есть были чем-то вроде армейских крепостных. Вот почему местные «солдатки», даже под угрозой наказания и денежного штрафа, старались скрыть от военного ведомства факт рождения сыновей, и такие мальчики часто попадали в «Козину палату». Но там еще нужно было выжить, так как детская смертность была высокой, по этой причине приют и закрыли в 1836 году. Безнадзорные дети вернулись сюда лишь в советское время, и до 2001 года здание использовалось как «Дом ребенка».
Во второй половине XIX века богадельня предназначалась для проживание престарелых. Так, в 1882 году таких здесь размещалось 82 лица женского пола.
Южное крыло полностью перестроено в 1870–1880-х гг. Тогда же со стороны двора к южному крылу была выполнена кирпичная ретирадная пристройка. Весь сохранившийся декор здания относится к 1870–1880 гг.
Новые времена
После передачи здания Московской Митрополии РПСЦ, в 2001 году, здание использовалось как гостиница. Несмотря на то, что здание было в плохом состоянии, в последние два десятилетия здесь обитали не только старцы «ветхие денми», но и многочисленные бесприютные личности более молодых поколений из разных уголков Российской Федерации и стран СНГ. Они прибывали на Рогожское кладбище под видом богомольцев, паломников, студентов Духовного училища, срочно нуждающихся в столичной работе жителей российской, украинской и молдавской глубинки. Также существовала целая категория разнообразных великовозрастных сирот, находивших здесь себе нехитрое пристанище.
Здание богадельни долгое время находилось в стороне от реставрационных работ на Рогожском, в то время, как еще в 2005 году мэром г. Москвы Ю. М. Лужковым было подписано постановление № 1213 о восстановлении архитектурного ансамбля «Рогожская слобода».
О Доме малютки вспомнили лишь несколько лет назад, когда сердобольные власти столицы решили, наконец, восстановить это неприглядное обиталище.
Согласно Приказу Департамента культурного наследия города Москвы от 25 июня 2018 г. № 476, «Козина палата (Приют детский), середина XIX века, 1870-е гг.» в составе выявленного объекта культурного наследия «Ансамбль Рогожской старообрядческой общины, XIX в.» была включена в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов РФ в качестве объекта культурного наследия регионального значения (ансамбля), с утверждением охранных зон и предмета охраны, после чего начались его реставрация и реконструкция. В апреле 2023 года реставрационно-ремонтные работы по восстановлению этого здания закончены в полном объеме.
На Светлой седмице 2023 года в Козиной палате наконец-то состоялось радостное и долгожданное событие — торжественное открытие отреставрированного здания. Официальные источники сообщают, что мероприятие началось с выступления предстоятеля РПСЦ митрополита Корнилия (Титова) на фоне парадной лестницы и «старинного зеркала удивительной красоты». Как отметил владыка, назвавший дом малютки «дворцовым сооружением»: «Это здание вскоре будет приспособлено для давнишних нужд Московской Митрополии».
Остается надеяться, что содержание «давнишних нужд» Московской Митрополии будет разъяснено церковной общественности в ближайшее время.
Автор: М. Бобринский
Еще не рассказано про пожары, которые еще не давно в богадельне устраивали захмелевшие «сироты».