Столько диаконов одновременно в Уральской епархии Старообрядческой Церкви еще не бывало. Их окормляющий епархию епископ Евфимий (Дубинов) рукоположил за два последних своих визита. Одного — в Миассе, другого — в Екатеринбурге, третьего — в Невьянске, еще одного — в Оренбурге. Все новопоставленные диаконы — личности крайне интересные, ведь в повседневной своей жизни занимались самыми разными делами…
«И смерти видел, и чудеса»
Череду диаконских хиротоний в сентябре в Миассе открыл Виктор Пестерев. Для него сан был неожиданным, и учиться теперь приходится буквально всему. Он признается, что настолько привык быть в роли клирошанина, что до сих пор с трепетом выходит на амвон и со страхом в алтарь. Сейчас он — правая рука протоиерея Вячеслава Зобнина.
— Сначала батюшка со мной побеседовал, церковный староста подходил к моей супруге — спрашивал, не против ли она, если меня диаконом поставит, — рассказывает Виктор.
…По образованию он техник-механик и уже 16 лет работает в местном управлении МЧС. «Постоянно прохожу курсы спасателей», — говорит он, отмечая, что носит звание старшего прапорщика внутренней службы. Его задача на работе — устанавливать гидрант на водоисточник, подавать гнетущие вещества в очаг пожара.
— Выезжаем на аварии, спасаем людей, оказываем первую помощь в городе и ближайших деревнях, — буднично объясняет он и подчеркивает, что, в первую очередь, задача подразделения — охрана ракетного завода.
Вспоминает самый серьезный пожар на своей памяти: горел Урало-Сибирский нефтепровод. Их машина первой прибыла на возгорание, но поделать они ничего не могли — стояла черная стена! Поэтому тушить пришлось всем гарнизоном, пену подавали одновременно на 12 машинах.
К сожалению, приходилось и смерти на пожарах наблюдать. Но и чудеса видел. Один раз на сильном возгорании его коллега вбежал в дом, чтобы спасти человека, но стена рухнула и упала прямо на него. Когда того вытащили, на нем не было ни царапины…
Супруга, конечно, понимает, что его работа связана с риском, и каждый день провожает с волнением в сердце, хотя виду старается не подавать, чтобы дочки не волновались. У Виктора и Елены их четверо: Ольга (14 лет), Аполлинария (девять лет), Иулиания (три года) и Василиса (год и пять месяцев). Девочки растут при храме, поют на клиросе…
— Я единственный в нашем подразделении МЧС с бородой, коллеги знают, что я старообрядец, — улыбается диакон. — И хотя официально носить бороду нежелательно, так как в нашем Уставе сказано — «работник должен быть аккуратно подстрижен и чисто выбрит», но начальство пока закрывает глаза, хотя я был готов даже уволиться. Знаю, что по поводу меня писали письмо в Москву, согласовывали, чтобы оставить, не увольнять. Так я и остался.
…И к соблюдению поста его коллеги относятся с уважением. Иногда подходят к Виктору, что-то спрашивают о вере, о духовности. И всегда помогают — например, если надо ему в храм на службу…
— Отец Вячеслав с диаконом никогда не служил, вместе учимся, — улыбается Виктор. — Владыка Евфимий в день хиротонии подарил мне служебник с напутствием «Боголюбивому священнодиакону Виктору в ревностном служении Богу».
Еще до поставления он оговаривал с супругой, как вести себя теперь в приходе — надо быть ревностными и благочестивыми. У Елены музыкальный талант есть, который очень нужен в церковном хоре.
…Приход в Миассе небогатый и содержать диакона не может, поэтому пока Виктор трудится спасателем, но, говорит, когда придется отказаться, готов всецело посвятить себя Церкви. Впрочем, с армией, техникумом и работой в МЧС до пенсии ему осталось около полутора лет…
«Хотелось прыгать с парашютом»
«Поздравляю, сынок», — Павел Слепушкин крепко обнял Антония после службы: в день памяти св. Екатерины епископ Евфимий поставил его во диаконы ко храму во имя Рожества Христова в Екатеринбурге. Молодой человек смущался, хотя и старался не подавать вида. Он сделал важный шаг в своем служении Церкви…
В уральском воинстве Христовом — заметное прибавление. Вчерашний чтец Антоний Слепушкин принял сан диакона. Больше пяти лет он прослужил в родном храме чтецом и зарекомендовал себя ответственным, старательным и трудолюбивым, но и до того с малых лет он был активным прихожанином, участником церковного хора. Пришло время двигаться дальше!
За плечами у Антония Слепушкина — армейская служба во Владивостоке в морской пехоте в десантно-штурмовом батальоне и пара десятков прыжков с парашютом с самолета Ан-26 (Ил-76). Это была его давняя мечта, осуществить которую в гражданской жизни не благословлял духовный отец, но в армии — это был его долг, который он с честью выполнил, показав и смелость свою, и мужество.
По словам Павла Ивановича, сын даже пошел на небольшую хитрость в армии, куда, кстати, мог вообще не ходить по состоянию здоровья, но посчитал, что должен это сделать. После школы по направлению от военкомата он окончил курсы водителей и в годы службы мог бы сесть за руль, но отказался от этого, так как водители освобождались от прыжков. А ему ведь так хотелось!
Именно на плечи новопоставленного диакона ляжет непростая работа по организации второй общины в городе-миллионнике. На эту деятельность архипастырь лично благословил уральцев, призвав не оставаться равнодушными в деле созидания и укрепления старой веры в большом городе.
— Я пожелал бы вам образовать вторую общину, — отметил владыка, обращаясь к собравшимся на службу верующим. — Екатеринбург, чью святую покровительницу мы сегодня чтили, — это третий после Москвы и Санкт-Петербурга город, и я вижу, что необходимость создавать общину и искать возможность для строительства или получения второго храма уже назрела.
Поставление Антония особо ценно тем, что он стал первым в роду Слепушкиных, принявших духовный сан. Супруге Анне, дочери уральского протоиерея Михаила Татаурова, предстоит поддерживать Антония на непростом духовном поприще и быть примером для молодых и пожилых екатеринбуржцев, по-матерински помогать и поддерживать их. В семье Антония и Анны уже растет дочь Марья.
С почтением к наследию предков
Молодой, активный, любознательный, любит историю и с почтением относится к наследию предков — 37-летний Александр Ревякин, принявший сан диакона во время воскресной Литургии 8 декабря в храме в Невьянске, своей активной позицией наверняка принесет немало пользы Церкви на Урале.
Александр пришел в старую веру в Невьянске — было это еще в те годы, когда своего храма в историческом центре уральского старообрядчества не было. По мере сил и возможностей он помогал набирающему силы приходу, активно участвуя и во внецерковной жизни — в паломничествах к святым местам, которые старательно помогал облагораживать. И своего сына в эти важные для укрепления епархии дела вовлекал — того некоторое время назад тоже уже поставили свещеносцем.
Александр состоялся и как бизнесмен. И этот опыт, несомненно, поможет ему в духовном сане. В последнее время он активно постигал премудрости крюкового пения и старославянского чтения, которым овладел хотя и не в совершенстве, но на достаточно высоком уровне.
Да это и неудивительно, ведь у него в учителях был известный невьянский активист Мефодий Тюкин, который помогал ему познать правильное староверское чтение и передавал свои знания о скитах и иноках, просиявших на Урале, но в первую очередь, в окрестностях Невьянска.
А еще диаконы Александр и Антоний окончили Московское старообрядческое духовное училище. И, как однажды сидели они за одной партой, теперь вместе будут набираться духовного опыта в храме в Екатеринбурге.
Верный помощник Агафьи Лыковой
Диакон Георгий Данилов поставлен в декабре в Оренбурге. Он родился в октябре 1964 года на станции Донгуз Оренбургской области, после школы окончил автотехникум.
В старообрядческий храм пришел в 2011 году, когда и принял святое крещение.
— В декабре этого же года я направил его на помощь к Агафье Лыковой, у которой он пробыл до августа 2012 года, когда вернулся на похороны своей мамы Таисии Федоровны, которую тоже привел в старообрядчество, — рассказывает священник Владимир Гошкодеря, духовный отец новопоставленного диакона.
По просьбе Ерофея Созонтовича, давнего таежного соседа Агафьи, его сына Николая и самой отшельницы, в 2014 году Георгий Данилов вернулся на Еринат. Там же с его помощью Агафья Карповна предала земле тело упокоившегося Ерофея.
Так как жить с Агафьей было непросто, в августе 2017 года он вернулся на родину. Но следующей весной к Агафье пришёл медведь, и она опять стала просить помощника, так вот и вышло, что Георгий вновь отправился в тайгу. И вот в 2019 году по приезде родственника Агафьи он снова вернулся в Оренбург. За это время он сильно изменился, пройдя через суровый характер отшельницы. У Агафьи есть дом, друзья, забота. А Георгий все оставил, ради Христа. И сейчас как может, так и служит Богу и людям.
Материал создан при содействии отца Владимира Гошкодери, Оксаны Мохиревой, Павла Слепушкина.
Фото автора, а также предоставлено отцом Владимиром Гошкодеря, диаконом Антонием Слепушкиным и диаконом Виктором Пестеревым.
Комментариев пока нет