Неподалеку от г. Торжок, что в Тверской области, располагается деревня Матюково. В начале прошлого столетия ее можно было смело назвать старообрядческой, поскольку здесь проживало немало староверов, да и главное — был храм. За время существования церкви сменили друг друга три священника. Сергиевский храм повторил судьбу многих церквей, он был закрыт и после войны разобран. Сейчас о былом старообрядчестве в Матюково напоминают лишь остатки фундамента этой небольшой церкви.
Сергиевский храм деревни Матюково
В 1906 году в Матюково был построен небольшой, но очень красивый старообрядческий храм во имя преподобного Сергия Радонежского. Приход включал еще ближайшие деревни Еремкино и Стружня. Первым настоятелем церкви являлся иерей Никола Васильевич Смирнов. 6 ноября 1907 года в Матюково приехал епископ Кирил (в миру Козьма Григорьевич Политов; 1855-1927 гг.), временно управляющий Петроградско-Тверской епархией, а 8 ноября он совершил богослужение в Сергиевском храме. Согласно архивным документам, епископ Кирил приезжал в Матюково в связи с конфликтом, возникшим между о. Николой и попечителями прихода. Однако разрешить конфликтную ситуацию во время визита владыки не удалось (1).
Примечательно, что прихожане Сергиевского храма в Матюково просили епископа Александра (в миру Алексей Прокопьевич Богатенко; 1853-1928 гг.) Петроградско-Тверского возвести в протоиерейский сан и назначить благочинным известного священника Иоанна Иголкина. «Этот почтеннейший пастырь Церкви Христовой, вполне заслуживает за свое деятельное служение Церкви Христовой этого звания… Тверская епархия имеет 8 приходов, а старейшего священника не имеется, который иногда и мог бы некоторые приходы осмотреть в каком порядке они находятся… 24 июля 1911 года. Товарищ председатель Сергиевской общины в дер. Матюково Иван Ларионов. Члены совета Александр Максимов, Филип Иванов, Никифор Петров» (2). Именно просители являлись попечителями Сергиевского храма.
После Пасхи в 1911 году о. Николе предложили перевести его в приход в Богородск, поскольку конфликт с попечителями так и не разрешался. Взаимным упрекам не было предела. Очень интересное наставление содержит письмо священнику: «… Службой своей вы, надеюсь понравитесь а ваша, фамилия, полагаю будет напоминать вам — каким достоит быть иерею Божию» (3).
Похищенная церковная утварь и новый настоятель
27 апреля 1911 года к Сергиевскому приходу был определен на служение уроженец г. Ржева — только что поставленный во священники Иоанн Петрович Долгополов. Во Ржеве Иоанн являлся чтецом Покровской церкви и преподавателем закона Божия детям.
Вместе с о. Иоанном Долгополовым в Матюково прибыл о. Иоанн Иголкин. Однако не обошлось без инцидента, «придя в церковь мы не нашли святых сосудов и прочих принадлежностей потребных к служению Литургии посему отслужа с вечери всеночное бдение, на утро пришлось служить только Часы без Литургии. Служил самостоятельно новохиротонисанный, я не облачался» (4). Как свидетельствуют прихожане храма, исчезнувшие предметы унес с собой о. Никола Смирнов: «… когда уезжал от нас почти обобрал всю церковь выбрал из нее жертвенник книги ризы пелены и сосуды и все это записано в инвентарную книгу. Книга то у нас цела а тех вещей нет…» (5).
На богослужении, которое совершал новопоставленный иерей, собралось около 30 прихожан мужского пола и 60-70 женского пола. В письме епископу Александру, о. Иоанн Иголкин называет численность пришедших в этот день старообрядцев невеликой (6). Значит, есть основание полагать, что обычно молящихся было еще больше.
Казалось бы, не губернский город, и даже не уездный, а деревня, а на службе уже около 100 человек, и это старообрядцы! Сейчас же в областных городах дай Бог 100 человек соберется на службу в воскресный день. Сравнение отнюдь не в пользу современности. Куда же пропали старообрядцы? А куда делись 7 приходов в Тверской губернии, кроме одного, ныне существующего?
Тут ни для кого не секрет, что в 1930-е закрыли, а затем взорвали храм с уникальным, изготовленным в знаменитых кузнецовских мастерских майоликовым иконостасом в Конаково, разорили Троицкий храм во Ржеве, превратив его в клуб, уничтожили храмы в Торжке, Вышнем Волочке, Матюково Тверской области. А о людях и говорить нечего. Многие священники и миряне — старообрядцы Тверской области были расстреляны, отправлены в лагеря.
О. Иоанна Долгополова очень полюбили прихожане Сергиевского храма, называя его «кротким и миролюбивым пастырем», «…которого мы так признаем видя его труды и заботу ко Святой Церкви. Наш отец Иоанн допущен и преподает нашим детям закон Божий в двух земских училищах…» (7).
Конфликт попечителей с о. Николой Смирновым продолжался. «О. Иоанн приблизил к себе беглопоповцев когда же служил о. Никола они и думать не хотели про нас он своей гордой насмешкой отталкивал их. Но их хотя и немного, но они у нас есть и теперь их дети в училище у о. Иоанна слушают закон Божий и в воскресный день и праздники ходят молиться в наш храм. Родители за такое обучение остаются весьма довольны. Только о. Никола за то что о. Иоанн сближает людей ко одному исповеданию и украшает церковь пением и за это порицает его и малодушных вводит в сомнение. Святыи владыко мы теперь чувствуем, мы ожили, о. Иоанн входит в наше положение и старается в распространении и украшении Церкви Христовой…» (8), — писали епископу Александру матюковские старообрядцы.
Страшные годы гонений
В 1923 году настоятелем храма стал о. Иоанн Арсеньевич Карпов (1880-после 1937 гг.). Иоанн Арсентьевич являлся старшим братом епископа Клинцовского и Новозыбковского Иоасафа (в миру Иосиф Арсентьевич Карпов; 1880-1973 гг.). В декабре 1937 г. о. Иоанн был арестован и приговорен к 10 годам заключения.
Несмотря на начавшиеся гонения на церковь, в 1928 году в Тверской области действовали 8 старообрядческих приходов.
В 1930-е годы о. Иоанн Долгополов упокоился. Похоронен на кладбище д. Матюково. В 1939 году Сергиевский храм был закрыт. Церковное здание пострадало в Великую Отечественную войну, а после войны было разобрано. До наших дней сохранились остатки фундамента храма.
Память
В 2007 году делегацией старообрядцев из г. Ржева во главе с о. Евгением Чуниным был установлен поклонный крест на месте алтаря Сергиевского храма.
«В 1935 году моя мама Цыркунова Мария Ивановна венчалась с моим отцом Цыркуновым Михаилом Ивановичем в д. Матюково в Старообрядческой Сергиевской церкви, она перешла в старообрядческую веру, а до этого была прихожанкой храма Успения Пресвятой Богородицы в д. Упирвичи», — вспоминает уроженец д. Матюково Сергей Михайлович Цыркунов.
Сейчас о храме во имя преподобного Сергия Радонежского в Матюково осталась одна память — часть фундамента и крест.
[1]. РГАДА. Ф.1475. Д. 139. С. 5, 6.
[2]. РГАДА. Ф.1475. Д. 143. С. 271, 272.
[3]. РГАДА. Ф.1475. Д. 145. С. 102, 103.
[4]. РГАДА. Ф.1475. Д. 145. С. 115.
[5]. РГАДА. Ф.1475. Д. 143. С. 326.
[6]. РГАДА. Ф.1475. Д. 145. С. 114, 115.
[7]. РГАДА. Ф.1475. Д. 143. С. 326.
[8]. РГАДА. Ф.1475. Д. 143. С. 327.
Комментариев пока нет