Сильна история России событиями и фактами. Особое место в ней занимает раскол Русской Церкви в середине XVII века, когда единое до этого общество людей разделилось на представителей официальной церкви и старообрядцев. Раскол середины XVII века был связан с внесением изменений в церковное богослужение. Огромное количество народа в ту эпоху не приняло нововведений, только силой оружия и государственного принуждения заставили часть населения принять изменения. Не принявших нововведения стали называть «раскольниками», а позднее — «старообрядцами».
Шли годы, в среде старообрядцев происходили разделения. Появились два больших течения в старообрядчестве: поповское (признающие священство) и беспоповское (отрицающие священство, так как в период раскола последний епископ Павел Коломенский, который не признал новшеств, не успел передать истинную благодать и рукоположить другого епископа, поскольку был сожжен за приверженность старообрядчеству, а остальные епископы и многие священники признали нововведения, то есть по мнению старообрядцев стали отступниками от веры).
Многие жители Пензенской земли были старообрядцами. Много староверов проживало в пределах Кузнецкого уезда в составе как Саратовского наместничества, так и Симбирской губернии. В свою эпоху жители северной части нынешнего Кузнецкого района относились к Сызранскому уезду Симбирской губернии. Это следующие села: Шелемис, Шишовка, Казаковка и другие. В основном сельчане относили себя к беспоповскому течению.
На этих землях жили приверженцы старой веры, которые уживались с иноверцами. Особенно из всех сел и деревень района выделяется деревня Шишовка. Из поколения в поколение люди передают множество легенд и сказов об основании деревни, ее жителях, о старообрядцах и их моленных.
Шишовка — это преимущественно русское село в составе Явлейского сельсовета. В свое время там проживало около 1325 человек (на 1930-е годы). А сегодня в селе проживают чуть более 100 человек. Шишовка основана в первой половине XIX века. В 1859 году — деревня удельных крестьян Сызранского уезда Симбирской губернии.
Название деревни Шишовка местные жители относят к слову «Шишикать, шишикаться», то есть шушукать, шептать, шептаться. Шишъ! тишѣ, молчи (словарь по В. И. Далю).
Согласно воспоминаниям старожилов, как такового крепостного права в деревне не было. Земли от Тихменево, Явлейки, Козляковки — все относились к Шишовским.
Старообрядцы вкушали пищу только из своей посуды, путников-иноверцев всегда кормили, но после посуда считалась оскверненной, ее либо кадили, либо разбивали.
В деревне была своя старообрядческая поморская моленная с куполом, но без звонницы. Располагалась она в живописном уголке деревни, неподалеку от родника, на холмике. Старожилы рассказывали, что в моленной совершались богослужения вплоть до 40-х- 50-х годов XX века. Затем в ней местной властью был устроен клуб, который к концу 80-х годах снесли из-за ветхости. Когда была моленная, то были и царские врата, но без алтаря, красивый иконостас, много книг, лестовок и подручников.
Во время поздней советской эпохи, когда молитвенного дома не стало, христиане молились по домам. Частые случаи были, когда крестили по домам в чем могли, например, маленьких детей крестили в эмалированных кастрюлях, а взрослых крестили в речке.
Отпевали умерших строго, как велит старообрядческая традиция. Кладбище в Шишовке разделено на православную часть и старообрядческую.
По рассказам старожилов деревни, в 1850 годы (примерно) казаковские мужики ездили в Ригу и привезли оттуда какие-то новшества, после которых единое поморское старообрядческое общество деревни раскололось на две общины. Есть предположение, что это были церковные певческие книги (в ту эпоху были споры по поводу пения в церквях). По народной молве появилась «Лексеевна вера» в Шишовке. Детей староверы учили у бабки Прасковьи (а говорили так: «К кому идешь учиться?» — «К Алексевне»).
В деревне крестили долгое время Рыжова (Землякова) Агафья Егоровна, семья Евдокимовых, Ватрушкиных. Наставником с 1911 по 1947 годы был Иван Семенович Шибаршов, он же возглавлял в эти годы духовный Совет общины. Известно, что в деревне проходили беседы старообрядцев-поморцев с миссионерами господствующей Церкви. Одна из таких бесед прошла 19 декабря 1911 года в здании церковно-приходской школы. В диспуте участвовал миссионер Владимир Саводский, а со стороны поморцев — житель села Казаковка Гавриил Феодоров Торопов и местный наставник, крестьянин Иван Семенов Шибаршов. Беседа шла несколько часов. Тема диспута — перстосложение.
В довоенные годы Духовный Совет поморской общины состоял из 6 человек:
- Шибаршов Иван Семенович
- Гуськов Антон Петрович
- Гусаров Максим Иванович
- Суханов Иван Алексеевич
- Шипкин Данио Яковлевич
- Пузанков Данил Григорьевич
В 1920-е годы настоятелем поморской общины в деревне Шишовка был Андрей Алексеевич Затылкин. Но из-за недопонимания и разногласия с местными христианами он вынужден был уехать служить в общину города Кузнецк.
Во время советской власти, в конце 1940-х годов, был издан приказ о закрытии моленной и переоборудовании ее в сельский клуб. Когда закрывали моленную, многие христиане смогли спрятать иконы и книги, разную церковную утварь, например, одна семья смогла спасти посуду, из которой питались христиане, и купели для крещения. Местные христиане-поморцы стали молиться в разных домах: примерно до 1955 года молились в доме Никиты Рыжова. Старожилы вспоминают, что в этот период уже существовали два поморских общества. В 1960-е-1980-е годы молились у Матрены Борисовой (Белявской), в 1980-е-1990-е годы — у Евдокимовой Екатерины Ивановны, Веры Ивановны Зимняковой (Объещиковой). Службы проводились в доме Ватрушкиных, который находился на изгибе дороги. Крестила долгое время в деревне Агафья Егоровна Рыжова, на отпевание христиан приглашали наставника из города Кузнецка, Пузанкова Петра Ивановича (был наставником примерно в 1970-е-1980-е гг. ).
В Великую Отечественную войну из деревни ушло много бойцов, в том числе и старообрядцев, большая часть из них не вернулась домой с фронта.
Помимо деревни Шишовки, старообрядцы-поморцы проживали:
- в селе Казаковка (на 1911 г. около 100 душ, начетчик — крестьянин села Гавриил Феодоров Торопов);
- в селе Тихменево (на 1911 г. около 180 душ, наставник — Иван Данилов Залетов, на 1927 г. — наставник Широпатин Терентий Яковлевич, Серюпов Епифан Иванович, есть моленная);
- в деревне Шелемисс (На 1927 г. около 100 душ, наставник — Михаил Иванович Зубов, есть моленная);
- в селе Траханиотово (на 1912 г. около 180 душ. Наставник неизвестен).
В современную эпоху мало осталось носителей поморского староверия. Многие умерли, некоторые уехали в Кузнецк и примкнули к поморской общине города, остальные живут в деревне, малая часть ушла в РПЦ. Но даже те, кто остались, сегодня являются носителями Русской Православной, «старой» дореформенной Церкви, той самой, в которой крестили князя Владимира, бил врага Александр Невский, благословлял на бой с врагом Сергей Радонежский и другие. Они так же молятся, крестятся, отпевают умерших, сохраняют свою самобытность, культуру и веру.
Спаси Христос за интересную статью! Как мало мы знаем о провинциальном староверии, поэтому очень интересно знакомиться со старообрядчеством в российской глубинке, оно такое разное и по-своему уникальное.
горе не в том что мало знаем, а что в силу естественных причин возможно уже никогда и не узнаем…