7-9 мая (24-26 апреля ст.ст.) 2021 года в богоспасаемом граде Москве в резиденции Святейшего Древлеправославного Патриарха Александра, Московского и всея Руси, состоялся Освященный Собор Русской Древлеправославной Церкви.
Повестка Освященного Собора 2021 года
- Об итогах Архиерейских Соборов 2019-20 годов;
- Внесение изменений в гражданские уставы РО РДЦ и МРО РДЦ;
- Межстарообрядческое сотрудничество;
- Канонизация святых Древлеправославной Церкви;
- Диалог со старостильными христианами Греции;
- Рассмотрение различных церковно-канонических вопросов и вопросов богослужебной практики;
- Отчеты отделов и комиссий, доклады с мест.
1) Святейший Патриарх Александр открыл Освященный Собор своим приветственным словом. Прежде всего, Владыка возблагодарил Бога, что Он позволил созвать Освященный Собор после столь длительного перерыва, обусловленного попущенным по грехам человеческим моровым поветрием. Также Святейший Патриарх отметил, что, несмотря на тяжелое время, на все сложности, связанные пандемией, Святая Церковь не останавливала свою просветительскую деятельность, а священноначалие находило возможности для организации и проведения Архиерейских Соборов. Упомянул Владыка и о приближающемся важном церковном юбилее — 100-летии со дня восстановления трехчинной иерархии в Древлеправославной Церкви, знаменательном, судьбоносном событии, кардинальным образом изменившем духовную жизнь наших христиан.
После вступительного слова Святейшего Патриарха, секретариат Собора более подробно доложил участникам Освященного Собора о ходе работы и решениях Архиерейских Соборов, состоявшихся в декабре 2019 года и в июле, октябре и декабре 2020 года.
Участники Освященного Собора полностью одобрили труды минувших Архиерейских Соборов, а также, при обсуждении грядущего юбилея, засвидетельствовали свою духовную радость и благодарность Богу за то, что Он отер слезы с глаз верных Своих чад, прекратил более чем двухвековое церковное вдовство, сохранил и закалил святую Церковь в горниле, обрушившихся некогда на нее бесчеловечных гонений, тотального геноцида древлеправославных христиан со стороны царской власти, подстрекаемой церковными реформаторами.
2) Руководитель отдела информации и правого обеспечения священноиерей Виктор Кузнецов проинформировал Собор о принятом Государственной Думой 24 марта 2021 года законопроекте о внесении изменений в федеральный закон «О свободе совести и о религиозных объединениях», который должен вступить в законную силу после подписания его Президентом РФ и официального опубликования.
Участники Собора ознакомились и обсудили изменения, принятые Государственной Думой, и постановили внести необходимые изменения и дополнения в действующий гражданский устав Централизованной религиозной организации и уставы приходов.
3) По третьему вопросу повестки дня также выступил священноиерей Виктор Кузнецов. По благословению Святейшего Патриарха Александра, он в течение последних лет являлся официальным представителем Русской Древлеправославной Церкви в межстарообрядческой контактной группе, а также на заседаниях Совета Благотворительного Фонда поддержки и содействия старообрядчеству (Древлеправославию) «Правда Русская».
Священноерей Виктор уведомил участников Собора, что, по благословению Святейшего Патриарха Александра, участие Церкви в деятельности данных структур было приостановлено. Отец Виктор в своем докладе пояснил, что причиной такого кардинального решения является постоянное игнорирование другими участниками мнения и интересов Древлеправославной Церкви, а также уже вполне оформившаяся тенденция к искусственному объединению согласий.
После всестороннего обсуждения Освященный Собор утвердил решение Святейшего Патриарха Александра о выходе из межстарообрядческих структур и благословил начать процедуру выхода из состава учредителей Фонда. При этом Собор свидетельствует, что Церковь не замыкается в себе, но, как и прежде, остается открытой для конструктивного взаимовыгодного сотрудничества как с уже существующими межстарообрядческими структурами, так и с любыми иными, которые могут быть созданы в дальнейшем.
Примером такого конструктивного сотрудничества является неоднократное и плодотворное взаимодействие Отдела информации и правового обеспечения Церкви с некоммерческой организацией «Всемирный Союз защиты прав и интересов староверов, старообрядческих общин и организаций «Русская вера»».
4) Освященный Собор Русской Древлеправославной Церкви на основании материалов, представленных комиссией по канонизации, торжественно определил благословить общецерковное почитание следующих местночтимых угодников Божьих, благочестивыми трудами и духовными подвигами своими укрепивших, распространивших и прославивших истинную веру Христову:
- Св. мученика благовернаго князя Сербскаго и Болгарскаго Владимира, нареченнаго во св. Крещении Иоанном (+1015г.). 22 мая (4 июня н.с.);
- Св. благоверную Тамару (Фамарь), Царицу Грузинскую (+1207г.). День памяти 1 (14) мая;
- Св. страстотерпца благовернаго князя Василия Ростовскаго (+1237г.). День памяти 4 (17) марта;
- Св. благовернаго князя Святослава Юрьев-Польскаго, нареченнаго во св. Крещении Гавриилом (+1252). День памяти 3 (16) февраля;
- Святителя Дионисия Суздальскаго, Митрополита Киевскаго и всея Русии (+1385 год). День памяти 26 июня (9 июля н.с.);
- Св. преподобнаго отца нашего Лазаря Муромскаго, Олонецкаго (+1391г.). День памяти 8 (21) марта;
- Св. преподобную матерь нашу Евфросинию Московскую (+1407 год). День памяти 7 (20) июля;
- Св. преподобнаго отца нашего Нила Сорскаго (+ 1508 год). День памяти 7 (20) мая;
- Св. преподобную матерь нашу Ангелину Сербскую (+1520 год). День памяти 30 июля (12 августа н.с.);
- Св. преподобную матерь нашу Софию Суздальскую (+1542 год.) День памяти 18 (31) декабря;
- Св. преподобномученика Андриана Пошехонскаго, Ярославскаго (+1550 год). День памяти 5 (18) марта;
- Св. преподобнаго отца нашего Герасима Болдинскаго (+1554 год). День памяти 1 (14) мая;
- Св. преподобнаго отца нашего Никандра Псковскаго (+1582г.) День памяти 24 сентября (7 октября н.с);
- Св. преподобнаго отца нашего Трифона Печенгскаго, Кольскаго, просветителя лопарей (+1583г.). День памяти 15 (28) декабря;
- Св. преподобнаго отца нашего Варлаама Ке́ретскаго (+XVI). День памяти 6 (19) ноября;
- Св. праведную Иулианию девицу, княжну Ольшанскую (+XVI). День памяти 6 (19) июля;
- Св. праведную Иулианию Лазаревскую, Муромскую (+ 1604 год). День памяти 2 (15) января;
- Св. преподобнаго отца нашего Антония Леохновскаго, Новгородскаго (+ 1611 год). День памяти 15 (28) сентября;
- Св. преподобнаго отца нашего Иринарха затворника, Ростовскаго (+1616г.). День памяти 13 (26) января;
- Св. великомученицу Екатерину (Кетевану), Царицу Кахетинскую (+1624). День памяти 13 (26) сентября;
- Св. преподобнаго отца нашего Дионисия Радонежскаго (+1633 год). День памяти 12 (25) мая;
- Св. преподобнаго отца нашего Никодима Хозьюгскаго, Кожеезерскаго (+ 1640г.). День памяти 3 (16) июля.
Собор определил составить новопрославленным угодникам Божиим церковные службы и жития, писать их святые иконы.
5) Архиерейский Собор Церкви, состоявшийся в декабре 2020 года, обратился с посланием к старостильному Синоду Истинно-Православной Церкви Греции, возглавляемому в настоящее время Архиепископом Афинским Пахомием (Аргиропулосом), с предложением возобновить приостановившиеся некоторое время назад богословские собеседования.
Сотрудник Миссионерского отдела протоиерей Андрей Марченко сообщил Собору о том, что от старостильных христиан уже получен положительный отклик на наше соборное послание и что Синод Архиепископа Пахомия готовит соответствующее ответное послание, которое ознаменует собой начало нового витка в развитии двусторонних отношений между нашими Церквями.
Освященный Собор с одобрением воспринял сообщение Миссионерского отдела и выразил надежду, что возобновляемые переговоры со старостильными христианами будут носить еще более динамичный и конструктивный характер.
В рамках своего доклада протоиерей Андрей коснулся вопроса взаимоотношений с Румынской старообрядческой Митрополией, в частности он сообщил, что по имеющейся информации в Митрополии на ближайшее время намечен Собор, на котором среди прочего, вероятно, будет рассматриваться и послание Патриарха Александра к Митрополиту Леонтию, направленное в декабре 2019 года, в котором была изложена позиция Древлеправославной Церкви по отношению к так называемой Древлеправославной Архиепископии.
Освященный Собор выразил надежду, что послание Патриарха Александра будет положительно воспринято Румынской старообрядческой Митрополией, поскольку в нем содержатся исчерпывающие ответы на заданные со стороны Митрополии вопросы. Собор также подтвердил свою готовность предоставить Митрополии любую интересующую ее информацию по истории и вероисповеданию Русской Древлеправославной Церкви.
В рамках 6-го и 7-го вопросов повестки дня Собор обсудил ряд церковно-канонических и богослужебных вопросов, по которым для священнослужителей были сделаны необходимые разъяснения, а также заслушал доклады церковных отделов и комиссий, информационные сообщения настоятелей о текущей жизни во вверенных им приходах.
Источник: Официальная страница Религиозной организации «Русская Древлеправославная Церковь» во ВКонтакте
zavoljskii
Активные совместные усилия госструктур и синодалов против белокриницкой иерархии в период 1846 — 1905 гг, достаточно широко и глубоко отражены в светской и церковной исторической литературе…
Да всё вы все понимаете «заволжский». Мы же с вами не про преследование белокриницких попов дискутируем. Ведь точно такому же преследованию подвергались в то время и не белокриницкие «беглопоповские» попы. Мы с вами про ваши же белокриницкие архивы, которые ваши же люди вели и передали Субботину беседуем.
А литература она просто и есть литература и не более того. К примеру как у вашего Мельникова книжка называется — «Конец сомнениям в истинности белокриницкой иерархии» (если не так написал поправите). Это уже не просто литература, а прям мифология (научный термин).
zavoljskii
… в отличие от Вашего эмоционального всплеска. …
Оеньки «заволжский», да вы на личности перешли. Аргументов не хватило?
Никаких эмоций, заволжский. Даже наоборот. Холодное научное исследование.
zavoljskii
…Что же касается позиции РДЦ, то и она вполне реальна….
Вам комплимент за то что согласились. Значит Всё понимаете.
zavoljskii
…И не только пара-тройка московских купцов, но и в других регионах. Достаточно вспомнить яркую и сильную личность Н.Бугрова, не случайно на Нижегородчине появился даже такой термин «бугровская вера».
Осталось вам сказать у кого же такой термин «появился» никак у самого Бугрова и «беглопоповцев»? Или все-таки у госструктур, синодалов и белокриницких?
Видимо не стоит нам с Вами дальше пикироваться, с обеих сторон все уже давно сказано до нас. Я лишь высказал сожаление, что даже четырехстолетний юбилей протопопа Аввакума не посспособствовал смягчению позиций, а наооборот, что подтверждает недавний Освященный Собор.
zavoljskii
…
не без «помощи» государственных структур и синодальной Церкви, а также беспоповцев,… часть поповцев отделилась …
Да ладно уж вам рпсц(шникам) всё на госструктуры и синодалов валить. Да ещё и безпоповцев суда подписали. Нужны вы им.
У РДЦ более адекватная версия по поводу «отделений». — Если бы не «пара-тройка» московских купцов поповцев и не их предприимчивость и торопливая неразборчивость в финансирование поиска епископа не было — бы никаких отделений в поповстве. Так что не надо всё со своей «больной головы».
zavoljskii
…и впоследствии создала свою иерархию…
А что, только вам можно создать свою иерархию. — «Кто первый с печки слез того и валенки»?
Активные совместные усилия госструктур и синодалов против белокриницкой иерархии в период 1846 — 1905 гг, достаточно широко и глубоко отражены в светской и церковной исторической литературе в отличие от Вашего эмоционального всплеска. Что же касается позиции РДЦ, то и она вполне реальна. И не только пара-тройка московских купцов, но и в других регионах. Достаточно вспомнить яркую и сильную личность Н.Бугрова, не случайно на Нижегородчине появился даже такой термин «бугровская вера».
Да и не шла речь о том, кому можно, а кому нельзя. а насчет печки и валенок, так это скорее относится к учреждению патриаршества в 2000 году.
100 лет — это, конечно, солидно, но в этом же году и Белокриницкой иерархии 175 ! Печально, что в середине 19 века, не без «помощи» государственных структур и синодальной Церкви, а также беспоповцев, меньшая часть поповцев отделилась и впоследствии создала свою иерархию. За прошедшее время было разное — и взаимные упреки, и попытки пойти хоть на какое то сближение, но, увы, тенденции таковы, что надежд на воссоединение некогда целого, практически не остается. И на этом драматическом фоне находятся «доброжелатели», которые продолжают вещать о «воссоединении» старообрядцев с РПЦ.
не был бы столь категоричен. Воссоединение с ДА показывает нам практическую осуществимость таковаго.
И тут дело в сущности за руководством.
Нынешнее руководство воздерживается от этого шага… но при Аристархе почти уже было принято решение принимать от австрийцев третьим чином… это приняли, но снова отмотали назад…
Но объективных причини или оснований для таких противоречий сейчас нет.
В 19 в они были, да.
А теперь нет. Есть личные соображения.
С РПЦ сложнее, да. Даже если РПЦ пойдет ва-банк, признав иерархию РПСЦ, аналогичный шаг со стороны староверцев в парадигме староверческого мировоззрения прошлых времен будет выглядеть как отступничество от веры Отцов.
То, времена сейчас не те, принимается и понимается, но в тоже время отрицается.
Ибо таковое признание потребует многого. Это как сидеть в окопе 300 лет и вдруг — надо идти в наступление. Тем более что идти-то больно некому.
Есть общины в 5 человек, которые просто доживают свои последние дни.