Любому старообрядцу известен указ «Об укреплении начал веротерпимости», изданный 17 апреля 1905 года. Это был законодательный акт в форме «именного указа императора Николая II Правительствующему сенату» о введении в Российской империи основ веротерпимости. Согласно Указу, всем российским подданным предоставлялось право исповедовать любое вероучение. Этот документ в значительной степени касался старообрядцев, так как до этого времени они не имели возможности свободно исповедовать свою веру, а алтари главного духовного центра старообрядческой Церкви на Рогожском были запечатаны.
Однако мало кто помнит, что первые, если можно так сказать, послабления старообрядцам были даны во второй половине XIX века. 3 мая 1883 г., накануне своей коронации, Александр III подписал указ «О даровании раскольникам некоторых прав гражданских и по отправлению духовных треб». Издавая закон 3 мая, Государственный Совет — высшее законодательное учреждение того времени — писал, что закон стремится охранять «право верующего человека, хотя бы и заблуждающегося в своих религиозных верованиях, свободно молиться».
Этот документ возник не случайно. Несмотря на то, что император Александр II в 1856 году, под влиянием митрополита Филарета (Дроздова), согласился с жестоким запечатанием алтарей старообрядческих храмов Рогожского кладбища, работа в правительстве Российской Империи по обсуждению старообрядческого вопроса продолжалась. Понимая, что старообрядцы представляют собой значительную и влиятельную часть населения Российской империи, власти желали интегрировать староверие в легальное правовое поле и вообще снять межрелигиозное напряжение. И сделать это, даже несмотря на противодействие синодальной церкви. В 1874 г. был принят закон о регистрации в полиции старообрядческих браков, до этого времени не признававшихся. В 1864 и 1875 гг. были созданы комиссии по изучению старообрядчества, которые выработали ряд предложений, ставших основой закона от 3 мая 1883 года «О даровании раскольникам некоторых прав гражданских и по отправлению духовных треб». Сегодня мы публикуем этот документ с комментариями редакции.
О даровании раскольникам некоторых прав гражданских и по отправлению духовных треб
Государственный совет, в соединенных департаментах законов и гражданских и духовных дел и в общем собрании, рассмотрев представление министра внутренних дел о даровании раскольникам некоторых прав гражданских и по отправлению духовных треб, мнением положил:
I. В изменении и дополнении действующих относительно последователей раскола указаний, постановить следующие правила:
1. Паспорта на отлучки внутри Империи выдаются раскольникам всех сект, за исключением скопцов, на общем основании. Действующие правила о паспортах скопцов остаются без изменения.
Комментарий: в законодательстве Российской Империи секта скопцов считалась изуверской и преследовалась с особой настойчивостью.
2. Всем вообще раскольникам дозволяется производить торговлю и промыслы, с соблюдением общедействующих по сему предмету постановлений.
Комментарий: в прошлом принимались самые разные законы, ограничивающие хозяйственную деятельность старообрядцев. Так, например, согласно так называемому «закону Бибикова» (по имени главы МВД Д. Г. Бибикова) от 1854 года, купеческий статус могли получить лишь члены господствующей церкви. Купцы-староверы теряли все купеческие права, превращались в бесправных людей, им запрещалось заниматься предпринимательской деятельностью. Выход был один — присоединение к синодальной церкви. И хотя этот закон после смерти Николая I был отменен, те или иные ограничения продолжали существовать. Закон 1883 года был направлен на снятие таких ограничений. Это позволило старообрядческому предпринимательству развиваться более свободно и достигнуть к началу XX века значительных успехов.
3. Раскольники допускаются к вступлению в иконописные цеха, с разрешения министра внутренних дел.
Комментарий: данная мера позволила крупным заказчикам нанимать старообрядческих мастеров и целые старообрядческие иконописные артели. Благодаря этому, многие новообрядческие храмы получили возможность заказывать иконостасы и росписи в древнерусском стиле, что ознаменовало начало постепенного (длящегося до сей поры) возвращения синодальной церкви к канонической иконописи. В частности, старообрядческие иконописцы приглашались епископом Николаем (Касаткиным) Томским и Японским для создания иконостасов в японских храмах.
4. Раскольникам дозволяется занимать общественные должности, с утверждения, в указанных законами случаях, подлежащих правительственных властей. В том случае, когда в волости, состоящей из православных и раскольников, в должности волостного старшины утвержден будет раскольник, помощник его должен быть из православных. Принадлежащие к расколу волостные старшины и их помощники не допускаются к участию в делах приходских попечительств.
Комментарий: избрание старообрядцев на общественные должности было редчайшим явлением. Даже после 1905 года возникали конфликты на этой почве. Так, 29 марта 1913 года старообрядец Д. В. Сироткин был избран нижегородским городским головой на четырехлетний срок. Вскоре начался крупный скандал, связанный с принадлежностью Сироткина к старообрядчеству.
5. Раскольникам дозволяется творить общественную молитву, исполнять духовные требы и совершать Богослужение по их обрядам, как в частности домах, так равно в особо предназначенных для сего зданиях, с тем лишь непременным условием, чтобы при этом не были нарушаемы общие правила благочиния и общественного порядка. Независимо от сего, относительно часовен и других молитвенных зданий соблюдаются правила, постановленные в статьях 6−8 настоящего узаконения.
Комментарий: несмотря на этот важный пункт закона, случаи, когда полиция врывалась в молитвенные помещения и останавливала под разными предлогами богослужение, продолжали происходить. Конкретная ситуация зависела прежде всего от настроений местных церковных и светских властей.
6. Раскольникам предоставляется исправлять и возобновлять принадлежащие им часовни и другие молитвенные здания, приходящие в ветхость, с тем, чтобы общий наружный вид исправляемого или возобновляемого строения не был изменяем. На производство упомянутых работ, предварительно приступа к оным, испрашивается каждый раз разрешение губернатора или начальника области. В случае необходимости такой перестройки молитвенного здания, вследствие которой общий наружный его вид должен подвергнуться изменению, соблюдается порядок, указанный в статье 8-й сего узаконения.
Комментарий: с начало царствования Николая I властями был принят ряд законодательных актов, утесняющих возможности обновления старообрядческих молитвенных зданий. Так, в 1826 году со всех староверческих молитвенных зданий были сняты кресты. Была запрещена не только постройка новых, но и ремонт старых зданий. По этой причине некоторые церкви и часовни со временем достигли такой ветхости, что грозили разрушиться и погубить находящихся в них. Новый закон, наконец, разрешал их ремонтировать. Однако власти строго следили, чтобы во время ремонта внешний вид и размеры храма не изменялись без дозволения.
7. Распечатание молитвенных зданий раскольников допускается с особого разрешения министра внутренних дел и с тем условием, чтобы распечатание производилось без всякого торжества; причем о каждом случае этого рода министр входит предварительно в сношение с обер-прокурором святейшего Синода. Распечатание раскольничьих монастырей и скитов не допускается.
Комментарий: неизвестны факты распечатания алтарей каких бы то ни было старообрядческих храмов после принятия этого закона. Рогожские алтари были распечатаны только в 1905 году отдельным распоряжением Николая II.
8. В тех местностях, где значительное население раскольников не имеет ни часовен, ни других молитвенных зданий, дозволяется, с разрешения министра внутренних дел, обращать для общественного Богомоления существующие строения. При этом наблюдается, чтобы обращаемому для сего строению не был придаваем внешний вид православного храма и чтобы при нем не имелось наружных колоколов. Наддверные кресты и иконы над входом в часовню или другое молитвенное здание ставить не возбраняется.
Комментарий: о старообрядческих храмах, построенных с 1883 по 1905 год, информации не имеется. Если читатели публикации знают о таких случаях, сообщайте в редакцию или в комментариях.
9. При погребении умерших раскольников дозволяются:
а) предношение иконы сопровождаемому на кладбище покойнику, и
б) творение на кладбище молитвы по принятым у раскольников обрядам, с пением, но без употребления церковного облачения.
Комментарий: во время покушения на Александра II, состоявшегося 1 марта 1881 года, погиб его охранник, казак-старообрядец Александр Матвеевич Малеичев. Поскольку любая молитва вне здания тогда расценивалась как оказательство раскола, похороны погибшего прошли в полном молчании, без молитвы. Возможно, это событие повлияло на появление данного пункта закона.
10. Уставщики, наставники и другие лица, исполняющие духовные требы у раскольников, не подвергаются за сие преследованию, за исключением тех случаев, когда они окажутся виновными в распространении своих заблуждений между православными или в иных преступных деяниях. За означенными лицами не признается духовного сана или звания, причем они считаются, в отношении к правам состояния, принадлежащими к тем сословиям, в которых состоят.
Комментарий: проповедь старообрядчества по-прежнему была под запретом.
11. Последователям раскола воспрещается публичное оказательство онаго, которым признаются: а) крестные ходы и публичные процессии в церковных облачениях; б) публичное ношение икон, за исключением случая, предусмотрительного в пункте, а статьи 9-й настоящего узаконения; в) употребление вне домов, часовен и молитвенных зданий церковного облачения, или монашеского и священно-служительского одеяния; г) раскольничье пение на улицах и площадях.
12. В тех случаях, когда, на основании статей 3, 4, 7 и 8 настоящего узаконения, требуется разрешение или утверждение министра внутренних дел, он делает надлежащие, относительно раскольников, распоряжения, сообразуясь как с местными условиями и обстоятельствами, так равно с нравственным характером учения и другими свойствами каждой секты.
II. Отменить нижеследующие статьи Свода Законов: а) т. IX Законов о состояниях (изд. 1896 года) статьи 528, 530 и 531; б) тома Х части 2 Законов о судопроизводстве и взысканиях гражданских (изд. 1876 г.) статью 329; в) тома XI части 2 Устава Торгового (изд. 1857 года) примечание 2 к статье 13 и примечание к статье 32; г) тома XI части 2 Устава Ремесленного (изд. 1879 г.) статью 88 (вторую половину); д) тома XIV Устава о паспортах (изд. 1857 г.), статью 44 и примечание 1 (по Своду), примечания 2,3 и 4 (по прод. 1876 г.); е) тома XIV Устава о предупреждении и пресечении преступлений (изд. 1876 г.) статьи 50, 51 (вторую половину), 52, 55 (первую половину), 56, примечание к статье 62, статьи: 64 с примечанием при ней, 66, 68 с примечанием при ней и 69 (первую половину); ж) тома XV части 2 Законов о судопроизводстве по делам о преступлениях и проступках (изд. 1876 г.) статью 250, — как заменяемые издаваемыми ныне правилами.
III. Предоставить министру внутренних дел безотлагательно принять меря к отмене тех из числа не вошедших в Свод Законов постановлений о раскольниках, которые оказываются несогласными с настоящим узаконением или с Высочайше утвержденными, 16-го августа 1864 года, заключениями особого временного комитета по делам о раскольниках.
Его Императорское Величество изложенное мнение государственного совета, 3-го сего мая, Высочайше утвердить соизволил и повелел исполнить.
Общий комментарий:
Как пишут современные исследователи, закон, подписанный Александром III, противоречил многим прежним правовым актам и в целом политике государства по отношению к инаковерующим, которая складывалась столетиями. Историк А. Секирин отмечает: «В сфере правоприменительной практики, закон фактически оказался неработающим, его нормы оставались на бумаге, как правило, местные духовные и светские власти, относились к сектантам по-прежнему довольно жестко и руководствовались в отношении них, прежде всего нормами уголовного и административного законодательства, что явно не способствовало реализации и норм данного закона в целом» .
Этот законодательный акт противоречил, прежде всего, политике господствующего вероисповедания, которое в отличие о светской власти, собиравшейся решать вопросы прагматично, продолжало разжигать антистарообрядческую истерию. Как говорил Салтыков-Щедрин: «Строгость российских законов смягчается необязательностью их исполнения». Поэтому, несмотря на то, что в законе «О даровании раскольникам некоторых прав гражданских и по отправлению духовных треб» были прогрессивные тенденции, они редко воплощались в жизнь, а их исполнение зависело от минутных настроений государственного или церковного чиновника.
Автор: Автор: Л. Кудрявцева
А вот не соблаговолит ли митрополит Корнилий свободно посетить станицу Червлённую, что в Чеченской республике дабы отдать дань памяти русскому старообрядцу Александру Матвеевичу Малеичеву — казаку лейб-гвардии Терского эскадрона собственного Его Величества конвоя погибшему 1 (13) марта 1881 года при покушении террористов на Александра II. Ведь погребение р.Б. Алекспндра прошло в полном молчании, словно нехристя. Да и в Червлённой до сих пор каждый четвертый житель – русский cстарообрядец!
Надо бы испросить разрешения у Рамзана Ахмадовича на посещение. Был бы знаковый символичный жест примирения двух народов. Только вряд ли…