На виду у всего старообрядческого мира последние полгода происходят интересные религиозные события на Украине. Насколько можно судить из открытых источников, идет активное создание новой религиозной структуры, которая должна подчеркнуть независимость Украины от России и стремление Украины на Запад. Речь идет о создании так называемой автокефальной Православной Церкви на Украине. О сложившейся ситуации размышляет иерей Иоанн Севастьянов.
***
Цель, механизм и суть этого процесса для обывателей крайне закрыты, тем более все происходящее мало понятно христианам-старообрядцам и людям со старообрядческим менталитетом. Но при всем этом есть некоторые нюансы этих событий, которые могут быть весьма любопытны и поучительны для Старообрядческой Церкви.
Первое, что бросается в глаза из происходящего на Украине, — причины этой реформы. Очевидно, что под жесткий удар власти попали епархии и приходы Киевской митрополии, у которой были тесные взаимовыгодные отношения с предыдущим правительством Украины во главе с президентом В. Януковичем. И, несмотря на то, что на дворе XXI век, несмотря на то, что Украина вроде бы движется в Евросоюз, предыдущее сотрудничество с ушедшим в отставку вполне легитимным правительством теперь может привести не только к потере храмов и собственности этих епархий и приходов, но, вполне возможно, к полному запрету их существования в границах Украины. Например, как в России было запрещено общество свидетелей Иеговы. Скорее всего, из верующих людей от этого никто не пострадает. Для нас, старообрядцев, вообще плохо понятна вся истерика, связанная с переподчинением той или иной территории разным епископам, находящимся между собой в едином церковном пространстве, непонятно нежелание этих епископов договориться между собой
——————-
Но нам вполне понятны последствия очередного этапа сотрудничества Церкви и государства. При смене власти Церковь попадает под жестокий пресс нового правительства.
——————-
Второе, что вызывает интерес в религиозной ситуации на Украине, — это ущербность церковного уклада, который практикуется в новообрядчестве. Происходящие события являются примером того, как вопрос выбора юрисдикции и подчинения церковных общин полностью находится в руках очень узкой группы епископов и никак не касается многомиллионной массы верующих. Верующий народ, христианский ла́ос, никак не влияет на определение своей религиозной жизни. О кардинальном изменении церковного существования принимает решение не народ, и не Поместный, и даже не Архиерейский Собор, а Синод из нескольких епископов. При этом даже этих епископов народ не избирает.
——————-
Эта модель существования Церкви не имеет ничего общего с апостольским устроением. Все это может также служить полезной иллюстрацией того, что произойдет, если остатки соборности будут упразднены из жизни Старообрядческой Церкви.
——————-
Это касается и уровня всей Церкви, и уровня отдельных общин. При всех нюансах и отрицательных моментах «народности» при управлении Церковью, это очень серьезный инструмент сохранения единства и ответственности христиан.
И третье, что является самым важным для нас, старообрядцев. Ошеломляющее впечатление от происходящих на Украине событий вызывает решение Синода Московской Патриархии о разрыве евхаристического общения с Константинопольской Патриархией. Для нас важна причина этого разрыва. Причиной явились не догматические нарушения, не изменение богослужения, основ веры и христианского уклада, не молитвенное общение патриарха Варфоломея с Папой Римским или введение в Константинополе двубрачия для священников.
——————-
Причиной стало намерение (именно, пока только намерение) одного Патриарха создать епархию на территории, подчиняющейся другому Патриарху. И этого оказалось достаточным, чтобы признать таинства Константинопольской Патриархии недействительными!
——————-
Это решение принято на фоне обличений старообрядцев в недостаточности причин для их отделения от никониан. На фоне именования нас раскольниками за то, что не приняли все, что было предложено в XVII в. И сейчас миллионы членов РПЦ МП и УПЦ МП оказались в такой двусмысленной ситуации. Когда, с одной стороны, по-иному может быть осмыслена причина раскола Русской Церкви в XVII в., а с другой, должно было бы измениться и отношение к старообрядчеству в целом.
***
От редакции:
Вопросы взаимоотношения власти и религиозных объединений обсуждались и на Всемирном старообрядческом форуме. Председатель Белгородской общины ДПЦ Александр Егорович Тарасов представил доклад «Современные проблемы взаимоотношения Церкви и государства». В нем он предостерег от поспешного выражения солидарности с государственной политической линией, какой бы она ни была. В качестве примера Александр Егорович процитировал статьи из календарей Древлеправославной Поморской Церкви разных лет издания, посвященные Октябрьской революции. В одних указывалось, что революция освободила старообрядчество от многовекового гнета династии Романовых и вообще от царизма, в других утверждалось обратное: революция открыла эпоху гонений на старообрядчество, которое до этого жило свободно. По этой причине Тарасов предостерег участие церковных структур и церковных деятелей в какой-либо политической деятельности, потому что неизвестно, кто завтра или послезавтра придет к власти и какие оценки будут даваться той же революции или нынешнему времени.
Примечание:
Выражение «Чья власть — того и вера» происходит от латинского выражения «Сujus regio, eius religio», которое получило распространение в средние века, после 1555 года, когда был подписан известный Аугсбургский мир, остановивший длительную и кровопролитную религиозную войну. Принцип «Чья власть — того и вера» означал, что религиозные верования в конкретном государстве определялись его монархом.
Очень взвешенный анализ от о. Иоанна.
Не бойтесь! Будут попытки и старообрядцев загнать в объединённую УПЦ!
Разве причина нынешних событий в том, что УПЦ МП имело хорошие отношения с Януковичем? Так же можно сказать, что она имела хорошие отношения с Ющенко, Кучмой, даже Кравчуком. Те ведь не стали отбирать храмы у УПЦ МП, даже если способствовали появлению УПЦ КП. А чем Порошенко лучше Януковича, если УПЦ МП ставится в вину прошлое правительство, а в заслугу УПЦ КП — её близость к новому? Ясно же, что отрыв Украины от РПЦ это отрыв не от МП, а отрыв от православия. Вот когда-то, из части православных сделали униатов, которые стали в результате ближе к католикам. Да, понятна многовековая обида старообрядцев и о. Иоанна на РПЦ МП. Но напрасно автор радуется еще одному расколу. Лучше и легче старообрядцам и в России, и в Украине, и в мире не станет. Станет хуже всем православным. Вот что главное в том, что происходит сейчас.
При чём тут Янукович? Проблема УПЦ МП в том что она МП. И раз РФ типа агрессор то всё российское — плохое, УПЦ МП — типа церкви агрессора! А канонического православия в — на из-под Украины и так уже несколько веков нет!
Соглсен с мыслью о.Иоанна. Когда Варфоломей молился с католиками на это закрывали глаза, хотя это преступление куда серьезнее текущих. Но как только посягнули на имущество и границы поднялась истерика. Из этого можно сделать вывод какие у высшего церковного органа РПЦ реальные приоритеты.
Иоанн Севастьянов, простите но не могу назвать его иереем, не понимает настоящей проблемы. Проблема в том, что в нарушение апостольского правила, один архиерей начинает распоряжаться на территории другого архиерея (в данном случае имеется ввиду не патриархи Кирилл и Варфоломей, а Варфоломей и Онуфрий, а это есть разрыв Единой Святой Соборной и Апостольской Церкви, это к сожалению это тяжело понять старообрядцам, в настоящее время как и американские протестанты считающие, что евхаристически не общаясь с другими церквами тем не менее они принадлежат к какой то "единой супер(над)церкви". Например в Киеве кроме законного (каноничного) Православного (признанного всеми Православными церквями в том числе и Константинопольской церковью) митрополита Онуфрия (УПЦ МП) себя за киевского архиерея выдают следующие самозванцы: Филарет Денисенко (УПЦ КП), Макарий Малетич (УАПЦ), Святослав Шевчук (УГКЦ), Никодим Ковалёв (РПСЦ).
Правило 31.
Если который пресвитер презрев собственного епископа, отдельно собрания творить будет, и алтарь иной водрузит, не обличив судом епископа ни в чем противном благочестию и правде: да будет извержен, как любоначальный. Ибо есть похититель власти. Так же извержены да будут и прочие из клира, к нему приложившиеся. Миряне же да будут отлучены от общения церковного. И сие да будет по первом, и втором, и третьем увещании от епископа.
Правило 32.
Если который пресвитер, или диакон от епископа во отлучении будет: не подобает ему в общение приняту быть иным, но только отлучившим его; разве когда случится умереть епископу, отлучившему его.
Правило 33.
Не принимать никого из чужих епископов, или пресвитеров, или диаконов без представительной грамоты: и когда оная предъявлена будет, да рассудят о них; и если будут проповедники благочестия: да приемлются; если нет: подайте им, что нужно, а в общение не приемлите их. Ибо многое бывает подлогом.
Правило 34.
Епископам всякого народа подобает знать первого в них, и признавать его как главу, и ничего превышающего их власть не творить без его рассуждения: творить же каждому только то, что касается до его епархии, и до мест к ней принадлежащих. Но и первый ничего да не творит без рассуждения всех. Ибо так будет единомыслие, и прославится Бог о Господе во Святом Духе, Отец, Сын и Святой Дух.
Правило 35.
Епископ да не дерзает вне пределов своей епархии творить рукоположения в городах и в селах, ему не подчиненных. Если же обличен будет, как сотворивший сие без согласия имеющих в подчинении города оные и села: да будет извержен и он, и поставленный от него.
Правило 45.
Епископ, или пресвитер, или диакон, с еретиками молившийся только, да будет отлучен. Если же позволит им действовать как-либо, яко служителям Церкви: да будет извержен.
В сложившейся драматической ситуации с православием в/на Украине старообрядцам и новообрядцам не следовало бы изощренно кивать друг на друга, опираясь на прошлое. Суть и стороны украинского конфликта хорошо известны и РПсЦ не имеет никакого отношения. Учредив архиепископию ей надо попытаться переждать это смутное время особо не высовываясь.