22 декабря 2023 года в Центральном доме кинематографистов прошел показ документального фильма «Русский мир». Автор идеи и генеральный продюсер проекта — Леонид Севастьянов. Производство — Всемирный Союз староверов «Русская вера».
Открывая показ, автор сценария и режиссер Владимир Асмирко рассказал собравшимся, что фильм снимался в течении полугода. Съемочная группа объехала ряд удаленных друг от друга локаций, начиная с Дальнего Востока, и далее — Ростов Великий, Москва, Псков и вплоть до Донбасса.
Участники проекта встретились с множеством людей самых разный профессий, занятий и национальностей. Среди них — Марчелло Дзорцы, преподаватель Уральского Федерального Университета; Валерий Григорович, представитель АНО «Дальневосточные леопарды»; Миягаву Осаму, директор японского центра во Владивостоке; Владимир Соколов, профессор Приморского филиала президентской академии РАНХиГС; Константин Кедров, поэт; Юрий Громыко, директор Института опережающих решений имени Е. Л. Шифферса; Александр Морозов, заместитель директора по научной работе музея-заповедника «Ростовский кремль»; Лев Корольков, ветеран службы внешней разведки России и многие другие.
Герои фильма размышляли об уникальности нашей страны, пожалуй, самой большой страны на планете, страны-цивилизации, страны с многовековой культурой и искусством, сонмом святых, ученых, героев и первооткрывателей неизведанных земных пространств.
Главная идея фильма — попытаться приоткрыть смысл феномена «русский мир». В чем его особенность, индивидуальность и уникальность?
После демонстрации фильма о проекте рассказал его генеральный продюсер Леонид Севастьянов:
«В двух словах хотел рассказать собравшимся свою историю создания этого фильма. У меня много друзей, как в России, так и за рубежом, интересующихся этой темой, например, мой друг, англиканский священник, который некоторое время служил в Москве, однажды задал вопрос: «Леонид, а что такое русский мир? Почему в наши дни многие говорят о русском мире?» И в этот момент я задумался, отвечая: «Точно я сам не знаю, но я обещаю, что я проведу интеллектуальную, исследовательскую работу и дам, насколько будет возможно, ответ». Так вот, этот новый фильм, можно сказать, и явился ответом на этот вопрос. Чем ценен этот фильм? Тем, что он является реально объективным, непредвзятым философским и социологическим исследованием, без политизации и заказной идеологии. Именно такая задача и была поставлена перед съемочной группой. Создать документальную картину с объемными, разноплановыми мнениями, не концентрируясь на одной точке зрения.
Первоначально была мысль сделать статистический анализ, возможно это было бы намного легче — взять срез мнений разных страт общества. Например, послушать молодежь, людей постарше, подростков, девушек, мужчин, бедных, богатых, задавая им вопрос, что они понимают под «русским миром». Но мы поставили задачу сложнее и интересней.
С первых кадров фильма начинается философское размышление о процессе познания устройства общества, взаимосвязи его с микро- и макрокосмом.
Это отражено в начале фильма. Там идут размышления о физике. Крестьянин, который говорит о физике, точнее о микрофизике. Дело в том, что современная микрофизика исследует взаимодействие между элементарными частицами в их движении. Есть известная история с поведением электрона, что он может быть волной или частицей, в зависимости от точки наблюдения. В нашем фильме мы тоже являемся наблюдателями не только с разных точек зрения, но и наблюдателями в движении, и это помогает более полно познавать реальность. Это не просто социальная статистика, а процесс познания, если хотите рефлексии.
Есть в фильме персонажи, к которым мы специально ездили и добивались интервью. А есть совершенно случайные лица. Допустим, наш режиссер Владимир Осмирко поехал в Ростов, открывает купе, а там сидит боец «Вагнера». Вот и с ним происходит беседа. Если бы теоретически там сидел какой-нибудь Филипп Киркоров или какой-то иной культурный или общественный деятель, то и у него мы бы спросили, что такое русский мир. Поэтому, с одной стороны, это съемки были и статистическим исследованием, а с другой стороны — наше окружение, сам русский мир о себе заявлял.
В каком-то смысле в процессе съемок выявилась и сторона мистического познания.
Вся русская философия в трудах В. С. Соловьева, С. Н. Трубецкого, Н. О. Лосского, П. А. Флоренского говорит о нем. То есть, не только мы сами прикладываем усилия к познанию, но и реальность и суть сама должна нам открываться и являться. В таком мистическом процессе мы чувствуем глубину, хотя и не можем ни доказать, ни исследовать естественно-научными способами, но можем интуитивно ощущать, как писал Розанов: «подозреваем отблеск, преломление луча Божеского», и, наконец, то, в чем угадываем первостихийное, первозданное по отношению ко всем вещам.
Так вот, в русском языке закодирована система познания, даны инструменты к познанию.
О том, что процесс познания закодирован именно в нашем языке, говорят многие. Эта кодировка происходила веками, формируя язык, который можно назвать проторусским или общерусским. Как раз в системе грамматики закодирована технология познания.
В англо-саксонском, английском языке все куда проще, вот субъект познания, а вот объект познания. Там по-другому невозможно. В русском языке все намного сложнее. Вы можете сказать «я люблю», вы можете сказать «мне нравится», все зависит от ваших предпочтений, то есть «мне видится», «мне думается», и так далее.
И в этом подходе и есть ценность этого фильма. Я считаю, этот фильм — шедевр, мы его снимали с мая до конца сентября. Время было напряженное и неспокойное. В Калининграде я проводил фестиваль «Кантата», в эти же недели началось контрнаступление Украины, потом была эта тревожная история с «Вагнером». В это время был сделан фильм. Мне кажется, в этом тоже кроется его историческая ценность, и он сможет стать историческим артефактом, и сам, уже как предмет исследования, и через 100 лет он будет актуален».
Комментариев пока нет