Несколько дней назад в сети появилось весьма необычное видео, на котором видно, как священнослужитель какой-то христианской церкви совершает некий обряд, держа в руках мощи.
После омовения стоп, а это были стопы какого-то святого, над небольшим бассейном с водой по завершении обряда из него стали брать воду верующие для своих нужд. Сказать, что современный человек, особенно незнакомый с религиозными практиками различных религий, может быть по меньшей мере удивлен, значит сказать мало. Это шокирует.
Но так ли уж удивительно то, что мы видим?
Ясно, что в кадре происходит религиозный христианский обряд в какой-то европейской стране. Определить однозначно сразу было сложно.
Благодаря коллегам было установлено, что это омовение мощей Дады, Гаргала, Гаведдая (сына царя Персидскаго Савория) и св. мц. Каздои, сестры его. Часть мощей находятся в старообрядческом Успенском соборе села Белая Криница, значительная часть — в различных старообрядческих храмах Румынии. Омывает Архиепископ Флавиан Славский (подробнее об обычае «умовения» мощей архиепископ Флавиан также рассказывает в интервью нашему сайту).
Вот, собственно, часть этого обряда омовения мощей мы и наблюдаем на этом видео.
Сказать, что такой чин омовения мощей сохранился только в Румынии в Старообрядческой православной церкви, было бы неверно. К примеру, о подобной практике пишет сайт Свято-Ильинского мужского монастыря Украинской Православной Церкви Московского патриархата Одесской епархии в 2012 году.
Вот, что там сказано: «В нашей святой обители возрождается древняя традиция омовения святых мощей. Мы, по примеру первых христиан, совершаем этот Чин, моля Бога и святых об избавлении от болезней и скорбей. Чин омовения святых мощей берет свое начало с четвертого века. Христиане погружали святые мощи и другие святыни в воду, совершая молебное пение, а после употребляли эту воду и окроплялись ею, получая от Бога благодатное исцеление. На Руси этот чин совершался до 17 века, в синодальный период он был утрачен. Чин омовения мощей заключается в том, что на середину храма заблаговременно выносятся имеющиеся в храме или монастыре мощи, которые омываются освященной водой. После окончания обряда воду, оставшуюся от омовения мощей, как великую святыню, раздают верующим, а всех присутствующих в храме окропляют ею».
Митрополит Белокриницкий Леонтий (слева) и митрополит Московский и всея Руси Корнилий (справа) омывают мощи мучеников
А вот что можно прочитать об этом чине освящения воды в «”Реликвии в византийских чинопоследованиях». Составление, перевод с греческого и комментарии диакона Михаила Желтова».
«Однако всем знакомым с православной богослужебной практикой известно, что византийский обряд знает не один, а несколько чинов водоосвящения. Следующий по важности после великого чин носит название «малого» водосвятия, и возник он из обычая благословлять воду через погружение в нее великих святынь — частицы Животворящего Креста Господня или мощей почитаемых святых. Поскольку вода в этом случае освящается не через призывание Св. Духа, сходное с призыванием Его за Литургией, а через погружение в нее святыни, считается, что вода малого водоосвящения обладает меньшей святостью по сравнению с водой великого водоосвящения — например, если воду великого водоосвящения пьют только натощак, то эту воду можно пить во всякое время».
Подобный чин освящения воды мощами был распространен в славянских странах, но также встречался и в византийской церкви, и в практике афонских монастырей.
Есть письменные источники, которые описывают совершение чина омовения святых мощей в Великую пятницу в Успенском соборе Кремля в середине XVII века. Сейчас же такой чин освящения воды мощами не имеет широкого хождения и совершается не везде.
Источник: https://zen.yandex.ru/id/5c192e54b93e1500aa2afc0f
Процитирую высказывание на этот счёт протодиакона Андрея Кураева:
==
То, что чин старый, не означает , что он не языческий. В общем, этот обряд вполне соответствует джуновскому богословия нашего патриарха: предмет, накопивший в себе благодатную энергию паломников, подзаряжает ею другие предметы, а те, в свою очередь — новых паломников.
==
Акцент на первое предложение
Бррррр…
Господи! Спаси от мракобесия!
Ну а кто сказал, что на руси все были грамотны с точки зрения веры, и ничего не чудили. Как известно, на Руси было (и есть думаю) такое явление как двоеверие, люди не смогли отпустить язычество и языческие взгляды. Поэтому и в православные ритуалы вклинились такие вот откровенно языческие ритуалы.
Православный может запросто обходиться без всего того, и даже относится к происходящему негативно, и не переставать быть православным.
Чтобы было двоеверие, нужно две веры. Языческой веры нет давно.
Язычество затащили в православие. В разной мере проявляется оно то там то сям. Православие для многих перестаёт быть христоцентричным, вера в пояски-водички-мощи занимает в умах больше времени и места, чем некоторый Core христианской религии. Это не я говорю если что, это нередко говорят люди с образованием и погон… с саном в той же РПЦ например.
Снова всплыли "мощи" персидских мучеников, лучше бы уже спрятали куда под спуд и помалкивали, пока пытливая молодежь вопросы не стала задавать.