Национальный архив Латвии 20 декабря 2018 года открыл доступ к картотеке КГБ ЛССР. Согласно этим данным, среди агентов советских органов числятся бывшие и нынешние представители духовенства. Это событие вызвало широкий резонанс в российском обществе. Наша редакция представила читателям ряд материалов по этой теме. Сегодня мы публикуем небольшой очерк по истории вопроса.
Сотрудничество церковных организаций и государственных карательных органов остается актуальной темой с начала XX века и до наших дней. Так, например, широко известно об участии советских спецслужб в организации раскола официальной греко-российской синодальной церкви на несколько обновленческих и консервативных направлений в 20-е годы. Значительную роль в это время играл ОГПУ во главе с начальником его 6-го отделения (по борьбе с религиозными объединениями) Евгением Александровичем Тучковым. Уже в 1922 году Тучков писал о некоторых своих задачах:
В основу нашей работы по борьбе с духовенством была поставлена задача — борьба с реакционным тихоновским духовенством и, конечно, в первую очередь с высшими иерархами, как то: митрополитами, архиепископами, епископами и т.д. Для осуществления этой задачи была образована группа так называемая «ЖИВАЯ ЦЕРКОВЬ», состоящая преимущественно из белых попов, что дало нам возможность поссорить попов с епископами, примерно как солдат с генералами, ибо между белым и черным духовенством существовала вражда еще задолго до этого времени, так как последнее имело большое преимущество в церкви и ограждало себя канонами от конкуренции белых попов на высшие иерархические посты.
В 1927 году при соавторстве Е. Тучкова выходит известная «Декларация» заместителя Местоблюстителя патриаршего престола митрополита Сергия (Страгородского), в которой говорилось о полной поддержке церковью политики советского государства. Текст этой «Декларации» привел, с одной стороны, к новым церковным раздорам и расколам, с другой стороны — помог разогнать маховик репрессий против несогласных с содержанием этого документа.
Не меньшую роль сыграли спецслужбы в 30-е и 40-е годы, когда развернулись массовые репрессии против верующих. В тот период осведомителями и соучастниками этих процессов нередко были и сами представители разных религиозных объединений. Судя по опубликованным на нынешний день документам (а опубликовано их, к сожалению, не так много), сотрудничество церковнослужителей и сотрудников спецслужб имело разную мотивацию. Главным, разумеется, являлся страх перед репрессивным аппаратом, многие соглашались на сотрудничество с целью сохранить относительно благополучное существование или даже жизнь. Однако случаев добровольного сотрудничества было тоже немало. Некоторые использовали спецслужбы для расправы с церковными оппонентами внутри или вне своего религиозного объединения.
После того как информация о карточках агентуры КГБ, опубликованных в Латвии, стала широко известна, ряд либеральных деятелей и СМИ заявили, что сотрудничество религиозных организаций и их представителей со спецслужбами имело место якобы только на территории СССР и обусловлено едва ли не «вековым рабством русских». По их мнению, в так называемых «цивилизованных странах» такого явления никогда встречалось.
На самом деле имеется множество фактов сотрудничества церковных структур с авторитарными, тоталитарными режимами и спецслужбами в странах западной Европы. Так, например, достаточно хорошо изучено сотрудничество представителей католической церкви с фашистскими режимами Италии и Германии. Само государство Ватикан своим появлением обязано латеранским соглашением, подписанным в 1929 году кардиналом Пьетро Гаспарри и премьер-министром Италии Бенито Муссолини. Историк церкви Девид Керцер в интервью журналу «Der Spiegel» рассказывает:
«В начальной фазе установления фашизма в 1922-1924 годах Муссолини не мог обойтись без существенного содействия церкви. На его пути к власти стояла Итальянская народная партия. Если бы она не лишилась поддержки Ватикана, Муссолини было бы сложно установить диктатуру. К тому же Пий XI запретил всем католикам поддерживать социалистов, которые были единственной реальной альтернативой Муссолини… А Муссолини заявил, что папа Римский ему лично высказал такое мнение: «В системе фашистского учения, делающего упор на принципы порядка, авторитета и дисциплины, я не вижу ничего, что могло бы противоречить католическому учению».
Конкордат между католической церковью и гитлеровской Германией был подписан в 1933 году. Несмотря на то что с началом Второй мировой войны и антисемитской политикой Гитлера отношения между Ватиканом и нацистом существенно охладели, представители католической церкви — известные испанские, итальянские и аргентинские епископы и кардиналы — активно сотрудничали с нацистскими спецслужбами в деле создания так называемых «крысиных троп» — путей бегства нацистских преступников из Европы в латинскую Америку. По мнению историка Майкла Фейера, папа Пий XII «предпочитал видеть фашистских военных преступников на борту кораблей, следующих в Новый Свет, чем гниющими в лагерях военнопленных в разделённой на оккупационные зоны Германии».
Также известно о благожелательном отношении католической церкви к репрессиям в Хорватии во время правления основателя и лидера фашистской организации Усташей диктатора Анте Павелича (с 1941 по 1945 годы). Католическое духовенство, хорватские священники и епископы открыто поддерживали репрессии и насильственное крещение сербов. Исследователи называют число в 700 000 погибших во время террора усташей и около 1400 священнослужителей, причастных к этой трагедии. Всего было обращено в католицизм более 240 000 сербов, за что папа Пий XI благодарил хорватское духовенство.
Надо отметить, что в XX веке гонений на религию в Европе, подобных атеистическим гонениям в СССР, никогда не было. Европейские религиозные деятели если и сотрудничали с репрессивными структурами, то делали это добровольно.
В 1989-1993 годах в Советском Союзе, а затем Российской Федерации делались попытки разобраться в истории сотрудничества церкви и спецслужб. Однако глубоких и всеобъемлющих исследований на эту тему так и не появилось. Парламентская комиссия Верховного Совета Российской Федерации, которая занималась этой тематикой, просуществовала всего лишь один год (с 1991 по 1992). Она представила некий список ряда известных церковных иерархов, сотрудничавших с КГБ, однако никаких дополнительных сведений, проясняющих характер этого сотрудничества, опубликовано не было. Никаких последствий это расследование не имело, за исключением единственного случая, когда действующий архиерей РПЦ признался в сотрудничестве с КГБ. В 1992 году об этом заявил митрополит Виленский и Литовский Хризостом (Мартоишкин). На Архиерейском соборе РПЦ он выдвинул предложение создать церковную комиссию по расследованию контактов священнослужителей со спецслужбами, предложил официально от имени Русской Православной Церкви запросить соответствующие документы с Лубянки, с тем чтобы расставить в этом непростом вопросе все точки над «и».
Курьезным примером интереса к этой теме стал последний фильм Леонида Гайдая «На Дерибасовской хорошая погода, или На Брайтон-Бич опять идут дожди», вышедший также в 1992 году. В одной их сцен зрители видят священника московского храма в сане иеромонаха, жалующегося председателю КГБ на своего архиепископа, который «не присваивает ему очередное звание».
Оглашения списков или отдельных имен церковных деятелей, якобы сотрудничавших со спецслужбами, происходят и в наши дни, но они редко сопровождаются публикацией серьезных досье, в которых можно было бы найти документы, содержащие информацию о конкретных действиях того или иного человека, а если досье и публикуется, то в нем далеко не всегда есть факты, которые могли бы серьезно скомпрометировать.
Так, в 2012 году были опубликованы сведения о том, что подавляющее большинство на тот момент здравствующих митрополитов Священного синода Болгарской Православной Церкви (БПЦ) в прошлом были сотрудниками органов государственной безопасности Болгарии. По данным комиссии, ведущей раскрытие архивов болгарских спецслужб, 11 из 15 митрополитов сотрудничали с подразделением болгарской госбезопасности, ответственным за борьбу с идеологическими диверсиями. Как сообщается, рассекреченные досье состоят главным образом из донесений о самих иерархах, о патриархе, сообщений о группировках в Синоде, об иностранцах, с которыми вступали в контакт представители священноначалия и т.п. Так, митрополит Врачанский Каллиник доносил, что патриарх эгоистичен, неконтактен и не подходит для своего поста, а один из митрополитов в зарубежной поездке заигрывал с девушками и смотрел развлекательные фильмы и телепрограммы. Он также сообщал, насколько заполнялись храмы на Пасху и кто из иностранцев, приезжавших в Болгарию, общался с духовенством.
Несмотря на то, что в Болгарии были опубликованы все документы, касающиеся агентурной деятельности, материалов, которые могли бы серьезно скомпрометировать представителей церкви, там не оказалось.
Обвиненный в сотрудничестве под позывным «Симеонов» митрополит Русенский Неофит (ныне Патриарх БПЦ — прим. ред.) в интервью агентству «БГНЕС» заявил, что имел контакты со спецслужбами один раз по их инициативе, в связи с поездкой церковной делегации за рубеж.
«Это не может считаться агентурным делом. С нами провели продолжительный инструктаж, как обезопаситься от провокаций, как наблюдать процессы, которые развиваются на Западе или в США, в том числе связи между Церквами двух континентов. На той международной конференции рассматривались вопросы, общие для всех Церквей, и это было интересно для нашего государства. Но это не является какой-то оплачиваемой деятельностью, так называемым доносительством, которое всегда мне было противно. И никогда я подобным не занимался», — сказал Русенский митрополит.
Ситуацию тогда же прокомментировал предстоятель Украинской Православной Церкви Киевского Патриархата Филарет (Денисенко) (ныне почетный патриарх недавно учрежденной Единой Православной Церкви в Украине — прим. ред.). В интервью журналу «Weekly.ua» он признался, что с Комитетом госбезопасности были связаны все без исключения архиереи:
«Все без исключения! В советские времена никто не мог стать архиереем, если на это не давал согласие КГБ. Поэтому утверждать, что я не был связан с КГБ, было бы неправдой. Был связан, как и все», — отметил Филарет. При этом он утверждает, что никаких званий у него не было. «Это все домыслы. Нужно учесть, что в советском тоталитарном государстве все было под контролем. Я должен был согласовывать свою деятельность с государством. Например, архиерей не имел права назначить священника на приход без согласия КГБ», — сказал Филарет, который в агентурных сведениях КГБ проходил как «агент Антонов».
Показательной оказалась история с учетной карточкой, заведенной латвийским отделением КГБ на нынешнего настоятеля храма Покрова Пресвятой Богородицы (РПЦ) протоиерея Ивана Миролюбова. В конце прошлого года ряд электронных СМИ и некоторые блогеры опубликовали этот документ как некое свидетельство или даже доказательство его сотрудничества с секретными службами. Наша редакция обратилась к настоятелю протоиерею Ивану Миролюбову с просьбой прояснить, является ли его учетная карточка свидетельством каких-то фактов сотрудничества с КГБ СССР, на что о. Иван предоставил решения латвийского суда Земгальского предместья Риги по данному вопросу. Выяснилось, что, несмотря на то, что сотрудники КГБ действительно встречались с ним, фактов реального сотрудничества не было. Суд установил, что «И. Миролюбов был оформлен как агент КГБ только для того, чтобы выполнить план по вербовке агентов», «доказательства факта сотрудничества Ивана Миролюбова с КГБ получено не было, поэтому суд считает, что Иван Миролюбов не был информатором КГБ».
Остается лишь с прискорбием добавить, что ресурсы, скоропалительно опубликовавшие его учетную карточку, не торопятся дополнить материал новыми сведениями, что, увы, заставляет сомневаться в их честности и объективности.
Также стоит отметить,что немало советских диссидентов в знак реального протеста против советской власти,назло официальному атеизму крестились и принимали православие,поэтому КГБ и следило за таковыми диссидентами с помощью священников-осведомителей,то есть православный православного поймёт.
А почему это старообрядцы дружно выступили в защиту о. Иоанна Миролюбова? Он ведь у никониян нынче, с чего вдруг такая милость?
Старообрядцы всегда за правду, и не только по отношению к старообрядцам.
Позиция заслуживающая внимания по данной теме https://www.kompromat.lv/item.php?docid=readn&id=9126
Да интересные высказывания, но все-таки очень скользкие: вроде есть признание, что был агентурный балласт, для галочки, а с другой стороны, что почти не реально его держать… Как это понять??? Практически противоречие само в себе… либо какая-то недосказанность.
Но больше всего в этой статье, для меня, обращает внимание сделанный автором акцент, для усиления негативного окраса самого факта сотрудничества со спецслужбами: "…откровения Пименова являются фактически его собственным признанием факта негласного сотрудничества с конторой!" Надо же, какая трагедия и несмываемый позор! — экскурсовод интуристов крапал отчетики в конторку.
Что это за такая про-протестантская тема гнобить сотрудников спецслужб? Попытка найти аналогии секретности с Июдой? Но ведь и Христос многое говорил надвое и дела Его не для всех явны, так что обвинять в грехе секретности первым нужно Бога.
""Но больше всего в этой статье, для меня, обращает внимание сделанный автором акцент, для усиления негативного окраса самого факта сотрудничества со спецслужбами: "…откровения Пименова являются фактически его собственным признанием факта негласного сотрудничества с конторой!" ""
Что то не вижу этого в статье.
Конечно забавно с каким энтузиазмом данный ресурс начал отмывать Миролюбова.
Да еще других упрекают, кто не поддался их энтузиазму.
Надо подождать, уверен это еще не конец истории с Миролюбовым.
Переманивают Миролюбова к себе рогожские, не иначе.
Игорь Львович: "…Что то не вижу этого в статье…"
Это на ссылку Pjotrа по позиции на компромат.лв.
Игорь Львович: "…забавно с каким энтузиазмом данный ресурс начал отмывать Миролюбова…"
Есть же ресурсы которые только грязь льют, значит должны быть им противположные.
Игорь Львович: "…Надо подождать, уверен это еще не конец истории с Миролюбовым…"
На страшном Суде о каждом станет все известно.
На этом и других ресурсах неоднократно задавались вопросы о причастности О. Ивана Миролюбова к сотрудничеству с КГБ СССР. Пойдя навстречу читателям, мы попросили о. Ивана предоставить документы, касающиеся этой темы и как видим любопытство страждущих было удовлетворено.
Если упомянутые в публикациях уважаемые митрополит Русской Православной Церкви Александр (Кудряшов), Рижский и всея Латвии и что более важно для старообрядческих читателей председатель Центрального Совета Древлеправославной Поморской Церкви Латвии о. Алексей Николаевич Жилко представят подобные документы мы тоже, непременно их опубликуем.
Самым нетерпеливым можем сообщить, что латвийский архив планирует публиковать и прочие документы КГБ ЛССР как это было сделано в Болгарии. Тогда станут известны не только учетные карточки, но и прочие материалы, включая доносы.
> Переманивают Миролюбова к себе рогожские, не иначе.
Ага. Поэтому на всех совместных мероприятиях последних времён где есть староверы и новообрядцы можно увидеть митрополита Корнилия в компании кого угодно — Кирилла (Сахарова), Илариона (Алфеева), Кирилла (Гундяева) и т.п. Но никогда не в компании Иоанна Миролюбова. Во всяком случае по фотографиям так может показаться.
Что кстати весьма удивительно, т.к. самый старообрядческий отдел РПЦ получается реже всего в компании староверов "светится".
Главное, чтобы сейчас священники на связи в спецслужбах не состояли.
Почему?
> Главное, чтобы сейчас священники на связи в спецслужбах не состояли.
И что изменится? Что доложат в органы такие священники? Что бабка Марья в пост колбасы прикусила? Или что отрок Василий сблудил с десницей в чаяниях молодой клирошанки Лукерьи? Думаете чекистам всё это интересно?
Ещё Кураев на эту тему писал. Если прихожанин против власти чего думает или делает, то он это грехом не считает и поэтому не расскажет об этом на исповеди. А нарушения постов и бытовой блуд интереса не представляет.
Да сейчас спецслужбам священники и не нужны.
Мы сами все о себе в интернете рассказываем и показываем.
А то ,что митрополит с миролюбовым не знается, так тому вина бабосы.
Хозяин сего ресурса г. Якунин ушел с рогожского к миролюбову;
Понятно, ведь митрополит-то к нему не может тоже уйти.
С Миролюбовым более менее все ясно. К тому же он давно ушел в РПЦ. Но гораздо интересней те агенты которые находятся в старообрядчестве и руководят им. Расскажет кто нибудь про деятельностм о. Алексея Николаевича Жилко?
И.Л.! а что такое "бабосы"? простите мою деревенскую бесграмотность.
Сергiй, вот друг митрополита вам объясняет https://youtu.be/jRMAMkqTTns
мы никого к себе не переманиваем — ни Миролюбовых, ни прочих. Сами пусть смотрят, в кем вместе молятся и куда идут.
Cергiй , а это в очередной раз на митрополита Корнилия пытаются клеветать в прямом эфире, объясняя то, с кем он знается или не знается, якобы сребролюбием, которого у него и в помине нету. "Бабосы" — это на площадном жаргоне "деньги". Ничего нового. И на Христа клеветали.
Елена, не смотрел я ссылку — чувствовал грешно, и я за руский язык на сайте, но краше — старославянский!