23 декабря 2021 года в помещении Всемирного Союза староверов состоялась конференция «Бизнес как служение — старообрядческий взгляд». Большой интерес участников собрания вызвал доклад пастора библейской церкви Константина Лысакова. Сегодня мы публикуем его полный текст.
Нет, наверное, сферы жизни, в которой нам было бы сложнее найти применение своей вере, чем в повседневной трудовой деятельности. Нам часто кажется, что трудовые ценности не имеют никакого отношения к нашей вере.
Например в Библии немало говорится о деньгах, но нам сложно найти в ней ответы на вопросы о том, как именно нам развивать банковскую сеть, если мы работаем в банке.
Писания много пишет о строительстве, но кажется не в силах нам помочь при выборе стройматериалов, если мы работаем на стройке.
Другими словами, у нас складывается устойчивое впечатление, что навыки, необходимые для успешной трудовой карьеры практически никак не связаны с духовной жизнью. Думая так, мы допускаем огромную ошибку, поскольку вера наша затрагивает абсолютно все сферы нашей жизни, включая и работу. И такие мысли встречаются в Писании. Так мы видим это на примере одного из самых загадочных отрывков Священного Писания, эпизода в Евангелии от Луки, где кажется, что Иисус не просто хвалит, но даже ставит в пример нечестного распорядителя. На этом примере мы видим, что любая работа становится своеобразным богослужением когда исполняя ее достойно мы фактически служим Господу.
Церковь и город
Обсудим тему трудовой этики и христианского служения на примере взаимоотношения общины верующих и города, как урбанистической культурной единицы. Автор множества книг, проповедник и пастор в Пресвитерианской церкви «Искупитель» Тим Келлер в своей книге «Центровая церковь» описывает четыре модели взаимодействия церкви и города.
1. Церковь в городе: христианская община может существовать в городской среде. Люди собираются на воскресные богослужения, спевки и встречи, создают альтернативную среду, альтернативный досуг для своих членов в рамках христианской субкультуры. Эта параллельная жизнь никак не пересекается с нашими буднями.
2. Церковь против города: христиане собираться в группы противопоставляющие себя «падшему» обществу, духовным или идеологическим оппонентам. Например, либералы против консерваторов, или консерваторы против либералов. Члены такой общины противопоставляют себя остальному миру, стараются построить свой изолированный социум нередко враждебный, оппонирующий остальной среде.
3. Церковь в городе: иногда церковь может существовать в форме обычной культурной городской общины такой же как и другие общественные или культурные структуры. В такой общине нет противопоставления окружающему миру, но нет и отличий от того, что происходит вокруг. Такая общин верующих растворяется в светской городской среде, теряет свою идентичность.
4. Церковь для города: это община члены которой живут своей верой каждый день — не только в храме, но и дома, и на рабочем месте. Это церковь, где люди не стесняются своей веры, но служат городу, понимая, что Господь не случайно оставил нас именно в этом городе. Служат не как рабы города и его ценностей, а как служители Господа просвещающие окружающий, в том числе городской мир.
Верное понимание наших взаимоотношений с городом не гарантирует верной практики. Однако отсутствие понимания того, как соотносится наша вера и наша повседневная жизнь ведёт к практической невозможности верной практики.
Изощренность любого труда
16:1 Исус сказал Своим ученикам: «Управляющий одного богатого человека был обвинен в растрате имущества своего хозяина. 2 Хозяин вызвал его к себе и сказал: „Что это я слышу о тебе? Предоставь мне отчет о своем управлении, потому что ты больше не можешь занимать эту должность“… 4 Но я знаю, что мне сделать, чтобы, когда меня отсюда уволят, нашлись люди, которые бы приняли меня к себе».
5 И он стал звать одного за другим должников своего хозяина. Первого он спросил: «Сколько ты должен моему хозяину?» 6 «Сто бочек оливкового масла», — ответил тот. Управляющий сказал ему: «Возьми свою расписку, садись быстро и переделай на пятьдесят».
7 Затем он спросил второго должника: «А ты сколько должен?» «Сто мешков пшеницы», — ответил тот. Управляющий говорит ему: «Возьми свою расписку и переделай на восемьдесят». 8 И хозяин похвалил нечестного управляющего за его находчивость, ведь дети этого мира сообразительнее в делах с себе подобными, чем дети света.
(Евангелие от Луки 16:1-3, 4-7) Мы привыкли к простым ответам, ожидая услышать:
- «На работе не греши, и все увидят, что ты не грешишь, изумятся и придут к тебе в церковь». В такой ситуации нас беспокоит лишь вопрос: «Как не грешить, когда весь бизнес построен на грехе, вокруг все грешат, а если грешить не будешь, то и план не выполнишь». Значит проповедь на тему труда должна отвечать на вопрос, как грешить так, чтобы другие все равно изумились моей вере.
- Или «на работе не греши, и религиозные брошюры стратегически на столе расположи, их возьмут, прочтут и придут к тебе в церковь».
- Возможно, мы ожидаем услышать фразу о том, что «на работе не греши, брошюры на столе расположи, и десятину в церковь принеси, чтобы уже профессионалы могли твоих друзей к Богу привести».
Естественно, что при таком подходе, читая притчу о нечестном распорядителе, мы пребываем в легком шоке, потому что притча эта идет вразрез с тем, что мы ожидаем от нее услышать. Мы бы ожидали услышать притчу о честном распорядителе, чья честность привела людей к Богу. Мы ожидаем услышать притчу о щедром распорядителе, чья щедрость привела людей к Богу. Мы ожидаем услышать притчу о благовествующем распорядителе, чьи разговоры о Боге привели людей к покаянию.
Но нет! Ничего подобного! Мы слышим притчу о нечестном распорядителе и о том, как Спаситель хвалит его хитрость.
Потому что в жизни, после детского садика, уже редко работают простые ответы. Любая наша работа изощрена, то есть она полна нюансов и тонкостей. Она требует, чтобы мы копались в поисках ответов, тщательно их взвешивали, вырабатывая целостный подход к труду.
Смысл притчи:
- На поверхности это притча о ленивом и нечестном распорядителе, который разбазарил состояние своего господина. Но это не совсем так. Вчитываясь, мы видим во-первых, что речь идет скорей всего не о том, что распорядитель потратил деньги на себя, проиграл деньги хозяина в карты или неудачно их вложил. Речь в данной притче идет прежде всего о недополученной прибыли от кредитов, которые раздал хозяин.
- Более того, вчитываясь чуть дальше, мы замечаем, что кредиты эти были практически неподъемными. Так, например, долг пшенице равен приблизительно урожаю с поля в 50 гектаров. Это неподъемный долг даже для относительно состоятельного человека. Другими словами шансы, что это долг, когда-либо вернут, равен практически нулю. Так притча о нечестном распорядителе превращается в притчу о необоснованно требовательном хозяине.
- Но и это еще не все. Читая притчу далее, мы обращаем внимание на то, что все долги были записаны не в денежном эквиваленте, но в товарах потребления: масло, пшеница и так далее. Обычно в древнем Израиле таким образом скрывали проценты, которые были включены в долг. Конечно же расточительство по отношению к своим соплеменникам было запрещено в Израиле. Мы читаем об этом неоднократно в Пятикнижии. Так это постановление появляется сперва в Исходе: 22:25 Если даешь взаймы бедняку из Моего народа, то не будь, как ростовщик — не налагай процентов (Книга Исход 22:25). Затем повторяется в Левите: 25:35 «Если твой соплеменник обеднеет и впадет в зависимость от тебя, помоги ему, как помог бы чужеземцу или временному жителю, чтобы он жил с тобой и дальше. 36 Не бери с него процентов; бойся своего Бога, чтобы твой соплеменник жил с тобой и дальше. 37 Не одалживай ему под проценты и не продавай ему пищу ради прибыли. 38 Я — Господь, ваш Бог, Который вывел вас из Египта, чтобы дать вам землю Ханаана и быть вашим Богом (Книга Левит 25:35-38). Наконец, оно встречается во Второзаконии: 23:19 Не давай в долг под проценты своему брату ни денег, ни пищи, ни чего-либо другого, что можно дать в долг под проценты. 20 Ты можешь давать в долг под проценты чужеземцу, но не своему брату, чтобы Господь, твой Бог, благословил тебя во всем, что делается твоими руками в земле, куда ты вступаешь, чтобы завладеть ею (Книга Второзаконие 23:19-20).
Таким образом притча превращается в притчу о жадном и неправедном хозяине, прямо нарушающем Божий закон.
Наконец, учитывая все, что мы только что разобрали, мы лучше понимаем смысл действий распорядителя. Итак, перед ним стояла задача в том, чтобы следить за выплатами от кредиторов его хозяина, чего он не делал. Из-за этого сложилась весьма трудная ситуация, в которой вернуть долги было чрезвычайно сложно, если не сказать невозможно.
Осознавая, что он вот-вот потеряет работу, распорядитель снял процентное бремя с должников, попросив их вернуть лишь первоначальную сумму кредита. Практически все исследователи Нового завета сходятся в том, что распорядитель не уменьшает сумму долга, но лишь снимает с нее процентное бремя.
Поступая таким образом распорядитель (1) возвращает долги своему хозяину, (2) завоевывает друзей, которые по достоинству оценивают его деловую жилку и готовы будут принять его на работу, (3) но также распорядитель, действуя от лица своего хозяина, улучшает его репутацию в обществе.
Люди смотрят на хозяина из притчи теперь не как на жадного дельца, пытающегося правдами и неправдами нажиться на несчастье тех, кто рядом с ними, но как на человека, готового помочь своим соседям в трудную минуту.
В итоге все оказываются в выигрыше.
То же самое касается и нашей работы. Любой труд изощрен по своей природе. Евангелие Христа призвано таким образом менять нашу работу, чтобы преображалась этика, эстетика, этикет и экология нашего труда. Попробуем разобрать каждое из этих слов.
1. Этика труда: Евангелие влияет на то, что мы трудимся честно. Скажем для ребят, занимающихся ремонтом или строительством в нашей общине это значит, что они выплачивают все налоги, которые должны платить государству, проводят все платежи честно и не обманывают своих клиентов. Даже продавцы предлагают завысить стоимость тех или иных товаров, положив разницу себе в карман. Это новая этика труда.
На практике: церковь может стать инструментом подотчётности бизнеса друг другу в том, чтобы вести дела, не нарушая своей веры. Исторически церковь участвовала в так называемых «Епископских судах». Сегодня общины могут быть инструментом разрешения трудовых конфликтов и подотчётности членов церкви друг другу.
2. Экономика труда: Евангелие преображает то, как мы смотрим на наш труд, Фактически мы участвуем в работе Бога. Например, в нашей церкви есть ребята, работающие в норвежской компании Kommunion. Большой частью их работы является создание различных баз данных пользователей. База данных церкви выстроена на их платформе. Работать в свете Божьей эстетики труда означает для них, что они помнят, что Бог считает своих людей. Он ведет знает сколько волос на голове каждого из нас. Значит работая с базами данных, они помогают людям точно также учитывать каждого человека в их бизнесе, церкви или благотворительной организации, никого не теряя. Это новая экономика труда.
На практике: раз в месяц кто-то из членов нашей церкви делится историей о том, что именно они делают, как трудятся, с какими трудностями сталкиваются, чтобы мы могли молиться за них на богослужении так, как мы молились бы за миссионеров.
3. Этика труда: любопытно, что в первых главах книги Бытие повторяются слова о Божием творение — «это было хорошо». Есть определенная оценка труда Бога. Это означает, что творение должно быть не только функционально, но и красиво.
Евангелие изменяет наше отношение к продукту, побуждая нас делать его не только качественным, функциональным, но и затрагивающем струны души. Художник отражает то, что он создан по образу и подобию Творца в том, что он творит.
На практике: Мы, как церковь, стремимся к визуальному качеству того, «продукта», который мы представляем. Это способствует развитие эстетического восприятия у тех, кто участвует в наших богослужениях.
4. Евангелие изменяет наше отношение к людям, вместе с которыми мы работаем. Мы не видим в них больше конкурентов, которых нужно переиграть или подсидеть. Мы относимся к ним с любовью и благодатью, которую проявил к нам Христос. Даже к тем из них, кто пытается подставить или использовать нас. Так начальник, которые принимает на себя вину за промахи своих подчиненных, не только создает безопасную среду, но и проявляет ту самую любовь Христа, которая была явлена им. Это новый этикет труда.
5. Наконец, Евангелие влияет на то, что мы смотрим на наш труд сейчас в контексте того, как мы можем быть благословением для нашего города. Понятно, что не все мы являемся владельцами бизнеса, которые могут своим трудом и ресурсами служить городу. Но все мы можем сделать что-то, чтобы вовлечь наших коллег в благотворительные проекты общины.
Скажем, наш проект «Забег с целью» построен именно на привлечении наших коллег, знакомых, друзей и соседей к благотворительной деятельности. Помогая нам собрать необходимую сумму денег, которая потом передаётся на нужды детей, стариков или больных, мы вовлекаем наших коллег в наше служение обществу.
Вообще все, что мы делаем в социальном служении построено таким образом, чтобы мы могли вовлекать в наши поездки в больницу, благотворительную ярмарку, забеги с целью или поездки в дом престарелых наших неверующих друзей и прежде всего наших коллег. Это новая экология труда, направленного теперь на то, чтобы благословлять общество, а не паразитировать на нем. На практике: церковь помогает понять своим членам, как практически они могут быть вовлечены в социальное служение.
Итог:
Каждый из нас должен задать себе следующие вопросы:
- Является ли наше отношение к труду таким же многогранным?
- Как именно наша вера влияет на то, насколько честно мы трудимся?
- Как наше доверие Господу формирует наше понимание того, что мы делаем?
- Как мы относимся к людям, вместе с которыми мы работаем?
- Как благословляем город тем, что мы делаем?
Автор: Константин Лысаков, пастор библейской церкви
«…Всемирного Союза староверов состоялась конференция «Бизнес как служение — старообрядческий взгляд». Большой интерес участников собрания вызвал доклад пастора библейской церкви…»
Сайт Рувера вместе с «Всемирным Союзом староверов» опускается все ниже и ниже пробивая очередной раз дно. Уже пастор библейской церкви учит «старообрядческому взгляду» староверов. Не знал, что библейская церковь входит в старообрядчество или она входит во Всемирный Союз староверов?!? Поясните пожалуйста?!? Конференция заявлена как «старообрядческий взгляд», а об этом «взгляде» рассказывает «пастор библейской церкви» это как?!?
«Старообрядческий взгляд» от «пастора» «библейской церкви». Смех и грех))))))) Ни нашлось ни одного старовера, пришлось брать что дают))
главное чтоб не стало «Служение как бизнес» то есть то что в РПЦ норма….