19 ноября 2020 года — международный день отказа от курения. Борьба с курением табака и его разрушительными последствиями для здоровья, развернувшаяся в последние десятилетия в США, Европе, и не так давно докатившаяся до России, на самом деле имеет гораздо глубокие корни в нашей стране. Беспристрастные свидетельства исторических источников говорят о том, что как минимум до второй половины XVII века табак был категорически запрещен на Руси, а после церковного раскола на острие борьбы с табакокурением оказались старообрядцы.
Образы Петра I и основанной им столицы нередко встречаются в сочинениях XVIII – первой трети XIX века писателей старообрядческой Выговской пустыни. Причем данные произведения свидетельствуют об исключительно позитивном восприятии выговцами Петра I как милосердного и мудрого правителя, чему способствовала проводимая царем политика веротерпимости. Интересные подробности читайте в статье.
О том, как связаны богослужебное пение и написание икон, насколько близки напевы, которые мы сейчас слышим в приходских храмах, к тому, что звучало на богослужениях во времена Древней Руси, почему в хоре должна быть важна личность каждого певчего, и правда ли, что для привлечения молодежи в храмы нужно вводить попсовое пение за богослужениями в сопровождении гитар, или молодых людей, скорее, заинтересует знаменное пение, а также о многом другом корреспондент портала «Приходы» расспросил Анатолия Гринденко, основателя и руководителя хора «Древнерусский распев».
В постановлениях Освященного Собора 16-18 октября 2012 г. РПсЦ установила общецерковное почитание святителя Иова, патриарха Московскаго и всея Руси, в день его преставления 2 июля. Противостояние Церкви и еретиков было всегда, и каждому христианину необходимо быть искушенным в учениях, а все несогласное с Христовым учением отметать, ибо не всякие рассуждения или учения о Боге являются истиной. Недавно появилось новое учение, что Русская Церковь впала в ересь в 1589 году, когда приняла от Константинопольского патриарха Иеремии поставление первого Московского патриарха Иова. Данная статья служит ответом на вопросы о событиях ХV века.
История мужских головных уборов вчера и сегодня. Что такое мужской головной убор? У каких народов он исторически встречался и как он видоизменился? Могут ли мужские головные уборы вернуться в широкий обиход? Этот вопрос обсуждался на очередном круглом столе, организованном сайтом «Русская вера».
Чтобы изучать историю русского письма, не нужно идти в музей или архив — достаточно внимательно посмотреть на сами буквы. И обнаружить, к примеру, как в одной букве сплетаются древнегреческие, латинские и славянские мотивы. Но тайны письма этим не исчерпываются. Доказано, что письмо перьевой ручкой необходимо человеку — для здоровья и развития творческого потенциала. Может, поэтому сегодня такой интерес к древнему искусству каллиграфии?
6 апреля (24 марта ст. ст.) Церковь чтит страстотерпцев Петра и Стефана Казанских. Их житие открывает возможность более внимательно и объективно рассмотреть события, когда было присоединено к России Казанское ханство. Пример жизни этих святых призывает нас к миру во Христе, показывая, что представители разных народов способны всей душой принять Благую весть.
На церковном календаре — сырная неделя, в простонародье — масленица. Существует множество народных традиций, связанных с этим временем года. Здесь и масленичные гуляния, проводы зимы, сожжение чучела Масленицы, кулачные бои и, конечно же, поедание блинов с употреблением разнообразных напитков. Как принято проводить эти дни в среде христиан-старообрядцев и разрешено ли им участвовать в подобных народных обрядах? Об этом размышляют старообрядческие священники о. Иоанн Севастьянов и о. Иоанн Курбацкий.
Какие забавы и увеселения были приняты у наших предков? Чем отличался досуг мужчины и женщины на Руси? Об этом читайте в описании историка и географа Г. П. Успенского из книги «Опыт повествования о древностях Российских».
С момента своего зарождения христианство вобрало в себя ближневосточные представления о символическом значении букв алфавита. На заре Средневековья в различных сочинениях стали приводиться соответствующие трактовки как отдельных букв, так и всего алфавита в целом. Подобные тематические вставки встречаются в работах многих отцов Церкви. Статья посвящена встречающимся в средневековых и старообрядческих рукописях буквенным аббревиатурам, относящимся ко Кресту Господню и послужившим источником для создания всевозможных ставрографических памятников.