В попразднество Рожества Христова, в первый воскресный день после самого высокоторжественного праздника, чествуем память святых Богоотец: св. пророка Давыда-царя (XI до Р. Х.), а также св. пр. Иосифа Обручника и св. апостола Иакова — сына св. Иосифа от первого брака с Саломией и нареченного «братом Господним по плоти».
Слово в Календы, в отсутствии епископа антиохийского Флавиана, сказано святителем Иоанном Златоустом в Антиохии 1 января 387 года по Р. Х. против наблюдающих новомесячия и совершающих ликования в городе, и на слова апостола: «вся во славу Божию творите» (1 Кор 10:31).
20 декабря 2017 года в Московском старообрядческом духовном училище прошел III Научно-практический семинар «Актуальные проблемы старообрядчества». В семинаре приняли участие историки, философы, богословы, культурологи, журналисты, студенты духовных учебных заведений.
Времена меняются, но некоторые виды человеческой деятельности остаются неизменными на протяжении веков. В XVI–XVII веках основатель принятой сегодня исторической хронологии Иосиф Скалигер и подобные ему схоласты «научно вычислили» множество дат нашей истории…
Старец Капитон — один из наиболее таинственных персонажей русской истории. Память о старце жива и сегодня. Мы пообщались с московским старовером, собирателем старины Денисом Валерьевичем Пересторониным, уже не первый год совершающим поездки по местам, связанным с жизнью основателя Колясниковой пустыни. В одну из таких поездок, осенью 2017 г., мы отправились вместе с ним.
В 2017 году исполняется 160 лет со дня отнятия моленной у староверов г. Ржева, который со времен раскола Русской Православной Церкви являлся центром старообрядчества. В городе строились и процветали моленные, нисколько не уступающие своим богатым внутренним убранством новообрядческим церквам. Сегодня мы побываем в первой половине XIX века, чтобы узнать, что же произошло с одной из старообрядческих святынь Князь-Дмитриевской стороны Ржева.
«Житие» протопопа Авва́кума, в котором он рассказывает о своей жизни, страданиях и переживаниях, считается выдающимся литературным памятником XVII века. Как литературное произведение, образец яркой и образной русской речи, оно издавалось даже в годы советской власти, когда любая духовная литература была под запретом. Эту книгу сегодня читают не только старообрядцы, историки и литературоведы. Она интересна самым разным людям, которые находят в ней отклик собственным переживаниям и размышлениям. А для верующего человека «Житие» не просто собрание исторических фактов, но в первую очередь яркий пример истинного самоотверженного подвижничества. 15 декабря (н. ст.) Церковь чтит память священномученика Аввакума.
Одним из острых вопросов прошедшего в октябре 2017 года Освященного Собора РПсЦ стал вопрос посещения нестарообрядцами старообрядческих храмов. В ходе обсуждения этой темы прозвучало выступление и представителей Древлеправославной Архиепископии. Протоиерей Георгий Ефимов рассказал о своем опыте работы в этом направлении.
Святое Писание постижимо христианину только с помощью толкования Святых отцов или не грешно изучать его самостоятельно? И сегодня Церковь находится в поисках ответа на этот извечный вопрос. Полемику по этой проблеме в ХIХ веке вели, в частности, богословы РПЦ Игнатий Брянчанинов и Феофан Затворник. В творениях Святых отцов могут высказываться разные, вплоть до противоположного мнения, касательно недогматических вопросов. По вопросу о чтении христианами Святого Писания рассуждает иерей Глеб Бобков.
6 декабря (23 ноября по старому стилю) Церковь чтит память отца нашего Амфилохия, епископа иконийского. Представляем его житие из Великих Миней Четьих митрополита Макария в двух вариациях — транслитерация с древнерусского языка и перевод на русский язык.