В Москве, в Музее русского искусства, с 3 по 19 ноября 2017 года проходила выставка-форум московского художника Дмитрия Гусева «Северный ковчег». Выставка стала площадкой для лекций и дискуссий о традициях коренных народов Севера и старообрядцев. Наш корреспондент встретился с организатором выставки художником Дмитрием Гусевым.
Мы знаем несколько периодов в истории России, когда одним из важных направлений государственной политики становилась борьба с религиозным инакомыслием. После 1917 года место официальной религии занял воинствующий атеизм. А до этого более двухсот лет (если взять как крайние две знаковые даты — 1666 и 1905 годы) велась борьба с религиозным инакомыслием, порожденным церковным расколом середины XVII века.
Среди степей и гор Средней Азии вот уже более столетия продолжают существовать небольшие, но крепкие старообрядческие сообщества. Они складывались из нескольких волн миграции русского населения на территори бывшего Туркестана. В более позднее время в Среднюю Азию, а оттуда дальше, в Китай, бежали крестьяне, особенно староверы Урала и Сибири, в поисках спасения от большевиков и раскулачивания. Вероятно, одним из этих путей в южнокиргизском городе Каракол (в советские годы — Пржевальск, в городе имелась поморская община) появилась семья будущего наставника и философа-самоучки Дионисия Ивановича Четвергова.
В ходе Освященного Собора РПсЦ, проходившего 17–19 октября 2017 г., было заслушано выступление официального представителя Древлеправославной Архиепископии — протоиерея Георгия Ефимова. В результате голосования 18 октября 2017 года была подписана мирная грамота между РПсЦ и Древлеправославной Архиепископией. Публикуем текст выступления протоиерея Георгия.
Осенью 2017 года вышла в свет книга Леонида Севастьянова «Параллельная история России, или Вера моих отцов», в которой показаны перипетии истории России через призму истории старообрядчества. Автор приводит наиболее спорные и дискуссионные моменты преследования инакомыслия в нашей стране, а также показывает роль старообрядцев в истории российского предпринимательства и хозяйства. Сегодня Леонид Михайлович отвечает на вопросы редакции нашего сайта.
Одной из самых востребованных рубрик нашего сайта является «Вопрос священнику». Последний год на вопросы наших читателей активно отвечает настоятель храма Покрова Пресвятой Богородицы РПсЦ в г. Килие (Украина) иерей Никола Муравьев. Наш корреспондент встретился и побеседовал с батюшкой.
Вторая половина XIX — начало XX века — благоприятное время для развития Казанского купечества. На ведущие роли в общественной жизни выдвигается целый ряд купеческих фамилий, среди которых заметная роль принадлежала и Михаилу Лукичу Свечникову — старообрядцу, коммерции советнику, потомственному почетному гражданину, купцу и меценату.
В ноябре 2017 года наша страна отмечает драматическую годовщину — 100 лет со дня октябрьской революции. За последние месяцы на нашем сайте опубликованы многочисленные мнения старообрядческих авторов, посвященные событиям столетней давности. Своими размышлениями на эту тему с нами поделился преподаватель Высшей Школы Экономики, завуч Московского старообрядческого Духовного Училища в 2007–2014 годах Алексей Муравьев.
30 октября в России отмечается день памяти пострадавших в ходе политических репрессий 30-40-х годов. В этот памятный день мы вспомним пострадавших старообрядцев Амурского края. В 1933 году были расстреляны 85-летний старообрядческий священник Филипп Иванович Перов и его сыновья Сергий и Василий, проживавшие в д. Новгородка Свободненского района Амурской области. Вместе с этой семьей была истреблена старообрядческая культура Новгородки.
С июня по сентябрь 2017 года в Государственном Историческом музее проходила выставка «XVI век. Эпоха митрополита Макария». Деятельность митрополита Макария на Московском престоле (1542–1563) имела эпохальное значение не только для Русской церкви, но и для российского государства. Отзыв о выставке прислала А.А. Андреева, руководитель Издательского отдела церкви святителя Николы на Берсеневке.