Старообрядчество
Материалы по старообрядчеству.
Столп православия. Ко дню памяти епископа Павла Коломенского
Епископ Павел Коломенский — один из первых мучеников за старую веру. По общепринятому старообрядческому преданию, мученическая кончина епископа Павла произошла 16 апреля (по н. ст.) 1656 года на Страстной седмице в Великий Четверг. В этот день установлено почитание памяти священномученика Павла, епископа Коломенскаго, иже за древлее благочестие пострадавшаго. А сегодня Церковь отмечает 360-летний юбилей его преставления к Богу.
Иерей Константин Литвяков. О мытарствах
Святая Церковь открывает нам посмертную участь наших душ, насколько это нам необходимо. Открывает для того, чтобы мы могли составить представление о том, что ожидает нас за завесой, разделяющей мир вещественный от духовного. Когда же предстоим мы на мытарствах и ведем брань с духами злобы, пытающимися увлечь нас в пропасти ада? Сегодня и каждый день нашей жизни! Ибо наша жизнь и есть лествица. Там, по разлучении нашей души с телом, мы увидим результат того, что на самом деле уже совершено при жизни.
Храм трёх веков
В 2019 году исполняется 135 лет со дня основания Орехово-Зуевского православного старообрядческого храма во имя Рожества Пресвятой Богородицы на улице Кузнецкой, согласно распоряжению Министерства культуры РФ и Министерства госимущества РФ № 215/452-р от 1.04.1999 года святыня является памятником истории и культуры регионального значения. Представляем очерк местного краеведа Евгения Голоднова об истории и современном дне этой общины.
Протоиерей Иоанн Миролюбов: «Большинство старообрядцев объединяет сегодня не любовь к благочестию Святой Руси, а дистанцирование от РПЦ»
Что произошло при Патриархе Никоне? Как возникла идея Единоверия? Какова судьба старообрядных единоверческих приходов РПЦ после революции 1917 года и сегодня? Что привлекает современного человека в старом обряде? На эти и другие вопросы «Русского Дома» отвечает протоиерей Иоанн Миролюбов, настоятель Покровского храма в Рубцове (Москва), секретарь Комиссии по делам старообрядных приходов и по взаимодействию со старообрядчеством, руководитель Патриаршего центра древнерусской богослужебной традиции, в прошлом — наставник Гребенщиковской старообрядческой поморской общины города Риги (Латвия).
Алексий, человек Божий, и его антипод
30 марта (по новому стилю) почитается днем памяти преподобного Алексия, человека Божия. В этот день честные останки святого Алексия были погребены в храме во имя святого Внифантия на Авентинском холме. Многие святые названы в святцах по месту рождения или своего прославления (Никола Мирликийский, Мария Египетская и т.п.). И только немногие удостоились называться по своим душевным качествам. К последним относится и житель Рима Алексий, вошедший в историю христианства с именем «человека Божия», данного ему Самой Божией Матерью.
Музей старообрядчества в глубинке Коми
Несколько лет назад в бывшем центре старообрядческого движения на Средней Печоре, деревне Медвежской Республики Коми, был открыт общественный музей «История старообрядческой деревни». Основательницей этого хранилища истории стала внучатая племянница наставника старообрядцев деревни Медвежской Самоила Мамонтова — Вера Копытова. Автора репортажа потрясли жители деревни — искренние, глубоко порядочные, бескорыстные, трудолюбивые и так бережно относящиеся к своей истории. Поэтому ей захотелось рассказать о них.
«Книга — это храм, пространство жизни»
12 марта 2019 года в конференц-зале Библиотеки Российской академии наук состоялись научные чтения «Федор Антонович Каликин и его коллекции», посвященные деятельности одного из самых легендарных собирателей древностей. Участники чтений обсудили вклад Федора Антоновича Каликина в изучение и сохранение древнерусской и старообрядческой культуры, а также его личное участие в формировании предметных и рукописных коллекций в собраниях музеев, библиотек и хранилищ Санкт-Петербурга.
К вопросу о границах Церкви и о причащении
В наше время вопрос о частоте и практике причащения волнует очень многих и является весьма спорным. По сложившейся традиции, взрослые старообрядцы приступают к принятию Святых Таин в периоды многодневных постов: Великого, Петровского, Успенского и Рождественского, то есть максимум 4 раза в год. О вопросе внешних и внутренних границ Церкви в контексте Таинства Причащения рассуждает иерей Глеб Бобков, приводя цитаты из беседы святого Иоанна Златоуста.
Через годы, через расстояния: чем живут староверы «поморской» Клайпеды?
История литовских староверов насчитывает более трехсот лет. Первые переселенцы на территории современной Литвы появились в конце XVII века. Это были религиозные беглецы из России, жестоко гонимые на родине после реформ патриарха Никона. В XVIII веке на территории бывшей Речи Посполитой уже проживали десятки тысяч староверов. Сегодня на территории Литвы сохранилось 52 старообрядческих храма, однако наибольший интерес вызывает именно Клайпедская старообрядческая община.