12 февраля Община русских-липован Румынии отметила своё 25-летие. Вообще-то русские старообрядцы бежали на территорию Молдавии и Валахии, теперь являющихся частью Румынии, ещё в конце XVII века. При Николае Чаушеску их старались ассимилировать, многие забыли родной язык. Однако в последние десятилетия, с обретением официального статуса, в среде липован происходит национально-культурное возрождение. Об этом корреспондент портала «Русский мир» побеседовал с председателем общины, депутатом парламента Румынии Мироном Игнатом.
На Совете Митрополии РПсЦ, прошедшем 4-5 февраля 2015 г., был поднят вопрос о продолжении диалога с Русской Православной Церковью и о признании законности Белокриницкой иерархии. Сегодня об этом вопросе рассуждает игумен Кирилл (Сахаров) (РПЦ МП) в интервью газете «Берсеневские страницы».
Известный российский блогер-тысячник Антон Афанасьев, действительный член Русского Географического Общества, недавно вернулся из г. Семенова. Основной целью поездки было посещение местного музея, в котором есть экспозиция, посвященная старообрядчеству. В этом уникальном фоторепортаже автор показывает и рассказывает то, как, где и чем жили старообрядцы Семеновского уезда.
6 февраля в Москве состоялось заседание круглого стола, на котором обсуждалось создание Всероссийского общественного старообрядческого движения, которое будет координировать деятельность старообрядческой общественности по социально значимым, национально-культурным, общественно-политическим проблемам. Представляем мнение одного из участников круглого стола — Алексея Шишкина.
Эта история — пример того, как могут власти сделать доброе дело для старообрядцев и показать свою порядочность и элементарное уважение к верующим и на бумаге, и на деле. Курган — город суровых контрастов: летом здесь может быть крайне жарко, а зимой весьма холодно. Но когда подобное пугало ревнителей древлей веры? Они массово селились здесь в XIX веке, правда, с годами община стала распадаться на отдельные толки. И все же упокоение находили они на одном кладбище. На исходе XX века его снесли…
Несколько недель назад в редакции новгородского еженедельника «Волховъ» зашел разговор про старообрядцев. Оказалось, что все представляют их нелюдимыми, скрытными и «странными». Мужчины непременно должны быть с бородой, а женщины — в платке, длинном платье и без косметики. Но как и чем живут старообрядцы — тайна за семью печатями. Также выяснилось, что один из сотрудников газеты знаком с председателем правления Новгородской Старообрядческой Поморской общины Алексеем Безгодовым. На следующий день его пригласили в редакцию на интервью и, к всеобщему удивлению, он охотно согласился.
В последние 10-15 лет старообрядцы и, в частности, представители Русской Православной старообрядческой Церкви не раз говорили о необходимости проповеди истинной веры и открытости Церкви для всех интересующихся, чающих и страждущих. Сегодня с самых высоких трибун звучат призывы ко всем гражданам нашей страны посетить, наконец, старообрядческие храмы, чтобы познать духовные традиции, трепетно хранимые древлеправославными христианами. Однако как сделать так, чтобы знакомство с истинной верой не превратилось в путь «через тернии к звездам», а испорченное настроение из-за случайного инцидента в храме не стало поводом к горькому разочарованию и последующей неприязни?Совершенно ясно, что одних благих приглашений в данном случае недостаточно. Нужно создать гостеприимную, уважительную атмосферу и не выстраивать неудобоносимые препоны на пути тех, кто делает первые шаги по направлению к Церкви и Богу. О том, как это сделать, говорилось на очередном Совете Митрополии (4-5 февраля 2015 г.). Помимо прочего, поднимался и вопрос о посещении храмов нестаробрядцами, в связи с чем вынесено и соответствующее постановление. О сложности и неоднозначности этого вопроса рассуждает настоятель прихода Покрова Пресвятыя Богородицы в г. Ростове-на-Дону иерей Иоанн Севастьянов.
6 февраля в Москве состоялось заседание круглого стола на котором обсуждалось создание Всероссийского общественного старообрядческого движения. Одним из её инициаторов выступил председатель Совета РОО «Общество культуры семейских Республики Бурятия», заместитель председателя Общественной палаты Бурятии Сергей Петров. Одним из его предложений стало создание партии или общественно-политического движения, которые бы выражали интересы всех старообрядческих согласий.
Отечественная кинодокументалистика немало внимания уделяет истории и современному дню старообрядчества. Однако художественных фильмов, где адекватно затронута старообрядческая тема, немного. Сегодня на страницах сайта «Русская вера» мы беседуем с режиссером Евгением Бархановым, который оказался первым, кто в своей художественной кинокартине затронул старообрядчество ржевской земли.
3 февраля состоялось очередное академическое мероприятие в рамках Историко-литургического семинара при Патриаршем центре древнерусской богослужебной традиции в Рубцове (РПЦ МП). С лекцией на тему «Дораскольные особенности церковной жизни Великого Новгорода» выступил священник Русской православной старообрядческой церкви, настоятель храма Иоанна Богослова на Витке в г. Великом Новгороде иерей Александр Панкратов.