Деревня Фокино находится примерно в 40 км от Витебска. Некогда это было поселение староверов, которые в середине XVII века не приняли реформы, проводимые патриархом Никоном. Сейчас здесь живут только две престарелые бабушки: 90-летняя Елена и 79-летняя Фима. Они сохраняют веру предков и смотрят за хозяйством.
Многие публикации нашего сайта посвящены древнерусской музыке. Сегодня мы говорим о том, что нужно для полноценного возрождения знаменного пения — в плане соотношения письменных и устных источников. Как сделать так, чтобы рукописи не были музейными экспонатами, а пение действительно наследовало бы дораскольные традиции? Каким было древнерусское пение? Чем отличается русское многоголосие от партеса? На эти вопросы отвечает исследователь древнерусского богослужебного пения Вероника Юрьевна Григорьева.
Вот уже более 350 лет прошло со времени церковного раскола XVII века, однако публицисты, исследователи и богословы до сих пор спорят о его причинах и глубине последствий. Сегодня глубокие онтологические темы, порожденные расколом, стали предметом художественного творчества. Так, в фильме Николая Досталя «Раскол» сделана попытка не только отобразить обрядовые стороны событий середины XVII века, но и проанализировать проблему взаимодействия Церкви и государства, религии и общества, христианской совести и служебного долга. По сути, эта же тема затронута в фильме «Левиафан» Андрея Звягинцева. В рамках проекта «Церковь и мир» эту тему обсуждают режиссер фильма «Раскол» Николай Досталь и глава отдела внешних церковных связей Московской Патриархии (РПЦ) митрополит Иларион (Алфеев).
В центре бывшего Дебальцевского котла живет немалая община русских староверов — потомков первых переселенцев, осваивавших земли под Донецким кряжем и в Диком поле. На поселок Ольховатка упали сотни снарядов, но никто из жителей не погиб и не был ранен. Здесь Русь осталась почти нетронутой, такой же, как и была четыреста лет назад…
Известно, что в странах Европы сегодня по-разному оценивают итоги Второй Мировой войны. Кое-где началась ползучая реабилитация нацизма. Отдельные СМИ пытаются принизить роль СССР в разгроме гитлеровской Германии, а иногда и возложить ответственность в развязывании войны на советское руководство. Сегодня на страницах сайта «Русская вера» кандидат исторических наук, преподаватель РГГУ, эксперт Всемирного русского народного собора, журналист-международник, специалист по истории стран Центральной Европы и проблемам Евросоюза Вадим Вадимович Трухачёв рассказывает о военной памяти в Европе и Чехии, об отношении чешского народа к событиям Второй Мировой войны.
Чудесный светлый праздник Пасхи объединил всех православных христиан, в том числе и тех, кто на протяжении нескольких веков разделен друг с другом. Старообрядцы… в Серпухове их осталось мало. Мало сохранилось в этом городе и исторических следов Древлеправославной Церкви Христовой. И все же молитва еще теплится, и некоторые памятники архитектуры чудом сохранены. Один из них — Покровская церковь на улице Чехова.
В субботу 25 апреля в рамках празднования недели свв. Жен-Мироносиц на Рогожском состоялась премьера фильма о жизни митрополита Алимпия «Благую часть избра». Показу видеофильма предшествовало открытие в Доме причта сразу трех выставок, в частности, казачьей. Игумен Кирилл (Сахаров) (РПЦ) побывал на этих мероприятиях и в числе первых делится своими впечатлениями.
В 2015 году исполняется 250 лет с момента переселения старообрядцев в Забайкалье. Активисты из их потомков хотели бы отпраздновать такой юбилей. Но выяснили, что власти республики выделили на это недостаточно средств.
Находка добытчика Ерофея Маркова из Шарташа стала основой золотоносной промышленности России… Имя этого человека, по идее, должно быть на слуху у всех старообрядцев, да и у неверующего населения страны, но неизвестно и большинству уральцев, чего уж о других-то говорить! А ведь именно здесь, на Среднем Урале, неподалеку от Екатеринбурга, в XVIII веке Марков нашел рудное золото, чем навсегда увековечил будущий городок Берёзовский, себя и общину староверов Шарташа, к которой принадлежал…
Существует много мифов и небылиц о старообрядцах. Самые распространенные из них развенчивает автор, сам недавно присоединившийся к Русской Православной старообрядческой Церкви.