В среду 6 ноября председатель Экспертного совета по церковному искусству, архитектуре и реставрации РПЦ, древлехранитель Московской городской епархии, протоиерей Леонид Калинин заявил: церковная реформа патриарха Никона 1650-х годов нанесла ущерб культурной самобытности Руси, а также стала причиной уничтожения многих культурных особенностей России. Сайт «Русская вера» собрал комментарии на это высказывание некоторых старообрядческих деятелей, а также пользователей сети Интернет.
В последние годы стал все чаще подниматься вопрос о создании нового русского перевода Евангелия для старообрядцев, поскольку синодальный и иные переводы Евангелия не всегда учитывают старообрядческую традицию. Размышляя на эту тему, наш постоянный автор иерей Иоанн Севастьянов призывает обратить внимание не столько на филологические характеристики нового перевода, сколько на необходимость его соответствия православному богословию и евангельскому духу.
Летом 2019 года отметила свой 60-летний юбилей доктор филологических наук, главный научный сотрудник Отдела рукописей и старопечатных книг Государственного исторического музея, автор более 350 работ в области литературы, истории и культуры русского старообрядчества Елена Михайловна Юхименко. Научный журнал «Ученые записки Петрозаводского государственного университета» к этой знаменательной дате опубликовал интервью с Еленой Михайловной.
Настоятель кафедрального собора Русской Православной старообрядческой Церкви в Ростове-на-Дону и наш постоянный автор иерей Иоанн Севастьянов об истории общественных объединений мирян в жизни Православной Церкви.
Согласно чину Исповеди, если христианин умирает, не имея духовного отца и, следовательно, не быв на исповеди, то «недостоит иерею пети, ни приношения зань принести, яко не исполни закона Божия и веры христианския». А что об этом говорят древнерусские источники? Комментирует иерей Глеб Бобков.
7 октября 2019 года в Свято-Троицкой Сергиевой лавре состоялось заседание Священного Синода Русской Православной Церкви по вопросу присоединения приходов Русской Архиепископии в Париже. В итоге было решено, что большая часть общин Парижской Архиепископии принимают юрисдикцию РПЦ. Эту ситуацию прокомментировали старообрядцы.
27 ноября 2018 года Русская Архиепископия в Париже (новообрядческая Архиепископия в статусе экзархата Константипольской патриархии) была упразднена патриархом константинопольским Варфоломеем. В конце сентября 2019 года большинство приходов бывшей архиепископии перешли в юрисдикцию Русской Православной Церкви. 7 октября состоялось заседание Священного Синода РПЦ, которое и подтвердило это решение.
Сегодня в Церкви соседствуют несколько видов общения настоятеля прихода с паствой — от уважительно-бережного до «смиряющего гордыню». И если взрослый человек с опытом церковной жизни легче справится с этой ситуацией, то для ребенка или человека, начинающего свой путь, это может быть непросто. Об осмыслении такого опыта рассказывает прихожанка РПЦ, а старообрядческие священники комментируют и дают советы.
В начале сентября в московских судах начались процессы по делам участников пикетов и манифестаций, посвященных теме муниципальных выборов в столице. Поскольку уголовные наказания, вынесенные демонстрантам, выглядят явно несоразмерными, в прессе стали появляться открытые письма, авторы которых требовали отменить неправосудные приговоры. Наибольший резонанс вызвало письмо, подписанное на данный момент 144 священниками РПЦ. Старообрядцы прокомментировали эту ситуацию.