О работе археографической лаборатории МГУ, современном старообрядческом информационном пространстве и его знаковом явлении — сайте «Русская вера», мы беседуем со старшим научным сотрудником, заведующей межкафедральной Археографической лабораторией исторического факультета МГУ Натальей Викторовной Литвиной.
«Книжницей» в Древней Руси называли современный аналог библиотеки. Для средневекового человека место хранения книг являлось средоточием культуры в гораздо большей степени, чем для сегодняшнего, неслучайно ученых людей называли «книжниками». В одном из предыдущих материалов мы уже рассказывали о крупнейшем в России частном собрании рукописных книг, принадлежащем московскому антиквару Денису Пересторонину. Наш сегодняшний собеседник — это владелец собрания старинных рукописей, коллекционер Виктор Смирнов.
Как создавались древние агиографические сочинения, как они влияли на мировоззрения средневекового человека, почему современные жития утратили литературную ценность, как современного исследователя душат «рублем» и есть ли перспективы у древнерусской текстологии, нам рассказывает кандидат филологических наук, докторант ИМЛИ РАН, автор работ по истории и текстологии древнерусской литературы, автор монографии, посвященной «Житию Евстафия Плакиды» Гладкова Олеся Владимировна.
Арсений Морозов — старообрядец-предприниматель, благотворитель, правнук основателя знаменитой династии предпринимателей Саввы Васильевича Морозова. Расцвет Богородско-Глуховской мануфактуры, одного из крупнейших и самых передовых текстильных предприятий Подмосковья, пришелся на время его правления.
Редакция сайта «Русская вера» продолжает общение с иконописцами нашего времени. О судьбах современных иконописцев и их делании на наших страницах рассказывали старообрядческие изографы Виталий Наумов, Константин и Анастасия Антоновы, епископ ДЦХ (БИ) Алимпий (Вербицкий). Сегодня мы беседуем с руководителем иконописной школы имени преподобного Алипия в городе Дубне Московской области протоиереем Виталием Шумиловым.
Предлагаем вниманию читателей репортаж о таинственных лесах, которые окружают реку Керженец, о людях, которые там живут, и историях, которые они рассказывают.
Глава Всемирного союза староверов Леонид Севастьянов размышляет, может ли благочестивый христианин выступать против власти, ходить на митинги и выражать свое политическое мнение, если в Послании апостола Павла сказано: «Всякая власть от Бога» и «Противящийся власти противится Богу» (к Римлянам 13).
Вышла в свет книга «Град невидимый. Древлее православие в русской поэзии. XVII–XXI века». Составитель антологии — современный поэт Михаил Исаакович Синельников, его произведения также вошли в сборник. Это первая попытка создать антологию поэзии о древлем православии и его духовной традиции. Издание приурочено к 400-летию со дня рождения протопопа Аввакума и подготовлено по благословению предстоятеля РПСЦ митрополита Корнилия (Титова). Публикуем критическую рецензию, посвященную данному изданию.
Интервью с Председателем Всемирного совета староверов Леонидом Севастьяновым о воссоединении Древлеправославной архиепископии с РДЦ, изменении церковных Уставов, «пенсионном возрасте» для предстоятелей и событиях в Беларуси.
В последние годы в старообрядческой среде активно обсуждаются онтологические и философские вопросы староверия. Например, что объединяет староверов разных согласий кроме двуперстия. Редакция сайта «Русская вера» предлагает вниманию читателей некоторые принципы, выработанные в ходе этих дискуссий и обсуждений.