Культура старообрядчества: от раскола до наших дней. Церковное искусство, музееведение, научные конференции и другие культурные мероприятия из жизни староверов.
Ставший уже традиционным, фестиваль детских воскресных школ Московского благочиния «Гуслицкие рождественские встречи» несколько лет подряд проходил в поселке Шувое. Теперь эстафету подхватили и другие подмосковные приходы. В этом году гостей принимала община г. Орехово-Зуево, куда после утренней службы празднику Собора Пресвятой Богородицы 8 января съехались многочисленные гости из Москвы, Московской и Нижегородской областей.
Вдумчивым читателям хорошо известна книга клирика РПЦ МП о. Андрея Кураева «Протестантам о Православии» — здесь россыпь чётко подмеченных нюансов на заявленную тему. Интересно было послушать свидетельство о том же о. Михаила Родина — старообрядческого священника, в прошлом протестанта с десятилетним стажем, а ныне настоятеля старообрядческого храма в г. Балаково.
Выставка древних книг и икон в Гурьевском краеведческом музее стала одним из наиболее ярких событий культурной жизни уходящего года. Как в век космических скоростей и высоких технологий древлеправославные христиане сумели сохранить древнерусскую духовную культуру, остается лишь удивляться. Причем сохранили ее не в засушенном виде, не в историческом гербарии, а в повседневной жизни.
В дни Рождественского поста и вплоть до начала марта на просторах парка-музея Коломенское открыта обширная экспозиция «Невьянское чудо». Богатая коллекция предметов старообрядческого искусства, помимо восхищения, вызывает и некоторые неоднозначные впечатления. Об этом читайте в нашем репортаже.
7 декабря в Музее имени Андрея Рублёва на очередном занятии лектория «Знакомство с Москвой старообрядческой» Елена Александровна Агеева расскажет о судьбе иконописца Якова Алексеевича Богатенко.
Еще пару лет назад старообрядцы сетовали, что в России чрезмерно широко отмечается 400 лет воцарения династии Романовых. Мол, более древние династии Рюриковичей и Гедиминовичей, правившие Россией еще большее время, никогда не были удостоены подобных юбилейных торжеств. Вот если бы мы, старообрядцы, захотели, то почтили бы православных князей и царей, как следует. Возможно, подобная критика, а скорее всего постепенное возвращение исторического самосознания в нашем обществе, стали хорошей почвой для уникальной, первой в современной истории выставки «Моя история. Рюриковичи».
В кулуарах ХI Международной научно-практической конференции «Старообрядчество: история, культура, современность» её участники отчаянно спорят, каким обобщающим термином можно назвать исследователей, авторов и издателей, занимающихся темой старообрядчества. Кто они: старообрядоведы, старообрядофилы или старообрядоманы?
С 3 по 4 ноября в Даугавпилсе состоялась религиозно-научная конференция «320-летие Выговского общежительства и современные проблемы Староверия». Предлагаем итоги этого мероприятия.
Не могу сравнивать эту замечательную конференцию с тремя предыдущими — я очутилась здесь впервые и ни разу не пожалела, хотя от души скажу: мне было тяжело, как бывает не во всякой экспедиции. С 9 по 12 октября в Риге (Международной Балтийской академии) и Дагде состоялись «Заволокинские чтения», приуроченные к 30-летней годовщине смерти И.Н. Заволоко — выдающегося деятеля старообрядчества, просветителя, собирателя русских древностей.
Первая историко-краеведческая конференция «Преображенские Ковылинские чтения», посвященная истории и культуре безпоповцев, состоялась в здании Историко-архивного института Российского государственного гуманитарного университета (ИАИ РГГУ) в Москве.