В этом году президент России Владимир Владимирович Путин уже два раза встречался с предстоятелем Русской Православной старообрядческой Церкви митрополитом Корнилием (Титовым). Визит Владимира Путина в Рогожскую слободу в мае стал не только историческим событием для старообрядцев, но и поводом поговорить об усилении их влияния в обществе.
Первые за 350 лет встречи главы российского государства с главой РПсЦ были преисполнены символизма, но за ними кроется старый, как мир, вопрос собственности. И, по мнению митрополита Корнилия, этот вопрос сегодня требует решения. На фоне скандальной темы вокруг Исаакиевского собора в Санкт-Петербурге, стала появляться информация о претензиях на собственность ряда объектов со стороны РПсЦ. И в некоторых случаях возможно говорить об имущественном конфликте старообрядцев с РПЦ.
Всему виной приватизация
В 90-е годы ряд объектов, ранее принадлежавших религиозным организациям, попал под приватизацию. Согласно законодательству, была возможна приватизация церковных зданий, не охранявшихся как объекты культурного наследия или охранявшихся как памятники местного значения. И если многие храмы РПЦ не попадали под приватизацию, то такая участь ждала старообрядческие приходы. Рестораны, рюмочные, спортивные секции — чего только не было на территории бывших старообрядческих церквей. Более того, некоторые из них приватизировались бизнесменами и отдавались в пользу РПЦ. Сейчас тема возвращения этих объектов старообрядцам после встречи Путина с митрополитом Корнилием снова обсуждается.
Один из главных предметов имущественного спора между РПЦ и РПсЦ находится в Москве — церковь Тихвинской иконы Божией Матери. Храм был возведен старообрядцами еще в 1911 году. После революции храмовое имущество было изъято, и на его территории располагались складские помещения и столовая. В 90-е годы там размещался ресторан. Позже старообрядцы предприняли попытку вернуть храм себе, даже пытались выкупить его у частных владельцев — безуспешно. В 2004 году храм был выкуплен бизнесменом Константином Ахапкиным, который начал реставрацию этого здания и хотел передать его РПЦ. На фоне скандала последние вроде бы отказались от объекта. Но он остался в собственности Ахапкина, аффилированного с РПЦ. Статус храма до сих пор остается спорным. Как сообщает источник «ФедералПресс» в Госдуме, представители старообрядческой общины обратились к парламентариям с просьбой вернуть им храм.
«ФедералПресс» узнал еще об одном интересном объекте, за который борются старообрядцы и где могут пересекаться интересы РПсЦ с РПЦ — церковь Иконы Божией Матери Неопалимая Купина в Московской области. Она была построена еще в 2011 году, но, как стало известно «ФедералПресс», суд отказывал несколько раз старообрядцам в признании собственности, поскольку считает эту церковь самостроем. Представители РПсЦ в свою очередь заявляли, что ими были получены все заключения и согласования по предоставлению земельного участка под строительство. Однако суд постановил:
Истцом не представлено доказательств, что строительство осуществлялось на основании проектной документации, разработанной в установленном порядке.
При этом отметим, что строительство храма РПЦ с аналогичным названием — храм Иконы Божией Матери Неопалимая Купина — успешно завершено в московском районе, Отрадное. Сообщается, что он вводится в эксплуатацию и примет прихожан летом. Как считает собеседник «ФедералПресс», в данном случае может идти речь о лоббировании интересов некоторых представителей РПЦ в местных органах власти.
«Храмов с подобным названием в Москве и Московской области уже несколько, старообрядческий объект может привлечь прихожан», — пояснил источник.
Конфликта нет?
Протоиерей Всеволод Чаплин заявил «ФедералПресс», что отношения между РПЦ и РПсЦ сейчас доброжелательные. Он отрицает наличие какого-либо конфликта. При этом он отметил, что говорить о каком-то объединении со старообрядцами не представляется возможным, даже на фоне встречи президента Путина с митрополитом Корнилием.
«Про споры я не слышал. Отношения у нас нормальные. Конечно, после недавней встречи президента со старообрядцами некоторые даже стали говорить о возможном объединении. Я таких перспектив не вижу, потому что старообрядцы в основной своей массе сами не хотят объединяться, а те, кто хотел — уже объединились через единоверие. То есть общины, которые практикуют старый обряд, но являются частью нашей церкви», — отметил Чаплин.
Более того, Всеволод Чаплин выразил мнение, что здания, которыми владели старообрядцы, должны быть им возвращены. «Конечно, это дело доброе. Конечно, нужно возвращать то, что принадлежало старообрядческим общинам, и многие храмы и иные церковные здания им уже возвращены. Посмотрите хотя бы на Преображенское кладбище, где были возвращены исторические здания старообрядцам, в Рогожской слободе несколько зданий тоже было возвращено. Проблема в том, что старообрядцы, может быть, не с самого начала поверили в возможность возвращения этих зданий, и некоторые из них были приватизированы. К сожалению, закон 2010 года «О передаче религиозным организациям имущества религиозного значения» не распространяется на приватизированные здания и есть, например, в Москве обычные православные храмы, которые приватизированы и до сих пор не переданы церкви», — отметил Чаплин.
Закон об образовании помешал старообрядцам
Еще один объект, который хотят вернуть себе старообрядцы — Чубыкинская богадельня в северной столице. Сейчас в этом здании находится детская музыкальная школа. Уже не первый год РПсЦ добивается передачи богадельни в свою пользу на безвозмездной основе. Как выяснил «ФедералПресс»,последняя попытка сделать это была предпринята в 2016 году. Тогда Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области признал:
Представленные заявителем доказательства не подтверждают, что спорное здание было построено для совершения богослужений, других религиозных обрядов и церемоний, проведения молитвенных и религиозных собраний, обучения религии, профессионального религиозного образования, монашеской жизнедеятельности, религиозного почитания (паломничества).
Также суд сослался на то, что при передаче религиозной организации части здания будет нарушен закон об образовании, так как «в спорном здании размещается Санкт-Петербургское государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей… В государственных и муниципальных образовательных организациях создание и деятельность политических партий, религиозных организаций (объединений) не допускаются». Таким образом суд отказал в притязаниях РПсЦ.
Музеи против передачи храмов
На прошедшей 8 июня в НСН пресс-конференции митрополит Корнилий рассказал о том, что он попросил президента Владимира Путина помочь в возвращении церковных объектов РПсЦ. Однако, как заявил источник «ФедералПресс» в Госдуме, вопрос о передаче Чубыкинской богадельни будет отложен, но государство начнет передавать в пользу РПсЦ другие здания, находившиеся когда-то в собственности старообрядцев. Как пояснил собеседник, в Санкт-Петербурге общественность еще не остыла от «горячей» темы с передачей Исаакиевского собора РПЦ.
«Протесты по поводу Исаакиевского собора продолжаются. Передача еще одного здания в пользу религиозной организации может подкинуть дров в костер», — отметил собеседник.
Напомним, что президент России Владимир Путин в ходе «Прямой Линии» 15 июня заявил, что Исаакиевский собор изначально строился как храм. Он выразил уверенность, что в случае передачи Исаакиевского собора в ведение РПЦ там можно будет совместить и музейную деятельность, и отправление религиозного культа.
Передача других объектов в пользу старообрядцев будет происходить в ближайшие месяцы. Собеседник «ФедералПресс» считает, что первым таким объектом может стать Троицкая церковь во Владимире. Сейчас на ее территории размещается музей хрусталя. Этот храм был построен еще до революции, но был закрыт в 1928 году. С 1974 года это выставочный зал Владимиро-Суздальского музея-заповедника. Мы запрашивали комментарии у руководства музея по поводу передачи Троицкой церкви старообрядцам. На момент публикации мы не получили комментария.
Еще одним зданием, которое будет передано РПсЦ, может стать храм в Гавриковом переулке в Москве, где на данный момент размещаются спортивные секции. Сам митрополит Корнилий заявлял, что, при всем уважении к спорту, церковь должна быть возвращена старообрядцам.
«Мы обращались к президенту, он дал поручение мэру Москвы Сергею Семеновичу Собянину подыскать для спортивной секции подходящее помещение. Надеемся, с помощью президента получим церковь в ближайшее время», — заявил митрополит.
В настоящее время в России действует около 200 старообрядческих приходов. По данным на 2010-ый год приходов РПЦ более 30 тысяч. Не нужно прибегать к официальной статистике, чтобы понимать — количество православных храмов в стране растет, и не только благодаря реституции, но и возведению новых объектов. Именно имущественная деятельность РПЦ вызывает недовольство у многих граждан России, а порой даже и протест. По мнению политолога Константина Калачева, возвращение храмов старообрядцам не спровоцирует социальное напряжение. Он заявил «ФедералПресс», что общество сегодня положительно относится к РПсЦ.
«Те объекты, на которые претендует старообрядческая церковь, не являются настолько значимыми, на которые претендует РПЦ. Процесс реституции здесь вряд ли приведет к протесту. Можно предположить, что отношение к старообрядцам у нас вполне положительное. В данном случае это вопрос церкви и государства. Именно активная роль РПЦ в культурной и политической жизни страны вызывает у некоторых граждан опасения по поводу клерикализации государства. А старообрядцы в этом смысле никому и ничем не угрожают», — заявил Калачев.
Источник: fedpress.ru
"…Люди, как люди. Любят деньги, но ведь это всегда было… …что ж… обыкновенные люди… в общем, напоминают прежних… квартирный вопрос только испортил их…"
> С 1974 года это выставочный зал Владимиро-Суздальского музея-заповедника.
> Мы запрашивали комментарии у руководства музея по поводу передачи Троицкой
> церкви старообрядцам. На момент публикации мы не получили комментария.
Это там митрополит общался с губернатором и получал уверения о помощи в возвращении храма? К слову о значимости визита Путина.
> «ФедералПресс» узнал еще об одном интересном объекте, за который борются старообрядцы и где могут пересекаться
> интересы РПсЦ с РПЦ — церковь Иконы Божией Матери Неопалимая Купина в Московской области
Не понятно в чем тут имущественный спор. Одни построили где-то храм и не могут согласовать его с чиновниками, а другие построили свой храм в другом месте и проблем с документами нет.
> Один из главных предметов имущественного спора между РПЦ и РПсЦ находится в Москве —
> церковь Тихвинской иконы Божией Матери.
Где спор между РПЦ и РПсЦ, если храм в частных руках и РПЦ его не забирает?