В этом году исполняется 140 лет со дня рождения Федора Евфимьевича Мельникова (1874-1960). Новозыбков, где он родился, по праву может гордиться своим земляком, известным ныне далеко за пределами края.
В многочисленных старообрядческих общинах, разбросанных по всему миру, среди тысяч просвещенных читателей труды Мельникова остаются настольными книгами, к которым обращаются за верой и правдой, поиском пути к Богу, открытием своих исторических корней.
Точная дата рождения (месяц и число) Ф.Е. Мельникова неизвестна. Отец его, Евфимий Павлович, старообрядческий священник, прославился в городе миссионерской деятельностью, привлекая в ряды Белокриницкой церкви прихожан-беглопоповцев. Будучи также собирателем старопечатных книг, он преподал своему сыну первые уроки грамоты и богословия. Учителями Федора были известные на Стародубье просветители: священноинок Арсений (Анисим Швецов), будущий епископ Уральский, и Ксенос (Иларион Кабанов), старообрядческий писатель и богослов, проживавший тогда в посаде Клинцы.
Уже в юности Федор Мельников отличался своей начитанностью, умением разбираться в тонкостях богослужебных книг, знанием литературы и истории. Все это помогало ему с успехом участвовать в религиозных спорах со сторонниками «никонианской» церкви, не признававшей в то время старообрядцев и пытавшихся взять их под свое покровительство. Таких защитников древлего благочестия называли начетчиками. Его сподвижниками в этом деле были старший брат Василий и Иван Усов — будущий митрополит Белокриницкий Иннокентий.
Именно деятельность в рамках Союза старообрядческих начетчиков в конце ХIХ — начале ХХ вв. и прославила Ф. Мельникова не только в Новозыбкове и Стародубье, но и на Кавказе, Алтае, в Бессарабии, Москве. Тогда же началась и его литературно-издательская деятельность. В г. Браила (Румыния) им с 1886 г. начинает издаваться газета «Слово правды» древлеправославного Братства Покрова Пресвятой Богородицы.
Вскоре он становится секретарем Петербургского старообрядческого епископа, а затем переходит на такую же должность в старообрядческую Архиепископию Московскую и Всея Руси. Именно в Москве, центре религиозной и культурной жизни страны, во всю мощь проявился его незаурядный организаторский и литературный талант. После выхода в 1905 году известного Указа императора Николая Второго «О началах веротерпимости» старообрядцы, наконец получают возможность открыто издавать свою литературу, вести строительство храмов, свободно проповедовать свои взгляды. Мельников становится первым редактором газет «Утро» и «Народная газета», выпускаемых Архиепископией «Рогожского кладбища».
Он возглавляет начетническую комиссию при московском Братстве Честнаго и Животворящего креста, сотрудничает с редакциями старообрядческих изданий по всей стране, работает над выпуском своих книг, среди которых «Блуждающее богословие» (1911 г.) и «В тенетах ересей и проклятий» (1913 г.). Два раза за это время его выдвигают на должность епископа, а он сам получает негласный почетный титул «апостола Белокриницкой иерархии». Позже он назначается директором старообрядческого Учительского института. «Золотым веком старообрядчества» назовет впоследствии Мельников этот период.
Приход к власти большевиков круто изменил не только религиозную жизнь страны, но и судьбу Федора Мельникова. Он еще продолжает участвовать в духовной и просветительской жизни. Выступает на диспутах с безбожниками и агитаторами, в том числе такими известными, как Бухарин и Троцкий. Однако в 1918 году его все же отстраняют от должности руководителя учебного заведения, запрещают его выступления. Он уезжает в Сибирь, где в то время была создано Правительство под руководством А.В. Колчака. В Барнауле, центре Томско-Алтайской епархии, он организует первый выпуск журнала «Сибирский старообрядец» и становится его редактором.
В программной статье Ф.Е. Мельников пророчески пишет: «Россия может и должна возродиться только на религиозных основах и национальных началах. Без религии, без национальных чувств, не может существовать ни один народ в мире», считая главной задачей «укрепление христианства и возрождение великой, единой и независимой России». Он много ездит по сибирским городам, читает лекции, участвует в публичных диспутах, разоблачает и ниспровергает силой своей убежденности и знаний многие постулаты атеизма и безбожничества. Таковы его известные, в будущем изданные брошюрами, лекции «Вера и наука», «Христианство и социализм», «Человек и религия».
Активная деятельность Ф.Е. Мельникова все больше раздражает захвативших бразды правления «строителей нового мира». Официально уже объявленный врагом советской власти, он в 1922 году Томским губернский судом за контрреволюционную деятельность заочно приговаривается к высшей мере наказания. Мельников вынужден скрываться в отдаленных лесных скитах, где ему помогают живущие там единоверцы. По-прежнему он продолжает писать. Его листовки, направленные против «безбожной» власти, распространяются по всей России. Насколько опасен он был для большевиков, говорит тот факт, что несколько раз на его поимку выходят специальные отряды. Однако всякий раз ему удается спастись.
В 20-х годах прошлого века Ф.Е. Мельников живет на Кавказе, продолжая скрываться от большевистского «правосудия». В эти годы им написаны многие в будущем известные произведения, в том числе такое, как «Откуда пошла вера в Бога», изданное позже (в 1935 г.) за границей. Однако дальнейшее нахождение в СССР становилось слишком опасным, и он решается наконец эмигрировать. Летом 1930 года ему со всеми своими рукописями помогают переправиться через Днестр и он оказывается на территории Молдавии, входившей тогда в состав Румынии.
Годы эмиграции в православной стране, к тому же имеющей большое число старообрядческих приходов, стали для Мельникова наградой за многие годы лишений и преследований на родине. Он поселяется в Мануиловском монастыре Сучавского уезда, становится секретарем Белокриницкой епархии, активно включается в общинную жизнь старообрядцев, продолжая заниматься литературным трудом. Так, его стараниями в середине 1930-х годов написан Статут, в котором он излагает основы организации жизни старообрядческих общин, впоследствии ставший основополагающим документом для правительства Румынии. В годы войны Ф. Мельников входит в состав официальной церковной миссии, пребывавшей в Москве.
После войны им был написан самый известный труд «Краткая история древлеправославной (старообрядческой) церкви». Писатель начал работать над ним еще в 1940-м году, привлекая для написания многие ставшие доступными ему материалы.
После прихода к власти в Румынии коммунистического правительства он оставался под надзором государственной службы безопасности до самой смерти в 1960-м году. Похоронен Ф.Е. Мельников в Мануиловском монастыре, где и прожил значительную часть своей долгой и многотрудной жизни.
Личность Федора Евфимьевича Мельникова давно интересует многих исследователей, начиная с 30-х годов прошлого века. Несмотря на это в современной России издание собрания его сочинений было предпринято только в самом конце ХХ века (до этого они издавались только за рубежом). В 1999 году издательство «Лествица» выпустило «Краткую историю древлеправославной (старообрядческой) церкви», ставшую первой книгой ныне хорошо известного восьмитомного издания трудов писателя. Последовавшие вслед за этим повторные выпуски отдельных его сочинений, появление многочисленных статей о нем лишь подтвердили все возрастающий интерес читателей, литературоведов, историков и богословов к его многогранной деятельности.
Всего же перу Федора Мельникова принадлежит множество изданных книг и брошюр, сотни статей в периодической печати, многочисленные выступления, подготовленные им самим или записанные современниками. Нужно отметить разносторонность его сочинений. Богословские труды у него перекликаются с публицистикой, а исторические работы и исследования также обычны, как и художественный жанр. Претендуя на многие иерархические посты в старообрядческой Церкви, он все же остался по призванию и духу своему мирским просветителем, считая, что пользы от такой деятельности может принести намного больше, чем перейдя на духовную службу.
В отличие от своих учителей и предшественников — епископа Арсения и Ксеноса, писавших еще полуцерковным слогом, Ф.Е. Мельников разговаривал с читателем современным ему литературным языком, что, безусловно, способствовало его популярности и значимости как писателя. К тому же он был уже сыном нового века, понимая значение крупнейших научно-естественных открытий своего времени, а это делало его полемистические труды более привлекательными и понятными для образованного человека. Не утратили они своей актуальности и до настоящего времени.
Как и всякая значительная личность, проявившая себя в жизни, пастырском или государственном служении, науке, культуре и искусстве, этот человек по праву заслужил благодарную память потомков. Наследие Ф.Е. Мельникова еще до конца не раскрыто, много остается белых пятен и в его биографии, однако то, что сохранилось и продолжает появляться о нем в современных исследованиях, позволяет составить представление о нем как о человеке, внесшем достаточно весомый вклад в русскую литературу.
Можно сказать, что со времен Аввакума не было на Руси просветителя и апологета религиозной совести, древлеправославного русского слова более известного и также преследуемого за свои убеждения, чем Ф.Е. Мельников. К его трудам, примеру жизни и деятельности еще долго будут обращаться все, кто ищет путеводную нить в сложном и меняющемся мире на пути к нетленной истине.
Вот только некоторые высказывания о Ф.Е. Мельникове:
Этот человек по деятельности и знанию всех превзошёл в старообрядчестве, и ему бы быть даже митрополитом или патриархом достойно и праведно.
(Епископ Амфилохий, 1913)
Выдающийся ораторский талант Мельникова поставил его в первый ряд русских общественных деятелей.
(А. Панкратов. Газета «Русское слово», 1916)
…Мельников искусный и находчивый диалектик. Он совершенен в технике знания диспута. Слушается и читается с особым удовольствием и, без преувеличения, с восхищением. […] Вторая особенность его писаний — особенно живой и легкий стиль. Его работы легко читаются и запоминаются и при случае могут быть прекрасно использованы. Третья положительная сторона у Мельникова — особенная способность упрощать вещи и представлять их разумно и ясно. Мельников умеет заинтересовать и держать в этом внимании до конца.
(«Православие». Белград, 1937)
…Книги писателя Ф. Е. Мельникова — исключительно значительное свидетельство о живом религиозном духе русского народа. Можно сказать, что из «одинокой кельи в сибирской тайге» (где писались Мельниковы творения) светло и мощно льется голос самой Святой Руси.
(«Возрождение». Париж, 1937)
…Труды Ф. Е. Мельникова — это своего рода Богословско-философская энциклопедия, в которой собран лучший материал, веками накопленный и выстраданный великими мыслителями по вопросам о Боге и религиозных чувствах человека. […] Произведения Ф.Е. Мельникова, написанные простым, популярными доступным […] языком, могут служить лучшим украшением домашних библиотек по душеполезному чтению и быть весьма полезными для всех нас: от архипастырей, пастырей и богословов, до умеющих читать по складам наших соотечественников. […] Европа его уже давно оценила.
(«Россия». Нью-Йорк, 1938 г.)
На протяжении всей своей многотрудной жизни он был не просто свидетелем, но и непременным участником многих событий, запечатленных им. […] Писатель Ф.Е. Мельников стремился, прежде всего, показать, что труд и вера в торжество Церкви Христовой способны творить чудеса, что им не могут противостоять никакие силы. Эту веру Ф. Е. Мельников пронес через всю свою жизнь, утверждая ее своей деятельностью и творчеством.
(Л. Дементьева. Из предисловия к 1-му тому сочинений. Барнаул, 1999 г.)
О многом заставляет задуматься Ф.Е. Мельников, но он и предлагает. Вот другой путь, впрочем, давно известный человечеству, писатель лишь напоминает о нем. […] Мельников всеми способами пытался достучаться до современников, приводя аргументированные доказательства бытия Божия. Только за это он мог быть убит, […] только за то, что критиковал марксизм, но и нашел общий язык с «врагами» советской власти. Мельников не был безумцем, пытающимся навеять «сон золотой» измученному человечеству. Он сам и его герои приводят веские доказательства, основанные на различных областях знаний.
(Л. Дементьева. Из предисловия к 6-му тому. Барнаул, 2005 г.)
Остается пожелать, чтобы и в новозыбковском краеведении к истории жизни, творчеству и примеру служения своему народу Федора Евфимьевича Мельникова отнеслись адекватно его личности и деяниям. Увековечение каким-либо образом памяти об именитом земляке может стать посильным вкладом в историю города, полновесно пополнить культурную аллею славы, достойно продолжить просветительские традиции Новозыбкова.
Комментариев пока нет