Амбурский старообрядческий скит находился в Архангельской области. Он был основан во второй половине XVIII века (до 1730 г.) семейством Хвиюзовых. Вначале были основаны мужской и женский скиты, а уже в ХIХ веке Амбурский скит стал преимущественно женским.
Амбурский скит мало изучен, хотя он представляет серьезный интерес для тех, кто занимается историей старообрядчества в Поморье. Кроме недавно переизданной известной книги К. Гемп «Сказ о Беломорье» и брошюры В. Виткова «Архангельск старообрядческий 1666-2004», в которых кратко рассказывается об истории скита и его жителях, в разное время опубликовано несколько статей в газетах и журналах по материалам экспедиций. К сожалению, в них затронуты лишь отдельные стороны жизни скита, не дающие полной ее характеристики.
Данные полевых изысканий, проводимых Л. Добрыниным, и случайные находки нынешних жителей дачного поселка Амбурское также могут многое рассказать о времени возникновения скита. Например, коллекция монет, собранная Леонидом Федоровичем и переданная в дар городскому музею. Самые древние из них — две спекшиеся монеты 1730-х годов были найдены под последним венцом одной из сгоревших старинных изб. В прежние времена было принято помещать монеты под кладку дома — «на счастье». На основании архивных данных и археологических находок можно с уверенностью сказать, что скит был основан во второй половине XVIII века.
По ведомости за 1846 год в скиту проживало семь мужчин и 67 женщин разного возраста. Возможно, некоторые староверы жили здесь семьями, так как скит изначально принадлежал к Поморскому согласию, не имеющему священства и выработавшему свой брачный канон. Позднее, по данным книги К. Гемп и брошюры В. Виткова, скит стал федосеевским, т.е. соблюдавшим аскетизм и безбрачие. Строгими порядками он был известен по всему Поморью, были у скитниц знакомства со староверами Приазовья и Прииртышья (свидетельство К. Гемп). Авторитет скита признавали даже на Дальнем Востоке — в скит прибыли двое старообрядцев с Амура.
Скитниц редко бывало более полусотни. Единственным условием вступления в скит было исповедание «правой веры» в течение всей жизни в миру. Как правило, прибывающие в скит добровольно делали свой вклад: рукописные и старопечатные книги, иконы, кресты. Единоверцы из дальних скитов присылали муку, крупы, сахар, мед, зимнюю одежду, свечи. Одновременно от жертвователей поступали поминальные списки за здравие и упокой. Несмотря на то, что все поморки были грамотными, в скиту не привилось переписывание книг. Зато имелась библиотека из 78 старинных книг, в том числе «Апостол» — первая печатная книга Ивана Федорова.
В царствование Николая I ужесточилась государственная политика в отношении старообрядцев: закрывались и разорялись многие духовные центры, опечатывались алтари, гонения достигли самых отдаленных уголков России. Согласно указу архангельского гражданского губернатора от 23 сентября 1853 года, предписывалось выселить из скитов Архангельской губернии всех людей, прибывших из других регионов империи, в родные места. При этом составлялась своеобразная подписка о невыезде, точнее, «невъезде» обратно в пределы Архангельской губернии.
Административные репрессии против поморских старообрядцев возобновились спустя сто лет. Месторасположение скита входило в черту Северодвинска, бывшего в ту пору закрытым городом. «Власти под предлогом того, что старообрядки преклонного возраста и требуют ухода, в 1963 году захватили и вывезли начетчицу Павлу Григорьевну Мамонову… на вездеходе, выделенном пограничниками. Среди архангельских староверов сохранилась легенда, что стариц вывозили в дом престарелых на вертолете. Вторая старица (к сожалению, имени ее не сохранилось) сумела спрятаться и жила в моленной до середины 70-х годов, когда захватили и вывезли в п. Белое Озеро и ее» (В. Витков «Архангельск старообрядческий. 1666-2004 гг.»).
Несколько иную версию выдвигает Л. Добрынин. В начале 1960-х годов в Амбурском оставалось трое женщин-скитниц. Самая старшая из них, видимо, наставница, вскоре умерла. Звали ее Анна Михайловна Корельская. Двое других были также преклонного возраста. Одна из них, Ульяна Михайловна, всю жизнь проработала в деревне Кудьма, там остались и ее родственники. Она сама попросила составить заявление в местную администрацию, чтобы ей выделили там жилье. Просьбу удовлетворили. Ульяне Михайловне выделили дом в деревне, где она жила до самой смерти. Павлу Григорьевну Мамонову действительно вывезли из скита на вездеходе, выделенном пограничниками. Ей дали квартиру в Северодвинске, в доме, находящемся как раз напротив краеведческого музея.
На месте Амбурского находится теперь дачный поселок. Еще в начале 1970-х годов северодвинские дачники стали скупать здесь староверские избы. Здание моленной приобрела за 500 рублей группа охотников. Уцелели от разорения три старинных кладбища.
Комментариев пока нет