Многие годы духовным наставником 1-й Даугавпилсской (Новостроенской) общины является о. Алексий Жилко, он же с 1995 года возглавляет Центральный совет Древлеправославной Поморской церкви Латвии (ДПЦЛ). Живя заботами о Церкви и прихожанах, о. Алексий Жилко также известен своей четкой, неизменной позицией по ряду вопросов, касающихся общественной и политической жизни. По его мнению, Церковь, не вмешиваясь в политику, все же должна давать нравственную оценку тех политических действий, которые могут нести вред обществу. В 2018 году Латвия празднует 100-летие с момента провозглашения Акта о независимости государства. В преддверии значимого юбилея корреспондент газеты «СейЧас» задал о. Алексию несколько вопросов.
***
Сегодня Церковь никто не слышит, причем не только староверскую. Взять хотя бы Стамбульскую конвенцию: это же извращенный диктат для Европы, борьба с традициями и естественным развитием детей. На европейской сцене торжествует влиятельное политическое лобби, цель — образовывать подрастающее поколение в духе транссексуальных и прочих экспериментов. Разрекламированные однополые браки также никак не совмещаются с христианским учением.
Я совершенно согласен с главой Римско-католической церкви Збигневым Станкевичем, который говорит, что расцвету Латвийского государства мешает корысть, борьба за власть и сластолюбие. Заботы о плотских удовольствиях вышли на первое место, тогда как о возвышении души мало кто думает. Об этом же заявляет архиепископ Евангелическо-лютеранской Церкви Латвии Янис Ванагс. Так и его не слышат…
То, что сейчас происходит в отношении русского языка, — это безумство. Русский объявлен иностранным, притом что русский язык на этой территории звучит веками. Староверы воспринимают Латвию родиной. А теперь что же: узаконенным путем у части жителей отнято право получать образование на родном языке! Поневоле вспомнишь советские, да и немецкие времена, когда никому не приходило в голову поступать подобным образом. Немцы в период Второй мировой войны открывали русские школы для депортированных из России, издавались русские газеты, и в советское время латышский язык никто в школах не запрещал. А если обратиться к истокам государства, то в декабре 1919 года Народный Совет Латвии принял Закон об организации школ меньшинств, по которому предусматривалось право национальных меньшинств на образование, включая среднее, на родном языке. В 1920 году при Министерстве образования были созданы русский, немецкий, белорусский, польский и еврейский национальные отделы, курировшие вопросы школьного образования своего нацменьшинства.
Большое внимание уделялось староверам: в 1920-1930-е гг. староверские общины, как и другие традиционные конфессии, получали государственные дотации. Отзываясь на такое отношение властей, староверы в то непростое время открывали богадельни, в Риге было создано Общество по воспитанию бедных детей, детский сад. Действовал «Кружок ревнителей старины» с отделениями в Латгалии, что способствовало укреплению русской культуры, традиций и веры предков. Староверы принимали живое участие в политической жизни. Так, Иван Ферапонтович Юпатов (1865-1944) с 1925 по 1934 год исполнял обязанности начальника Отдела русских школ Министерства образования Латвии. Можно приводить и другие примеры. Увы, после 1934 года положение национальных меньшинств резко ухудшилось, пострадали и староверские организации. Позднее К. Ульманис осознал опасность сокращения образования на русском языке: создалась ситуация, когда латышские гимназии, количество которых не увеличилось, были переполнены — за недостатком русских в них устремились представители нацменьшинств. Зрело недовольство режимом, проявлялись просоветские настроения. В итоге в мае 1940-го в разговоре с начальником Политической полиции Фридрихсоном Ульманис признал необходимость увеличения школ с русским языком обучения.
Сегодня ДПЦЛ благодарна Латвии, что на ее территории нет гонений на веру, но относительно позиции в отношении русского языка мы никогда не примиримся. Лишать людей родного языка — это то же самое, что лишать их своей культуры и истории. Ведь дошло до того, что за употребление русского в Латвии в ряде случаев накладывают штрафы, как это произошло недавно в отношении 35 депутатов самоуправлений Латгале.
Меня, как церковнослужителя, печалит и то, что парламент за последние 16 лет уже раз 20 рассматривал вопрос о придании православному Рождеству (7 января) статуса официального выходного. И всякий раз поправка не проходила. На словах парламентарии как бы не против, а как доходит до дела, так несколько голосов не хватает. Хроническая нехватка!
С этим в Латвии никак не определятся. Как можно годами проводить политику, итогом которой становится массовый отъезд тех же латышей из страны? И как при этом можно оставаться «национальными»? Вообще, в чем заключается национальная позиция государства, если людей только и делают, что разделяют всеми возможными способами.
Сейчас налицо новая тенденция: если раньше из Латвии уезжали молодые, то теперь за ними потянулись пожилые — бабушек и дедушек зовут присматривать за внуками, няньки-то за границей дороги! При такой реальности число прихожан не увеличится: страну покидают жители всех возрастов. Реэмиграционная политика буксует. Чтобы люди уехали, надо было создать для этого условия; чтобы они вернулись, тоже условия нужны, но создавать их не на что. В Евангелии сказано:
…всякое царство, разделившееся само в себе, опустеет, и всякий город или дом, разделившийся сам в себе, падет (Мф.12.25).
Из кого нацию будем крепить? Из навязываемых ЕС чуждых мигрантов? Нация — исконные жители государства. Сплотить их на почве противостояния, на разжигании вражды, основанной на исторических обидах, — невозможно, это вредная иллюзия. Латвия не относится к национальным государством с абсолютным этнически однородным составом населения. Латвия в числе тех стран, где помимо титульной нации проживают значительные группы других этнических образований. Проживают исторически. Нас в этом смысле можно сравнить со Швецией, Финляндией, Чехией… И ясно, что с ростом межгосударственных миграций и полиэтничности населения число таких национальных государств будет увеличиваться.
Да, но следует пояснить: с момента Великого раскола (1650-1660) образовались две линии — беспоповцы и поповцы. Поповцам не удалось сразу создать свою церковную иерархию, так как епископы, сохранившие веру, либо были репрессированы, либо согласились на никоновские реформы. Cтарообрядцы-поповцы стали принимать к себе священников, перебегавших по разным причинам из РПЦ. За это поповцев называли беглопоповцами. По догматике поповцы не многим отличаются от православных, однако при этом придерживаются старой культовой обрядности. Первым митрополитом поповцев был Амбросий. Сегодня поповцы в России проявляют себя активно, множатся их сторонники, чего нельзя сказать о более пассивных и закрытых российских беспоповцах. Беспоповцы считают, что истинное духовенство было истреблено во время никоновской реформы и духовно окормляться недопустимо. Беспоповскими общинами руководят наставники, уставщики и начетники. В Санкт-Петербурге три беспоповских храма. В Москве на территории Преображенского монастыря действуют два храма Федосеевского и Поморского согласия. Прототипом этого монастыря стала Выгорецкая пустынь (Карелия).
Мне доводилось встречаться с митрополитом Корнилием, но диспутов мы не вели. Поповцев и беспоповцев может объединить только почитание протопопа Аввакума (1620-1682), как одного из основных оппонентов патриарха Никона, пожелавшего переделать Русскую Церковь на новый лад. Авторитет протопопа Аввакума огромен. В 2020 году будет широко отмечаться 400-летие с момента кончины этого праведника, погибшего мученической смертью. Отрадно, что при встречах с поповцами мы беседуем мирно, дружелюбно, никто друг в друга камни не бросает. На Рождество и Пасху обмениваемся поздравлениями. Что касается помощи, получаемой от государства, то тут, конечно, разница огромная. В Латвии староверских храмов не строят, задача — содержать в порядке уже имеющиеся. Госфинансирование на храмы стало выделяться с 2017 года, мы тоже подали заявку. Проблем по ремонту здания Новостроенского храма хватает: не окончен ремонт стен, необходимо реновировать церковную ограду.
По смете на реновацию здания нужно 160 тысяч евро, а Сейм выделил только 20 тысяч. Вот и крутись, как хочешь. Слава Богу, наши прихожане вносят свою посильную лепту. Желаю им телесного здравия и душевного спасения.
————
Источник: www.grani.lv
Беседовал: В. Беляев
"В 2020 году будет широко отмечаться 400-летие с момента кончины этого праведника, погибшего мученической смертью." — по существу прав, и я за это, хотя формально — ошибся.
Плохо знаешь свою Паству "отец"!!! Русских можно сплотить только против кого то!!! Когда ЗА -= мы индиферентны!!!