Несколько дней назад на нашем сайте была опубликована статья редактора газеты «Община», журналиста Максима Гусева, посвященная екатеринбургской старообрядческой общине Древлеправославной Поморской Церкви. Она рассказывала о непростой истории и нынешней ситуации с молитвенным зданием общины. После публикации материала в редакцию поступило множество вопросов от читателей, в которых они отмечали, что ряд важных моментов этой сложной истории так и остался не прояснен.
За компетентным мнением мы решили обратиться к одному из авторитетных деятелей современного безпоповства — председателю Новгородской общины ДПЦ, члену Российского Совета ДПЦ Алексею Александровичу Безгодову.
Ну, это было очень давно. Дело в том, что когда-то еще в годы перестройки шли разговоры о передаче поморской общине здания бывшего беглопоповского, а позже единоверческого храма в центре города, однако оно большое и почти разрушенное, и община от такого предложения отказалась. Как временную меру городские власти предложили предоставить общине помещение в приделе никонианского храма Вознесения на Горке — прямо напротив храма на Крови, который построен на месте расстрела царской семьи.
Там отдельный придел с отдельным входом.
Епархия в свою очередь предложила передать поморцам какую-нибудь небольшую церковь — в то время, в начале 1990-х гг., как раз было возвращение храмов. Вероятно, у них была надежда на то, что община вымрет и передавать будет уже некому. Тем не менее община в этом здании находится уже более 20 лет. При этом неоднозначность ситуации нахождения в никонианских стенах ясна всем и даже привела к тому, что существенная часть общины отказалась здесь молиться, предпочитая собираться на частном адресе или ездить в Первоуральск, где жил наставник.
Еще в 2004 году община в ответ на свое обращение получила от государства участок земли с разрушенным старообрядческим храмом (часовенного согласия), однако средств для восстановления не было, и начались поиски вариантов решения проблемы.
В 2006 году подняли вопрос о строительстве нового храма. Был найден, как тогда казалось, удачный выход из ситуации, о чем было заключено взаимовыгодное соглашение между никонианской церковью, фирмой-застройщиком «Чусовское озеро» и поморской общиной города. Застройщик обещался выделить землю и построить новый храм для общины, а община в ответ передавала права на ранее предоставленный участок, необходимый застройщику для возведения жилого комплекса. Епархия выступала в роли гаранта исполнения этого соглашения, за что получала от поморской общины придел в Вознесенском храме.
Освящение закладного камня было совершено представителями Российского Совета ДПЦ при участии причетников общины и в присутствии представителей фирмы застройщика. Строительство началось буквально рядом, в 50 метрах от того места, где был старый храм. Само строительство нового храма было задумано как проведение реконструкции старого здания на новом месте. Основные работы были завершены в 2011 году.
Дело в том, что, как оказалось в документах, то ли по какому-то злому умыслу, то ли по нерадению или недосмотру что-то было упущено. На этапе отделки работы были приостановлены. При этом туманной стала и перспектива передачи храма общине. Нельзя сказать, что застройщик отказался передавать храм — официального отказа не было, но и прав на здание община получить не могла. Община предприняла попытки получить храм в том виде, как он был, т.е. без отделочных работ и без коммуникаций, однако это оказалось невозможно. Документов на храм не было, так как чтоб оформить документы, нужно принять здание в эксплуатацию, а для этого необходимо было завершить отделочные работы. Ситуация казалась тупиковой. Все работы были заморожены, и что делать дальше — мало кто представлял. Никониане, обещавшие поддержку, самоустранились: оно и понятно, такая ситуация их вполне устраивала. Появились даже разговоры, что застройщик собирается отдать наш храм белокриницкой общине в обмен на здание туберкулезного диспансера, разместившегося в стенах бывшего старообрядческого храма.
Было понятно, что медлить нельзя. В это время в общине сменили председателя, который потерял доверие прихожан — его подозревали в каких-то махинациях со строительством и считали виновным в том, что община оказалась в таком положении. Для поддержки общины приезжали наставники, сотрудники Российского Совета ДПЦ, проводились встречи с чиновниками и депутатами, причем не только в Екатеринбурге, но и в Москве. В 2014 г. ситуация наконец-то сдвинулась с мертвой точки. Нашлись неравнодушные люди, которые стали оказывать поддержку в решении различных вопросов. Администрация области пошла навстречу общине, и был найден компромисс, устроивший всех. Был заключен договор с застройщиком при посредничестве областной администрации о поэтапном выполнении необходимых работ и передаче новопостроенного храма в пользование общине.
Сейчас еще сложно об этом говорить. По существующему соглашению застройщик уже передал нам ключи от здания, но там еще не произведены отделочные работы. Здание по-прежнему остается на балансе у застройщика: дело в том, чтобы передать документы на здание общине, необходимо, чтобы это здание прошло госприемку, а чтобы пройти госприемку, здание должно быть полностью введено в эксплуатацию, для чего нужно завершить отделочные работы. Застройщик при этом обязательства с себя не слагает и обещает завершить все необходимые работы.
Что касается действующего сейчас соглашения, то заключено оно было в конце 2014 года. В этот раз кроме застройщика, поморской общины и областной администрации в соглашении приняла участие белокриницкая община. Главным предметом соглашения стал вопрос передачи туберкулезного диспансера (бывшего старообрядческого храма), который ранее передать отказались. В этот раз властями было решено передать и распределить несколько корпусов туберкулезного диспансера между двумя старообрядческими общинами — поморской и белокриницкой.
Далее следует передать эти здания застройщику — компании «Чусовское озеро», которая на этом месте планирует построить новые высотные дома. Взамен застройщик обязуется завершить отделочные работы и передать Никольский храм поморской общине, а также построить епархиальное управление и разные подсобные помещения для белокриницкой общины, но опять же все это будет после того, как он получит права на туберкулезный диспансер. Поэтому небольшая задержка тут есть.
Хлопоты по оформлению необходимых для передачи зданий документов взял на себя Павел Зырянов — настоятель белокриницкой общины, в чем ему благодарны также и представители поморской общины. В то же время представители поморской общины уже начали иногда проводить соборные службы в новом храме, начаты работы по проектированию иконостаса. Будем надеяться, что до окончательного переезда общины в новый храм осталось ждать не так долго.
***
Хотелось бы несколько слов сказать по поводу статьи, написанной Максимом Гусевым. Так, статья имеет довольно негативный настрой. Многие изложенные факты далеки от действительности, а сама подача материала отдает некоторой желтизной. Так, автор не поленился 7 раз возвестить о том, что поморская община молится в здании никонианского храма, — вероятно, констатация такого факта приносит автору особое удовольствие. Несколько раз упоминается, что это «маленькая каморка, какая-то маленькая комнатушка», хотя на самом деле это помещение составляет порядка 120 квадратных метров и высота потолков где-то около 5 метров. Также приводит сведения, что и группа поморцев очень маленькая, и духовные отцы им совсем не помогают, и что община чуть ли не существует благодаря белокриницкой общине, которая для них как «свет в оконце», и что даже храм поморцы получили благодаря белокриницким. Однако все это далеко от действительности.
Община сейчас, конечно же, переживает трудные времена: нет своего наставника, часть прихожан молится по домам. Но тем не менее все полны решимости бороться за свой храм. Духовное руководство поморской церкви и сотрудники Российского Совета регулярно приезжают в Екатеринбург, встречаются с чиновниками, проводят собрания, присутствуют на собраниях в общине. Для решения вопроса по храму привлекали различных лиц, которые симпатизируют поморцам, людей, которые не равнодушны и согласились помочь. Работа велась не только в Екатеринбурге, но даже в Москве через депутатов Госдумы. Поморцам была оказана административная поддержка, которая помогла найти необходимый компромисс.
Беседовал Глеб Чистяков
Статьи М. Гусева предсказуемы, хотелось бы какой-то новизны и позитива от него дождаться.