От редакции:
В рамках XXIV Международных Рождественских образовательных чтений 26 января 2016 г. в пресс-центре храма Христа Спасителя (РПЦ) прошла конференция «Старый обряд в жизни Русской Православной Церкви: прошлое и настоящее». Наибольшее внимание зрителей, которые едва смогли вместиться в зал пресс-центра церковных соборов РПЦ, привлек доклад доктора политических и философских наук Александра Гельевича Дугина «Единоверие как мировоззрение». Докладчик рассказал о единоверческом движении начала XX века и нынешних его перспективах. Сегодня сайт «Русская вера» публикует этот доклад вместе с вопросами зрителей и ответами А. Г. Дугина.
Стоит отметить, что терминология, используемая в докладе А. Г. Дугина, несколько отличается от утвердившейся ныне в широком обиходе. Так, например, он вносит новые философские и мировоззренческие смыслы в термин «единоверие», а также употребляет слово «раскольники», мало характерное для публицистического обихода последних лет.
Для справки: Александр Гельевич Дугин (род. 7 января 1962 г.) — российский общественный деятель, философ, политолог, социолог. Профессор, в 2009—2014 и. о. заведующего кафедрой социологии международных отношений социологического факультета МГУ им. М. В. Ломоносова, лидер Международного Евразийского движения. Прихожанин храма во имя архангела Михаила РПЦ (Михайловская слобода).
Единоверие как мировоззрение
Братья и сестры, вот мы говорим о единоверии, значение которого, на мой взгляд, постоянно возрастает. Несмотря на то, что количество единоверческих приходов особенно не растет, есть развитие мировоззренческих, духовных и даже идеологических направлений, которые существуют в единоверии. Они постепенно становятся все более актуальными. Я поясню, что имею в виду.
Единоверие и латинская уния
Давайте обратим внимание на некоторую раскольничью критику единоверия, которая назвала его формой униатства. Как правило, если мы посмотрим критические к единоверию тексты и беспоповцев, и поповцев, вообще всех старообрядцев, мы увидим постоянное употребление слова «уния». Давайте подумаем о термине «уния».
Во-первых, обратим внимание на то, что это латинский термин. И униатство, и уния предполагало такое объединение католической и православной церквей, где в основе была следующая идея: католичество — это абсолютная истина, а православие — это отклонившаяся от него ветвь, ветвь, которая изначально была частью католичества, затем отошла и вновь вернулась.
Но это именно католическое, латинское толкование смысла расхождения двух церковных тенденций: собственно византийской, восточно-христианской, и западной христианской.
Имеется еще одно интересное толкование семантики латинского понятия «unio». Дело в том, что с философской точки зрения само представление об унии у латинян есть единственность, воплощенная в католичестве. Помимо этого, есть отступление и возвращение к единству, поэтому уния (унификация) — это отход от православного к католическому и возврат к этому единству. Можно назвать это закрытым единством, потому что единство (полнота церкви — прим. ред.) уже дано католикам, и когда христиане православные, например, во время Ливонской унии или Флорентийской унии, примыкают к католичеству, они ничего с собой не привносят.
Такую же модель мы действительно видим в истории российского единоверия — эту самую унию, которая приблизительно действует в рамках всего XIX века, начиная с митрополита Платона (Левшина) и почти до конца XIX века. Это и есть уния в том самом латинском смысле. Есть полнота истины, воплощенной в новообрядческой церкви. А есть отщепившиеся от нее заблудшие овцы, уклонившиеся в раскол, которые в этот же самом чисто католическом смысле примыкают назад к этой унии. То есть когда старообрядцы возвращаются в лоно христианской новообрядческой церкви, они с собой ничего не приносят.
Конечно, для них, единоверцев, допускается двуперстие, старопечатные книги, восьмиконечный крест, трехпогружательное крещение, но с той целью, чтобы излечить драму брынского раскола, брынской веры. По типу католической унии закрытого единства.
Единоверие и единение двух ветвей церкви
Однако времена меняются. В начале XX века появляются такие уникальные фигуры единоверия, как Андрей (Ухтомский), епископ Уфимский, епископ Симон (Шлеев), священномученик, который служил в нашей Михайловской слободе. В этот период возникает переосмысление предназначения и семантика единоверия, меняется его мировоззрение и идеология.
У них вызревает совершенно другой процесс объединения, потому что и епископ Уфимский Андрей, князь Ухтомский, и Симон (Шлеев) (был старообрядцем-безпоповцем спасова согласия — прим. ред.) — выходцы из новообрядческой церкви, они в единоверии не для того, чтобы лечиться от раскола, они наоборот двигаются в сторону единоверия с совершенно другой мотивацией, для них это вообще другое единение.
Здесь на помощь нам приходит другая семантика, единоверие XX века обретает совершенно иное мировоззренческое значение. Это уже не уния, не прагматический шаг навстречу заблудшим чадам православной церкви, которые уклонились в раскол. Появляется новое единство — такого термина мы в латинском языке не найдем, потому что латинский язык обладает закрытой семантикой. Но у нас есть греческий язык — слава Богу, что мы наследники греческой церкви, — и поэтому мы обращаемся к греческому понятию «μια» — единое, и вспоминаем, например, что это единое, это единство, в частности у Дионисия Ареопагита, рассматривается как нечто открытое, как нечто превышающее любую единственность, как нечто единящее. Вместо понятия «уния» возникает понятие «Ένωση», то есть единение.
Единоверие мыслится здесь не как возврат заблудшей части к безусловному целому, а как восхождение к единству обеих частей церкви. Это совершенно другой смысл — и исторический, и догматический. Здесь мыслится так: была некогда единая Соборная Святая Русская Православная Церковь дораскольная, она представляла собой органическое единство, и это органическое единство было завоевано большой ценой, оно было утверждено после падения Константинополя, после опровержения Флорентийской унии, изгнания митрополита Исидора, подтверждения доктрины Москва-Третий Рим. Оно было единым и цельным до трагических событий XVII века. И в этих трагических событиях XVII века произошло не отклонение гиблой части от другой — здоровой, светлой и прекрасной, а была утрата этого глубинного ядра. То есть обе части, если угодно, с этой точки зрения, не до конца совершенны. Здесь возникает понятие открытого единства, то есть того единения в рамках единоверия, которое призвано это единство воссоздать, реконструировать, если угодно. Но не искусственно, а перенеся в вечное измерение, в вечную церковь, в вечную русскую московскую православную церковь, то есть не какую-то другую, но в ее духовном ядре.
Единоверие и консервативная революция
Таким образом, для Андрея Ухтомского, епископа Уфимского, для епископа Симона (Шлеева) и для тех, кто был захвачен единоверческим движением в начале XX века, которое было едва ли не главным пунктом повестки дня в процессах по восстановлению патриаршества, последнее считалось символическим элементом возврата к исцелению раскола. В скором времени за расколом — во время Петровских реформ, еще более секуляризующих официальную новообрядческую церковь — последовало упразднение патриаршества.
Думаю, если бы не события Гражданской войны, единоверие могло бы стать главным содержанием церковной жизни начала XX века, главной мировоззренческой линией русского богословия. Но последовали трагические события, и единоверческие процессы отошли на периферию.
Когда поместный собор нашей Русской Православной Церкви Московского Патриархата 1971 года в условиях коммунистического правления принял решение о снятии клятв, то эта повестка дня находилась уже на периферии.
К единению двух частей русской Церкви было много предпосылок. В ХIХ веке мы видим тихую, спокойную, консервативную революцию внутри господствующей церкви, причем не только в деяниях митрополита Платона (Левшина). Вот посмо́трите на восьмиконечный крест и скажете: это наш русский восьмиконечный крест. Но на самом деле с XVII по XVIII век самым распространенным крестом был «крыж». Польский «крыж» — это почти официальный символ нашего православия в XVIII веке. А восьмиконечный крест в XVIII веке считался чуть ли не символом раскольников, многие другие вещи казались чистыми элементами раскольничества.
Почему была эта консервативная революция в синодальной Церкви? Потому что мы все были частью древнерусского наследия града Китежа, а Китеж — это общеправославная русская легенда, являющаяся тем не менее старообрядческим наследием.
Подъем града Китежа из озера Светлояра — это святорусское начало, которое романтики, богословы, мыслители, художники, поэты, музыканты XX века в значительной степени воссоздавали.
Таким образом, в конце ХIХ — начале ХХ века происходило движение по сближению: не только раскольники приходили назад к матери-церкви, но и мать-церковь возвращалась к своим корням, к своему наследию.
Многие из наших Патриархов подчеркивали, что для нас русское наследие — церковное, дораскольное — является достоянием, драгоценным наследием Русской Православной Церкви. На самом деле у нас общий корень.
И последнее, я хочу сказать, что на самом деле эта идея была осмыслена уже за пределами России в 1930-е годы, в эмиграции — тогда возникло учение о русском православном дистанционализме. Оно гласит, что существовало несколько исторических эпох Русской Православной Церкви, и все эти эпохи существовали поочередно (видимо, имеются в виду ипостаси — прим. ред.). Сперва в виде епархии Византийской Церкви, (видимо, домонгольская церковь и период после нее — прим. ред.), затем в качестве автономной Церкви (видимо, Московской Митрополии 16 века и Патриархии 17 века — прим. ред.), в качестве Синодального периода, потом советской Церкви. Но это как бы частные дистанции, частные случаи существования главной формы, которую единоверцы называли Свято-Русской Церковью. То есть полнота Свято-Русской Церкви не совпадает ни с одной из этих эпох, но тем не менее всякий раз именно ее различные лики открываются в истории.
Вот недавно появились указания епархиальных архиереев РПЦ, особенно на Урале, да и в других местах, крестить всех, даже взрослых, трехпогружательно. Купели нет? Пойдите, найдите, во многих храмах есть для взрослых большие купели. На эту тему было несколько постановлений патриарха. Очевидно возвращение к своим корням.
И вот здесь, мне кажется, единоверие может сыграть свою важную роль. Притом что численно, количественно феномен единоверия незначителен, с мировоззренческой точки зрения, с точки зрения осмысления нами, русскими, нашей церковной судьбы и судьбы нашей церкви, в восстановлении духовного единства оно может стать серьезным явлением. Поможет прорваться к тайному внутреннему единству нашей церкви, в том числе освободившись от многих модернистских элементов, секулярных элементов, дыхания мира сего.
Поэтому я хотел бы обратить внимание на этот горизонт, на этот вектор развития единоверия, в направлении которого надо действовать очень аккуратно. Мы должны избежать любой ценой создания какого-то нового согласия. Мы, единоверцы, часть нашей матери-церкви Московского Патриархата, Русской Православной Церкви.
Но мировоззренчески нас никто не ограничивает, мы свободные люди. Христианин более свободен, чем нехристианин, потому что он знает, что Господь сотворил нас свободными и Ему нужно не просто наше слепое подчинение, а понимание замысла Бога, ответственный и свободный выбор Бога и блага.
Поэтому в рамках этого единоверческого вектора, мне кажется, состоит очень важный горизонт нашего возвращения к самим себе, с периферии, на которой мы находились долгие века, к нашему центру, к нашему русскому православному сердцу.
Благодарю вас, спаси Христос!
Вопросы гостей конференции
Во-первых, мне кажется, индивидуальный подход как раз не имеет большого значения. Я единоверец, и соответственно следую правилам того прихода и того направления, к которому принадлежу. Но если говорить о личном, меня очень интересует вопрос кондиции, и, с моей точки зрения, все новое немножко хуже старого.
Мне кажется, брать пример с наших древних преподобных и богоносных отцов — дело благочестивое и правильное. Поэтому традиция для меня индивидуальна, я говорю абсолютно не за РПЦ и не за других — каждый поступает, как допускает нужным, как говорит ему совесть, как говорит ему традиция, как говорит ему церковь, наставники, духовники, как он считает нужным. Я просто рассказываю, что для меня имеет значение историческое прошлое, причем то святое прошлое, которое канонизировано как таковое. Для меня имеет огромное значение старорусский обряд, который даже новообрядческими, скажем, исследователями конца XIX века, такими как Голубинский, был признан вполне традиционным и вполне каноническим. Когда произошел переход от двуперстия к троеперстию — трудно сказать, это очень запутанный вопрос. Но то, что на Руси молились до раскола двуперстно, это факт.
На мой взгляд, самое главное все-таки — это не форма, а дух. Есть в древнерусской церкви тот удивительный дух легкого осуществления трудного подвига, который, на мой взгляд, в старой традиции очень важен. Например, мой личный опыт, может, даже немножко странный: мне гораздо проще выстоять долгую службу, чем короткую, соблюдать более строгий пост, чем легкий пост. То есть мне проще соблюдать сложные вещи, чем простые. И это радует: мне кажется, чем больше телесных тягостей и жестких правил мы на себя накладываем, тем больше радуется, освобождается наш дух. Вот это мое мнение.
Теоретически — конечно, потому что это не значит переход в другое согласие. Нет никакого обряда, никакого отречения от ересей. Например, человек может раньше поститься только в большие посты, а потом начать поститься среду и пятницу. Для этого не надо никаких особых благословений. Ты просто начинаешь — и все. Так и тут. Однако очень важно, чтобы не возникало гордыни: вот, мол, я такой молодец, теперь молюсь долго, по всем правилам. Надо посоветоваться с духовником, у православных должны быть духовники: если духовники благословят, то конечно можно.
Препятствий никаких нет, хотя этот вопрос все-таки очень тонкий. Бывали случаи, что, узнав о старообрядчестве, некоторые люди куда только не ушли, чуть ли не в какие-то узкие секты. Я предлагаю всем постепенно входить в эту традицию, брать ношу по силам, главное, не сбрасывать. Взять на себе много и бросить — это хуже всего. Лучше постепенно.
Надо изучать, исследовать, жить полноценной христианской жизнью, следовать установкам духовного отца, и когда будет внутренняя готовность, то можно постепенно переходить к единоверческой практике. Только с благословением.
Вы знаете, новообрядцы, Московская Патриархия сделали, мне кажется, максимум того, что могли. Признана равноспасительность, признаны обряды, то есть РПЦ МП стоит с открытыми объятиями по отношению к старообрядцам. В чем тогда вопрос со стороны старообрядцев? А вот в чем. Старообрядцы боятся утратить в этом сближении свою идентичность, которую они копили с раскола, и вряд ли поворачивается язык их укорять в этом, если мы знаем эту историю. История трагична, на самом деле, она очень болезненная, надо уважать драму части нашего русского народа, который ушел в раскол. Говорить сейчас, были ли для этого довольно весомые основания? Ах, вы не понимаете нас, значит, вы коснеете в расколе? Мне кажется, такие вопросы несправедливы. Но вы видите, например, о. Иоанна Миролюбова и многих других наших деятелей РПЦ. Видя открытую позицию Московской Патриархии по отношению к старообрядцам, старообрядцы начинают как бы проникаться доверием. И есть такие случаи у часовенных и у других согласий. Мне кажется, что это тоже очень хорошо и важно. Поэтому я думаю, что предпосылки, можно сказать, концептуальные и даже церковно-политические для этого движения созданы с обеих сторон: и со стороны старообрядцев, и среди поповцев очень много сторонников дальнейшего сближения. Мы теперь перед угрозой современного мира, последних времен.
Это очень хорошо, но дальше мне кажется важным духовно-идейное, как бы философское объединение (видимо, имеется в виду нецерковное, неконфессиональное объединение — прим. ред.). К сожалению, среди многих новообрядцев есть униатское отношение к единоверию. А на самом деле сближение со старообрядцами должно привести к совершенно другому: должно стать частью поиска обретения самих себя. Это очень важно для того, чтобы вступить во владение наследством нашей церкви, вернуться к наследию, потому что знаменное пение — это не только привилегия староверов. Вся наша русская Церковь жила со знаменным пением и традиционной иконописью. На самом деле это тоже наше наследие, и к нему возвращаемся сплошь и рядом. То же самое восьмиконечный крест. Все эти элементы, которые ассоциируются со старообрядчеством, не являются собственностью старообрядцев, они являются собственностью нашей церкви.
Русские православные люди, ведь это же наша традиция. Если мы считаем, что Ветхий Завет — священная книга, там каждое слово имеет свое значение. Каждое слово и Септуагинта, и перевода на русский, и оригинала — все имеет огромное духовное значение. Для того чтобы быть полноценным православным, чтобы хорошо разбираться в своей собственной традиции и понимать, кому мы молимся, что значит Христос, что значит Мессия и почему он пришел, в какое время и к кому, и что он с собой принес, конечно, надо знать Ветхий Завет, иначе Новый Завет будет неполноценен. Мы — христиане, это значит, мы — новый Израиль, на нас перешла эта избранность. Это очень важно, на самом деле, но я не думаю, что Ветхий Завет в оригинале надо изучать в воскресных школах. Однако глубоко компетентным богословам, я думаю, это очень не помешает.
Вы знаете, есть разные стратегии. К нам в Михайловскую Слободу к отцу Иринарху, о. Евгению приходят люди и говорят: «Интересуемся единоверием, но никогда двуперстно креститься не будем, потому что привыкли троеперстно». О. Иринарх говорит: «Делайте, как хотите». Человек ходит, смотрит — все двуперстно крестятся, и люди постепенно оставляют жесткие «никогда», через некоторое время смотришь — они уже двуперстно накладывают крестное знамение. То же самое с каждением, с благословением священниками. Ко всему постепенно привыкают.
А вот у о. Петра (Никольский единоверческий храм на Студенцах в г. Москве — прим. ред.) действительно жестче, там говорят: если пришли, значит соблюдайте всё, что положено. Две стратегии, два известных мощных прихода и одно единоверие.
Мне кажется, что это как с духовниками: одни жесткие, всем все запрещают, другие все разрешают. И не факт, что тот, который запрещает, добивается больших результатов. Это тоньше, это искусство, на мой взгляд.
Для Сергея Агеева «С таким умонастроением старообрядчество обречено на капсулирование в национально-культурном гетто и ничем России и нашему народу помочь не сможет. Если вам не с чем выйти к людям, кроме как с таким раздражением, то понятно, почему старообрядцев сейчас не видно и не слышно».
Умонастроение старообрядчества основано на истоках православия. До 1666 г. на Руси все были старообрядцами, еще княгиня Ольга, бабушка князя Владимира была первой старообрядкой и осеняла себя двуперстным крестным знамением. Старообрядцы сохраняют веру, принесенную на Русь Андреем Первозванным и официально принятую Русью при Великом князе Киевском и всея Руси Владимире Рюриковиче.
Старообрядцам уже более 350 лет «доброжелатели» предрекают «обречено на капсулирование в национально-культурном гетто», но по воле Божьей этого не произошло и никогда этого не будет. Потому что старообрядцы для России — это соль земли, об этом пишут общепризнанные и известные люди. Старообрядцы и есть основа России. Россию создали как раз старообрядцы. Семен Дежнев, осеняя новую землю двуперстным крестным знамением, в 1648 г. первым проплыл на русских судах через пролив между Азией и Америкой. Созданный Петром 1 по иностранному образцу флот смог это сделать спустя 100 лет. Поставленные обереги земли Русской на Восточных рубежах старообрядцами до сих пор никто не может сломать, что не скажешь об Аляске, которую присоединяли никониане.
А насчет того, что старообрядчество «вашему народу помочь не сможет ничем», так как же «вашему народу» поможешь, если вы своим умом не живете, а преклоняетесь перед падшим западным и заокеанским миром. Дошли до того, что для вас ближе католики, которые и создали западный мир – евросоюз. Они сейчас, как и всегда, пытаются уничтожить русский мир. Это историческая закономерность и здесь не нужно искать никакой «тайны». Тьма всегда хочет поглотить свет, лож выступает против правды. И вы должны знать, что есть Рай и Ад. Во что вы веруете — это ваш выбор, но главное, чтобы вы не стали жертвой своего выбора.
Старообрядцы свой выбор сделали при князе Киевском Владимире и в течении последних 350 лет этот выбор приходится отстаивать в условиях репрессий. Время подтвердило правильность пути. За старообрядцами стоят лучшие люди, когда-либо жившие на земле, а кто стоит за никонианами-сергианами? Мы вам пытаемся рассказать без всякого раздражения суть старой православной веры, но вы почему-то начинаете раздражаться. Правда для любого человека не всегда бывает приятна, а для сергианцев вдвойне, тут уж ничего не поделаешь.
Брат, Иван! Оставим ныне. Да, наши отцы-староверы сохранили чистую и непорочную веру от святых апостол, но мы уже не те, мельчаем сами. Старообрядчество, хоть и хранит древние устои, однако не всегда наши братья являются истинными христианами, сам наверное это знаешь. Что уж говорить про никониан. Однако, и там есть люди ищущие спасения, ищущие путь ко Христу, настоящие христиане. Поэтому не буем судить всех, а будем твердо и с любовью исповедовать Христа сами, да глядя на нас и они покаются. Но не перед нами, а сами в своем сердце за содеянные личные грехи, ибо невиновны те, которые пребывают там по неведению и чьи деды гнали наших дедов. И мы покаемся перед Богом за свои грехи, наипаче же за дьявольское превозношение. Ведь Христос, даже вися на кресте, не угрозами и клятвами укрощал распинателей, но любовью и смирением показал нам путь, по нему же ходяще, обрящем славу истинного Бога, ему же хвала и честь, всегда и ныне и присно, и во веки веком, аминь!
> если вы своим умом не живете, а преклоняетесь перед падшим западным и заокеанским миром.
Как это выражается? Вот конкретно, я скажем никонианин по-вашему, как я не живу своим умом и в чем конкретно перед западным и заокеанским миром преклонился?
> Дошли до того, что для вас ближе католики
Ничего такого не знаю. В недавнем интервью м.Иларион сказал, что старообрядцы не стоят для РПЦ на одном уровне с остальным инославием, имея ввиду, что старообрядцы ближе. Вот буквально недавно публиковалось интервью на этом сайте.
В учебных курсах МДА/МДС много внимания уделяется инославию, в т.ч. католицизму, и никаких сближающе-примирительных настроений не прививается. Наоборот, в деталях разбирается почему мы не совместимы с католиками, и причины куда более серьезны, чем обливательное крещение, крестное знамение пятерней или филиокве. В РПЦ говорят об этом, в старообрядчестве (современном во всяком случае) нет. Так что выводы о близости католичества ничем не оправданы.
Я подразумевал "Историческую встречу" патриарха Кирилла и папы Римского по сближению церквей, которая готовилась 20 лет и конечно простые прихожане об этом не знали. Но "Историческая встреча" это уже будет историческим фактом и каждый христианин должен определится как к этому факту относится, хочет он этого или нет.
Что за сближение церквей? Надо понять, что имеется ввиду. Если им надо чайку друг с другом попить иногда это одно, если им католическое учение в православие надо заинжектить это другое, если православное учение в католичество это третье. Как это понять из этой встречи мне пока не очень ясно.
Что мы знаем об этой встрече, чтобы определиться по поводу этого факта? Да, отношение настороженное. Но на что-то большее причин нет.
"так как же «вашему народу» поможешь"
Я имел в виду нашему русскому народу.
"преклоняетесь перед падшим западным и заокеанским миром".
И где вы это увидели? Я как раз ревную о Древней Руси, и древлеправославием интересуюсь.
«предрекают «обречено на капсулирование в национально-культурном гетто»
Почему предрекают? Я как раз сожалею об этом. Но при таком умонастроении это неизбежно.
"Россию создали как раз старообрядцы… Старообрядцы свой выбор сделали при князе Киевском Владимире"
При таком привычном историческом подходе Россию и старые традиции не возродить.
Слишком много там мин, которые рванут. Многие исследователи критически оценивают Ольгу и Владимира именно как государственных деятелей. нужно новое осмысление истории. Считаю, именно на этом пути будет исцеление раны Раскола.
В "старообрядческое" время была упущена возможность крестить Орду, крестить Литву, да много чего.
Ну вот вам одна из мин. В записках одного иностранца утверждается, что русские в 17 веке очень были подвержены содомскому греху, и говорят об этом не стесняясь, при всех, открыто. Вранье? Да. Но как это объяснить? Сможете? А люди объяснили. И представляете, не "никониянин" даже, а язычник)). Отвергните, и продолжите жить на этой мине?
"Мы вам пытаемся рассказать без всякого раздражения суть старой православной веры, но вы почему-то начинаете раздражаться".
Понятно, что мои правдивые слова вас задели))) Ну а серьезно — если вы, старообрядцы, считаете, что обладаете сокровищем, то и несите его людям. Но несите с любовью и с добром, а не превращаясь, условно говоря в психологическую карательную экспедицию.
Если вспомнить хотя бы сериал Раскол который делался при участии старообрядцев, и старообрядцами одобрен, то даже из этого фильма можно увидеть, что далеко не все в те дораскольные времена было в жизни людей и в церкви хорошо. Достаточно вспомнить и пьяных попов, и колдующих и сбегающих со служб людей. В общем, не зря же все эти кружки ревнителей благочестия образовывались, проблемы были.
Это я к тому, что не стоит я думаю чрезмерно считать дораскольную старину непогрешимой и всячески ориентироваться на возврат к ней. Даже помимо того, что это невозможно. Надо пользоваться тем, что у нас есть многовековой опыт церковной жизни, реформ, ошибок, возможность посмотреть как было, как стало и т.п. Надо как-то проанализировать эту свою церковную историю и не пытаться куда-то тупо вернуться, а идти новым своим путем, но с учетом этого опыта. Идет определенный возврат к истинному православию, разобраны и откорчеваны многие пакости которые затащили в синодальный период вместе с западными учебниками, остыли и дали верную оценку старым дониконовским обрядам, иконописи и пению. Что важно — воочию убедились к чему приводят форсированные реформы. И вот, опираясь на все это, надо корректировать курс и плыть вперед, старясь не гулять по старым граблям в желании быстро и разом что-то исправить. И явно не пытаться реконструировать ни допетровскую Русь, ни петровскую, а делать что-то свое и соответствующее своему времени.
Православие ведь не религия, актуальная только для времен древней Руси, или средневековья.. Оно актуально во все времена, на все условия, универсально относительно развития науки, прогресса и т.п. Оно не потеряет актуальности даже когда человечество будет проживать частично на околоземной орбите. Вот и надо сосредоточиться на нашем времени и с Божией помощью думать и делать в рамках современной данности, преображая в Духе Божиим то, что под руками сейчас.
"Надо как-то проанализировать эту свою церковную историю и не пытаться куда-то тупо вернуться, а идти новым своим путем, но с учетом этого опыта".
Все верно, но дело примирения и осмысления истории сейчас во многом от старообрядцев зависит, а они непримиримы. Поэтому объективно именно Единоверие будет основой возрождения традиций и исцеления раны Раскола.
И нужно новую историю создавать. Не менять знаки "плюс" на "минус" и наоборот, а сделать как, чтобы и старообрядцы и православные осознали некоторые новые моменты. Это и будет способствовать примирению.
> Все верно, но дело примирения и осмысления истории сейчас во многом от старообрядцев зависит
Я не очень вижу как это зависит от старообрядцев, как не вижу и каких-то серьезных шагов от новообрядцев. Все быстро упрется в достаточно неразрешимые сейчас вопросы перед которыми либо придётся остановиться, либо надо будет опять что-то переламывать. То есть, хорошего решения нет.
Я думаю наилучшим решением было бы сейчас сохранение максимально взаимномирного сосуществования и взаимодействия. Не надо переть друг другу в алтари, но общение на всевозможных конференциях, встречах и т.п. должны быть как можно более частыми и тесными. Больше узнавать друг друга, привыкать друг к другу и т.п. Есть немало возможных точек соприкосновения которые не требуют евхаристического общения, и вот эти точки надо развивать.
А дальше если Богу будет угодно, Он поможет уврачевать этот раскол таким способом каким он действительно уврачуется по Божией воле.
Единственное, что могут сделать старообрядцы, хотя и новообрядцев это в обратную сторону касается. На уровне соборных решений запретить расчесывать раны и подсыпать в них соль. Запретить публиковать нападки, оскорбления и прочие ядовитые материалы в отношении друг друга. Жестко унять ревнителей и все их проявления которые в реальной ли жизни, или в интернете, продолжают подливать масло в огонь, публикуя зачастую ложные (например, http://ruvera.ru/news/kleveta_pankratova) и просто вздорные материалы, а так же вести другую деятельность в результате которой у людей их конфессии формируется неприязнь к другой. Пожалуй, это единственная реально исполнимая мера которую можно и нужно сделать здесь и сейчас.
А дальше как Богу будет угодно.
"Я не очень вижу как это зависит от старообрядцев, как не вижу и каких-то серьезных шагов от новообрядцев".
Да, это только от Бога зависит. Но и людям надо стараться, иначе получится как в том анекдоте: "ну пусть хотя бы купит лотерейный билет!"
Не об официальном примирении шла речь. Это дело долгое, все эти конференции и взаимное сосуществование всегда будут нивелироваться унизительными оговорками и т.п.
Надо вести постепенную работу по возрождению древних традиций в РПЦ, а это возможно только через Единоверие.
Я имел ввиду, что когда человек поранится, то главное это убрать из раны грязь, обработать ее обеззараживающим и заклеить, чтобы ничто не мешало ране зарастать и грязь не заносилась. В этом и роль людей в увраченвании раскола: пытаться насильно сдвинуть кожу, прострочить её нитками или запаять оловом безсмысленно — только хуже порвешь рану и наживешь нарыв. А вот промыть, избавив от ревнительских нарывов, от микробов неприязни, и спокойно зафиксировать, дав зарости по милости Божией без вредительства извне — вот так хорошо будет. А там уж посредством чего будет видно: со стороны РПЦ единоверие будет сближающей силой, со стороны РПсЦ это может быть просто вменяемые люди без обостренной жажды религиозной вражды как самоценности. Ну и без спешки.
Два в этом докладе момента, которые, сказанные вскользь, имеют значение для научных исторических исследований.
Первый — это тонкое наблюдение о причине, по которой старообрядчество с такой холодностью восприняло признание в 1971 году несправедливых клятв никогда не существовавшими" "Когда поместный собор нашей Русской Православной Церкви Московского Патриархата 1971 года в условиях коммунистического правления принял решение о снятии клятв, то эта повестка дня находилась уже на периферии".
Вот он ключ — не периферии повестки дня, уже не самое главное это было для староверов. Как говорилось в одной советской песне: "Полюбить тебя уж не хватит сил, И одной теперь хорошо".
А второе — о восьмиконечном кресте, о том что он совершенно спокойно вернулся в обиход церкви еще давным-давно. Этот крест родной мне с моего детства — на всех православных храмах восьмиконечные кресты, в храмах — восьмиконечные Распятия, и на могилах — восьмиконечные кресты. И с огромным удивлением, честно говоря, читаю, что его некогда запрещали. Настолько он укоренен в церковном обиходе. Значит, отнюдь не была отброшена древность сама по себе. Что-то порицали в пылу антистарообрядческой полемики. но этио была наносная публицистика.
И самое главное, чего не понимают старообрядцы — нет "никонианства". Церковь едина в своей истории. Большие несправедливости были сотворены в 17 веке, но и слишком большое значение этой "справе" придавать не следует. Только вот двуперстие — самое заметное изменение. Но ни в малейшей степени это не введение новой веры. Были публицистические перехлесты, которые были почти сразу забыты. Ну я вырос на примере преподобного Сергия и древних святых, ничего не отвергнуто, ни один святой, ни один период. Вот это самое главное.
Для Сергея Авдеева на счет "исторических исследований" 1. «И самое главное, чего не понимают старообрядцы — нет "никонианства"».
Согласен с вами полностью, вот это пока еще не все старообрядцы даже понимают. Сейчас никонианство переросло в СЕРГИАНСТВО и этот процесс, начавшийся под руководством Троцкого и происходящий на протяжении всего атеистического периода в постсоветское время завершен. Никонианства уже почти не осталось, есть сергианство.
2. «Церковь едина в своей истории». Здесь вы тоже правы. Каждая ветвь старообрядчества (поповцы и безпоповцы), не смотря на 350-летние гонения сохранили устои старообрядчества. И Бог даст, при координации общих усилий староверов – эта история еще будет изучаться во всем мире, как это уже начинает происходить.
3. «Большие несправедливости были сотворены в 17 веке, но и слишком большое значение этой "справе" придавать не следует».
Вот здесь я серьезно не согласен. Уничтожены сотни тысяч христиан за истинное православие и вы этому не придаете значение. Вы случайно не фашист? Уничтожены люди и вы пишите «слишком большое значение этой "справе" придавать не следует». Как это понимать? Будьте добры объяснитесь за свои слова.
4. «Только вот двуперстие — самое заметное изменение. Но ни в малейшей степени это не введение новой веры». Вот здесь вы что-то путаете. «Заметное изменение» не двуперстие, а как раз щепоть или как называют никониане триперстие. Изменения как раз делали никониане, а не старообрядцы.
5. «Были публицистические перехлесты, которые были почти сразу забыты». Никониане вообще страдают провалами в памяти, но старообрядцы все помнят, потому что эти «перехлесты» для многих христиан стали последними в земной жизни и старообрядцы хотели бы забыть о них, но современные никониане – сергианцы, продолжают и в наше время «публицистические перехлесты».
6. «Ну я вырос на примере преподобного Сергия и древних святых, ничего не отвергнуто, ни один святой, ни один период. Вот это самое главное». Преподобный Сергий Радонежский был старообрядцем и всегда осенял себя двуперстным крестным знамением. Книги, по которым молился преподобный, никониане сожгли как еретические при расколопатриархе Никоне и его последователях. Что-то ничего не сходится по вашему.
> Преподобный Сергий Радонежский был старообрядцем и всегда осенял себя двуперстным крестным
> знамением. Книги, по которым молился преподобный, никониане сожгли как еретические при
> расколопатриархе Никоне и его последователях.
А сейчас эти книги не жгут, признаются спасительными, как и двуперстие. И снова есть храмы РПЦ где служат по-старому и следуют дораскольным традициям.
Наверное, дело в сергианах — они же не никониане))
Одно и то же, одно и то же… Христиане уничтожены, да это плохо. В РПЦ сейчас не считают эту страницу истории церкви хорошей. Может все же вспомним, что на дворе 2016 год, а не 1666, и будем отталкиваться от реалий нашего времени? От того гоняют и жгут ли старообрядцев сейчас, запрещают ли восьмиконечный крест, признают ли спасительными и допускают ли двуперстие и старопечатные книги… Ну, 2016 год, хорошо?
Нельзя же головой оставаться в тех временах. Сейчас времена другие, другие обстоятельства, другие проблемы и угрозы. А у нас все дискуссии сводятся к событиям 400-летней давности…
«А сейчас эти книги не жгут, признаются спасительными, как и двуперстие. И снова есть храмы РПЦ где служат по-старому и следуют дораскольным традициям.
Наверное, дело в сергианах — они же не никониане))». Согласен.
«Одно и то же, одно и то же… Христиане уничтожены, да это плохо. В РПЦ сейчас не считают эту страницу истории церкви хорошей. Может все же вспомним, что на дворе 2016 год, а не 1666, и будем отталкиваться от реалий нашего времени? От того гоняют и жгут ли старообрядцев сейчас, запрещают ли восьмиконечный крест, признают ли спасительными и допускают ли двуперстие и старопечатные книги… Ну, 2016 год, хорошо?»
Здесь вопрос спорный. По большому счету на старообрядцев сейчас Слава Богу нет открытых гонений и их не сжигают, не отрубают пальцы, и не отрезают языки. Но политика отрицательного отношения к старообрядчеству не поменялась. Продолжается замалчивание исторической роли старообрядчества. Мало того, до сих пор к старообрядчеству нет должного отношения. Продолжается давление на старообрядчество со стороны властей и отношение как к сектантам и этот список можно продолжить. Русские в на своей Родине сейчас находятся в самом плохом положение, как и старообрядцы.
«Нельзя же головой оставаться в тех временах. Сейчас времена другие, другие обстоятельства, другие проблемы и угрозы. А у нас все дискуссии сводятся к событиям 400-летней давности…»
Здесь тоже не все так просто. Но согласен, времена-то и обстоятельства другие, но проблемы и угрозы те же, только с поправкой на современность. Россия сейчас переживает не лучшие времена. И если бы к столбовым русским – старообрядцам, власти России относились как государствообразующему народу, а к древлеправославию как исконно русской религии. Тогда может и дискуссии этой бы не было, и Россия крепче бы была. Так что старообрядцев хоть и мало остается, но они продолжают жить, не в 400-летней давности, а в современной реальности.
То, что старообрядчество и его роль не рекламируют, не значит, что роль не признана. В современных лекциях или книгах новообрядческих авторов старообрядчество значительно чаще упоминается в положительном контексте.
Не согласен и с тем, что продолжается отношение как к сектантам, чаще сами старообрядцы дают повод так о себе заявить острым на язык журналистам (не властям!) когда очередные ревнители очередной раз вытолкают взашей кого-нибудь из храма по известным причинам.
Если говорить о сравнительных сложностях в решении вопросов с властями, то я думаю надо сперва понять — либо старообрядцам сложнее чем другим решать вопросы, либо РПЦ легче их решать чем всем остальным. То есть и этот факт не является мерой, направленной конкретно против старообрядчества.
Ну а насчёт проблем и угроз. Они сейчас другие, и я думаю они сейчас общие во многом и у старообрядчества, и у новообрядчества. Замирщение, я думаю — общая проблема. Наверное, актуальна и для других религий, включая нехристианские.
А что значит "к древлеправославию как исконно русской религии"? Ну сменила бы власть отношение, и что дальше-то? Ну давайте рассмотрим островки старообрядчества — Рогожское, ну или в Интернете сообщества старообрядцев. Чем это принципиально другие люди? Какими они не страдают пороками которыми новообрядцы страдают? Ну вот переключилась власть на них как на основных, и что дальше? Меньше станет пьянства, грубости, лени, необразованности? Больше любви, ума, терпения, труда? Вы это можете сказать, глядя на образцы сегодняшнего старообрядчества?
"Сейчас никонианство переросло в СЕРГИАНСТВО"
Нет ни "никонианства", ни сергианства. Сейчас даже с Зарубежной Церковью объединились. Вы хоть посмотрите, какие настроения в Церкви были в начальный период возрождения, как люди стремились к традициям, к прославлению новомучеников.
"Каждая ветвь старообрядчества… сохранили устои старообрядчества".
Возможно и сохранили, но между вами сплошные раздоры и расколы и деления. Это сразу бросается в глаза человеку, который начинает знакомится с современным положением старообрядчества. И "непоминающие" у вас есть.
Ну и слова митрополита Корнилия о беспоповцах "протестанты в нашем старообрядчестве" тоже о многом говорят.
"эта история еще будет изучаться во всем мире, как это уже начинает происходить".
Где начинает происходить? Спрашиваю без подвоха, действительно интересно, где начали эту историю изучать?
"Вы случайно не фашист?"
Случайно нет. А вы случайно внимательно читать умеете? Где вы прочли, что жертвам гонений не надо придавать значение? Речь шла именно об изменениях в обрядах и текстах, и на примерах восьмиконечного креста и почитания древнерусских святых (и вообще, едином восприятии церковной истории) обосновывалось почему.
"Уничтожены сотни тысяч христиан"
Большие и тягостные были жертвы, возможно, многие тысячи погибших, но не сотни тысяч. Или обоснуйте, откуда такая цифра. Опять-таки, вопрос без подвоха.
"«Заметное изменение» не двуперстие, а как раз щепоть"
Вы ведь прекрасно понимаете о чем речь. Или невнимательно читаете? Изменение двуперстия, замена его на троеперстия — самое заметное изменение.
"но старообрядцы все помнят"
И что же делать в этой ситуации? Будете мстить русским людям, православным христианам?
У Станислава Куняева есть хорошее стихотворение о том, чем великий народ мирового значения отличается от обычных и почему. Вот задумайтесь по аналогии, может поймете ту мысль, которую я пытался донести в своем комментарии.
"Два сына двух древних народов
такой завели разговор
о дикости древних походов,
что вспыхнул меж ними раздор.
Сначала я слышал упреки,
в которых, как корни во мгле,
едва шевелились истоки
извечного зла на земле.
Но мягкие интеллигенты
воззвали, как духов из тьмы,
такие дела и легенды,
что враз помутились умы.
Как будто овечью отару
один у другого угнал,
как будто к резне и пожару
вот-вот и раздастся сигнал.
Куда там! Не то что любовью
дышали разверстые рты,
а ржавым железом, и кровью,
и яростью до хрипоты.
Что было здесь правдой? Что ложью?
Уже не понять никому.
Но некая истина дрожью
прошла по лицу моему.
Я вспомнил про русскую долю,
которая мне суждена, —
смирять озверевшую волю,
коль кровопролитна она.
Очнитесь! Я старую рану
не стану при всех растравлять,
и как ни печально, — не стану
свой счет никому предъявлять.
Мы павших своих не считали,
мы кровную месть не блюли
и только поэтому стали
последней надеждой земли".
"Преподобный Сергий Радонежский … всегда осенял себя двуперстным крестным знамением. Книги, по которым молился преподобный, никониане сожгли как еретические"
Преподобный Сергий еще говорил на древнерусском языке. И подчинялся Константинопольскому патриарху (не знаю, было тогда в Византии уже троеперстие или нет). Каковы бы не были исторические условия, Церковь едина в истории. Можно, конечно, тут подкалывать, как вы пытаетесь. Но я в ответ не буду этого делать. Для меня важнее донести эту мысль.
То, что сжигали старопечатные книги, да еще под таким обвинением — это ужасно, и это признано ошибкой. Ну тут была царева воля. Тоже наследие в определенной степени "старообрядческой эпохи", раз уж вы именуете старообрядцами всех, кто жил до 1653 года? Это ведь хорошо вам князя Владимира одобрять, когда уничтожали язычников: кто не придет креститься, тот не друг князю. А тут — кто не будет креститься как велено, тот не друг царю. (А потом — кто не будет атеистом — тот не друг вождю мирового пролетариата). Но извините, а кто эту династию Романовых выбирал? Не ваши ли старообрядцы?
Старообрядцы тоже в ответ исправленные книги объявляли еретическими, хотя не имели поаво это делать — по ним молились другие православные народы.
Двум Сергеям. Я вам про Фому, а вы мне про Ерему. Не вижу смысла в дальнейшей переписке. Более 350 лет старообрядцев обвиняют в несуществующих грехах, обливают грязью и уничтожают, но старообрядчество всегда восстает из пепла как птица феникс. Так было и будет, потому что Господь Бог сказал: «Не бойся, малое стадо! Ибо Отец ваш благоволил дать вам Царство» (Лук.12:32).
Быть древлеправославным не просто – это тяжелый труд и не каждый может быть старообрядцем. Старообрядец – это особое состояние души и к этому состоянию каждый старообрядец идет всю свою жизнь, кому-то это удается раньше, а кто-то не достигает цели. Старообрядчество – это не только религия – это отдельный старообрядческий образ жизни, даже в наше время. Не каждый старообрядец соблюдает образ жизни, но каждый стремится жить старообрядческим образом жизни. Стремление к идеалу – это главная черта старообрядчества.
Переписка показала, что за 350 лет никониане ушли от исконного православия, так далеко, что даже не сохранили никонианство и стали сергианами. Сергиане – это религия, которая мало имеет общего с настоящим православием. Сергианская церковь — отдельная церковь, исторически тяготеющая к католичеству и протестантизму, от которых и получила начало в виде никонианства во второй половине XVII века.
Произошедший спор на рувере показал, что Древлеправославие и Сергианство не имеют ничего общего. Хотя Сергианство использует в своей деятельности многие атрибуты старой православной веры — Русской дораскольной Церкви (до 1666 г.), чем вводит людей посещающих сергианские церкви в заблуждение по поводу «православной веры».
Древлеправославие – это исконно православная вера, которая объединяет в себе несколько Древлеправославных Церквей, которые сохранили устои Русской Церкви с древнейших апостольских времен и сохраняют их по настоящее время. Старообрядчество самодостаточно. В старообрядчестве существует несколько направлений, но они возникли вынужденно в результате 350-летних непрерывных репрессий со стороны господствующего никонианско-сергианского вероисповедания в России. С 1990-х годов старообрядцы в России не подвергаются прямым репрессиям. У старообрядцев появилась возможность открыто общаться, обсуждать общие вопросы, проводить съезды, соборы, что ведет к единению. В старообрядчестве начался диалог.
Если кто желает присоединится к исконной православной вере, древлеправославные церкви открыты для всех.
Кто желает стать сергианцем, католиком, мусульманином, буддистом, старообрядцы никому никогда не запрещали и не запрещают, этот выбор должен сделать человек сам.
О старообрядчестве, Слава Богу, в наше время литература не запрещена, она стала доступна, так что каждый может почитать сам, как и о других религиях. Так что выбор за каждым отдельно. Не обязательно быт старообрядцем или сергианцем, почитайте о буддизме или о исламе может вам больше подойдет. А ума пытать или дорогу спрашивать – это совершенно разные вещи.
Дальнейшие споры на данную тему считаю бессмысленными и даже вредными.
> Более 350 лет старообрядцев обвиняют в несуществующих грехах, обливают грязью и уничтожают, но старообрядчество всегда восстает из пепла как птица феникс.
Оптимизм не разделяю. Какая динамика старообрядческих приходов, церквей и прочих структур за эти 350 лет? Нет ли явной тенденции на убыль, не смотря на периоды взлетов и падений?
> С 1990-х годов старообрядцы в России не подвергаются прямым репрессиям. У старообрядцев появилась возможность открыто общаться, обсуждать общие вопросы, проводить съезды, соборы, что ведет к единению. В старообрядчестве начался диалог.
Тут можно разнообразить предыдущий вопрос. Появление особых свобод и возможностей с 1990-х годов — оно коррелирует с ростом числа общин, храмов и общим развитием старообрядчества? Вопрос не случаен, помню доклад Муравьёва на Ржевских чтениях на тему того, что эти возможности как раз и не были использованы. Подробнее лучше посмотреть у Муравьева: http://ruvera.ru/articles/muravev_svobodnyiy_chelovek_imeet_lico
> Переписка показала, что за 350 лет никониане ушли от исконного православия, так далеко, что даже не сохранили никонианство и стали сергианами.
> Сергиане – это религия, которая мало имеет общего с настоящим православием.
Тянуть на себя одеяло обладания истиным православием это обычное дело для любого православного согласия. Пора уже дать если не определения, то хотя бы ключевые признаки различия между старообрядчеством, никонианством и сергианством. А то очень много вокруг этих слов выводов без понятной для них основы.
> Быть древлеправославным не просто – это тяжелый труд и не каждый может быть старообрядцем.
> Старообрядец – это особое состояние души и к этому состоянию каждый старообрядец идет всю свою жизнь, кому-то это удается раньше, а кто-то не достигает цели.
> Старообрядчество – это не только религия – это отдельный старообрядческий образ жизни, даже в наше время.
> Стремление к идеалу – это главная черта старообрядчества.
Слова "старообрядец" и "старообрядчество" меняем на "православный" и "православие" и спокойно соглашаемся, применяя это и к себе, будучи никонианином. Или сергианином. Или как там.
Собственно, я не троллю, но хочу понять по какому критерию много раз делаются выводы, что одни такие все правильные и истинные, а другие все такие отпавшие. Вы тут даже не спорили с нами почти, просто сделали вывод и всё. Мы на ваши вопросы отвечали более-менее детально и по пунктам.
—
P.S. А вот это очень интересно:
> Древлеправославие – это исконно православная вера, которая объединяет в себе
> несколько Древлеправославных Церквей, которые сохранили устои Русской Церкви с
> древнейших апостольских времен и сохраняют их по настоящее время.
Это какие такие несколько Древлеправославных Церквей являются исконно-православными? И есть ли между ними в таком случае евхаристическое общение?
"Дальнейшие споры на данную тему считаю бессмысленными"
Понятно, что если у человека нет желания обсуждать историческую проблему, никто с ним дискутировать не будет. Человек же, который имеет историческое образование или интерес к истории никогда так не скажет, потому что ему не интересно вариться только лишь в собственном соку.
Сам я крещён священником РПЦ трёхкратным полным погружением в реке, на службах в любом храме (включая пономарство в алтаре) крестное знамение творю ДВУперстно, на клыросе читаю "вО веки веком". До сих пор ни разу не избит ни бабками, ни попами, ни архиреем.
Имел одного знакомого клирошанина в РПЦ, так он нередко во время службы использовал сугубую аллилуию и никто не обращал на это внимание.
Именно. Меньше "пужалок" надо друг про друга рассказывать.
Говорил уже и повторю: если спецом всем своим видом не показывать, что "я другой", то в новообрядном храме вообще никто ничего не заметит. Приходишь в храм, три поклона, семипоклонный начал, двумя перстами крестись, на Причастие подходи со скрещенными руками в двуперстии… Никто друг за другом не подсекает чего да как. Да и большинство присутствующих на богослужении понятия не имеют какая там аллилуя поется, сколько раз, поется ли вообще и аллилуя ли это.
Это в старообрядческом храме куда быстрее быть пойманным на каких-то отличиях, там обостренное отношение к внешним формам.
"если спецом всем своим видом не показывать, что "я другой", а зачем это делать. Зачем в церкви-то от кого-то прятаться. И для чего ходить по чужим религиям, а молится по своему, это что прикол такой. А к буддистам и мусульманам не пробовал заходить?
Речь идет конкретно о молитве с элементами древнего чина в новообрядном храме. Это не чужая религия.
Новообрядцы так далеко отдалились от древлеправославия, что никакие внешние формы с элементами древнего чина в новообрядном храме им уже вряд ли помогут ко спасению.
Встреча главы РПЦ МП Кирилла с папой Римским, как раз является серьезным показателем, того, что РПЦ МП становится чужой религией, хотя для старообрядцев она всегда была чужой.
Люди посещающие храмы РПЦ МП после «исторической встречи», должны серьёзно задуматься, куда они ходят молиться, кому они молятся и кого они поддерживают своей молитвой, с кем они сохраняют духовное единство. Ведь на РПЦ МП лежит кровь сотен тысяч невинно-убиенных, замученных и репрессированных старообрядцев и кто ходит в храмы РПЦ МП духовно разделяет эти преступления. Ведь покаяния за кровь не было, а просто взяли и простили. Вот «Александр Гельевич, какие, на Ваш взгляд, шаги могут в настоящее время сделать новообрядцы к стороне старообрядцев?
Вы знаете, новообрядцы, Московская Патриархия сделали, мне кажется, максимум того, что могли». Я думаю, что он говорит правду. На большее РПЦ МП уже не способна. «Максимум» они, что смогли так это простить в 1971 г. сотни тысяч невинно-убиенных, замученных и репрессированных старообрядцев. И то это было сделано вынуждено, так как сами попали под репрессии, каким подвергали старообрядцев.
Вот католики и то честнее, папа Римский покаялся перед гугенотами, так это даже несоизмеримо. Ведь старообрядцев уничтожено в разы больше. И притеснения продолжаются до сих пор, поменялись лишь методы.
> Люди посещающие храмы РПЦ МП после «исторической встречи», должны серьёзно задуматься,
> куда они ходят молиться, кому они молятся и кого они поддерживают своей молитвой,
Молятся Богу, Троице, и поддерживают своей молитвой себя и всех за кого молятся, включая некрещенных, еретиков, католиков и прочих безобразников.
Никакой ответственности за мучения не ощущается. Вот я никого не жег, например, и сжигания не поддерживаю. И так большинство. Так чего ощущать? А то, что церковь в разные моменты своей истории применяла силу, так это и до раскола было, и еретиков до раскола казнили — одинаково осуждаю, но опять же при чем тут лично я? Церковь из грешных людей состоит, они ошибались, ошибаются и будут ошибаться, так можно бесконечно бегать и ощущать личную ответственность за то, что лично не делал.
Поводом уйти из РПЦ будет нарушение церковного учения в том виде в котором я его знаю и приемлю. И встреча с папой этому никак не противоречит. Вот если католические учения пойдут внедряться, то это повод задуматься. А политика иерархов это политика иерархов. Корнилий вон отже с РПЦ встречаеся, на собрания ходит где кого только нет, вон диалог о признании завел… Ну вам поплохело с этого? Ну если никто в книжки вам не лезет, алтарь не закрывает, ходи молись постись как и раньше — чего шуметь?
Ну вот примерно так.
Я не понимаю зачем одному взятому индивидууму слишком уж ассоциировать себя со всей церковью, ее историей и т.п. Да мало ли что было.. Есть актуальные задачи спасения, их и надо решать, свои, лично.
«Александр Гельевич, может ли новообрядец стать единоверцем?
… конечно, потому что это не значит переход в другое согласие. Нет никакого обряда, никакого отречения от ересей…Для этого не надо никаких особых благословений. Ты просто начинаешь — и все».
Видимо уважаемый А. Дугин не понимает элементарных вещей о старообрядчестве и не понимая, еще пытается другим объяснить. Христианином человек становится, после крещения, когда его троекратно, с головой погружают в купель во имя Отца и Сына и Святого Духа. Если над человеком не совершен этот чин крещения, а его обливали, или брызгали на него или еще что придумывали — это не крещение. И человек, который не крестился, как положено — не является христианином (старообрядцем), соответственно этот некрещеный человек не имеет права попасть в Царство Небесное. Как некрещеный человек да еще никонианец «просто начинает молится вместе со старообрядцем»? По А. Дугину оказывается без «никаких особых благословений». Хотя у него все правильно, идет разговор про новообрядца и единоверца, они могут «просто начать — и все».
«…какие, на Ваш взгляд, шаги могут в настоящее время сделать новообрядцы к стороне старообрядцев?
Вы знаете, новообрядцы, Московская Патриархия сделали, мне кажется, максимум того, что могли. Признана равноспасительность, признаны обряды, то есть РПЦ МП стоит с открытыми объятиями по отношению к старообрядцам. В чем тогда вопрос со стороны старообрядцев? А вот в чем. Старообрядцы боятся утратить в этом сближении свою идентичность, которую они копили с раскола, и вряд ли поворачивается язык их укорять в этом, если мы знаем эту историю».
Это же мягко говоря обвинение всем старообрядцам. У меня возникает сомнение, вообще А. Дугин понимает, что такое православие или нет? Cтарообрядцы всей своей историей показали, что они никого и нечто не боятся кроме Бога.
Как можно «признать равноспасительность обрядов РПЦ МП», когда у них большинство людей некрещеные, т.е. не являются христианами. О какой равноспасительности А. Дугин говорит просто диву даешься, как человек далек от понимания истинного православия.
> И человек, который не крестился, как положено — не является христианином (старообрядцем),
> соответственно этот некрещеный человек не имеет права попасть в Царство Небесное.
А как же правый разбойник? Ему же Сам прямо сказал, что туда прям и попадёт.
Вот чем мне новообрядчество ещё нравится, так это отсутствием таких вот категорических суждений, что типа кто не покрестился в три погружения, тот права не имеет и не спасется точно. В новообрядчестве завешивают этот вопрос в статусе "а не известно как будет, но лучше не пробовать и покреститься", но нет вот этого "если вы не так крестились и не того согласия, то расслабьтесь и ждите неминуемой погибели".
Бог создал множество народа, обреченного на погибель? Лишь потому, что в силу ряда причин они ну никак в РПсЦ не покрестятся?… Вы в это верите?
Кому что нравится — это выбор каждого человека, так Бог создал. Человек вправе выбирать лож или правду. Для этого и есть рай и ад, и это категорично, и нет там не полурая или полуада.
Вы сейчас высказали никонианский взгляд на вещи. По никониански получается, что сотни тысяч репрессированных старообрядцев страдали ни за что и ни к чему. А они тут не причем, мол сами себя обрекли на мучения. Это тоже самое как сейчас в Донецке украинские власти говорят, что Донецкие сами по себе стреляют.
Вот сейчас народ в инете активно обсуждает встречу Кирила и папы римского, по вопросу сближения никониан и католиков. Люди просто не знают, что те давно едины, только официально об этом не говорилось.
Протопоп Аввакум Петров еще в XVII в. по этому поводу сказал: «Мните себе исправляти и под титлом исправления, чем далее, тем глубее во дно адово себе низводите. И тому мнимому вашему исправлению конца не будет, дондеже не останется в вас ни едина малейшая часть христианства».
"Никонианский" взгляд на вещи не на пустом месте родился, а сформировался так же на базе понимания святоотеческих текстов. И кстати не все никониане этот взгляд поддерживают. Полурая и полуада нет, скорее мы не можем назвать точно кто куда пойдет и по каким механизмам, поэтому утверждать, что не крещенные пойдут "в ад" нельзя. Не все крещенные пойдут "в рай", а некрещенный разбойник пошел "в рай". Тут есть какая-то тайна, но лучше не экспериментировать и креститься и т.п.
"Никонианский" подход близок мне тем, что оставляет право быть тайне, тому, что челвоек не может знать и однозначно ответить в том вопросе.
Насчет сближения никониан и католиков я бы не торопился с выводами по разным причинам. Кирилл давно общается и с муфтиями, и с раввинами, однако с исламом и иудаизмом сближения нет. Так что говорить о сближении с католиками думаю тоже преждевременно. Но это сейчас обсуждать неохота, сплошные домыслы будут.
Старообрядцы как-то болезненно относятся к контактам с инославными, достаточно посмотреть как Корнилия песочат чуть что. Не знаю почему так, может боятся, не уверены в крепости убеждений своего духовенства, раз не думают, что от встречи с никонианами последние заразятся древлеправославием, а не Корнилий нахватается "экуменизму". Да ну, не интересно.
Никониане попрали святоотеческие тексты и большинство их уничтожили, как уничтожили множество икон Рублева, заменили знаменное пение на партесное пение и многое другое из отеческого благочестия уничтожили. Никонианство нельзя назвать, православием – это совершенно другая религия. Никонианство сформировалось естественно не на пустом месте, а на базе иезуитского-католическо-протестантского богословия. И к святоотеческому не имеет никакого отношения. Странно, что вы этого не знаете.
Я с вами согласен, что не все никониане едины. Никонианство раскололось на множество разногласий (потому, что согласиями по аналогии со старообрядчесвом их не назовешь). Это Обновленцы, Тихоновцы, Катакомбники, Филаретовцы, Сергианцы и мн. др. Самое крупное никонианское разногласие это современная РПЦ МП. Сергианство создано Троцким в начале 1930-х гг. Митрополит Сергий Страгоро́дский, член дореволюционного Синода, который стал клятвоотступником и 9 марта 1917 г. подписал обращение к народу по снятию присяги царю в пользу Временного правительства (кстати это же клятвоотсупничество совершил и Тихон Белавин). В начале Сергий Страгоро́дский по заданию Троцкого перешел в Обновленческую церковь, которая была создана по прямому указанию Ленина и под непосредственным руководством Троцкого. А после смерти в 1925 г. Тихона, Сергий Страгоро́дский не порывая с обновленчеством по заданию партии возглавил Тихоновскую церковь. Будучи обновленцем, с помощью ЧК, он постепенно уничтожил активных тихоновцев. Так в никонианстве появилось Сергианство — современная РПЦ МП. В госархивах все это пока хранится, кто желает глубже изучить вопрос, милости просим, как воевали обновленцы с тихоновцами при помощи докладных в ЧК, материала валом. Самое интересное в документах того периода старообрядцы везде записаны как одно вероисповедание, а никониане несколькими, такие как живоцерковцы, тихоновцы, обновленцы, староцерковцы. Таких людей как сергианцы естественно нормальные люди должны опасаться и сторонница.
История это все классно, но с практической точки зрения, сегодня — это о чем? Меня лично не сильно беспокоит как там текущая ветвь РПЦ образовалась и какой Троцкий там это подписывал. С властью так или иначе взаимодействовали все, и поздравления ей слали в т.ч. и старобрядческие архиепископы. Это не проблема, так надо было. Ну и ладно.
Главное — это сохранность учения и предания, а не кто там на какой исторической стадии корешился или воевал с властью. Церковь все время с властью так или иначе взаимодействовала. Так вот, сохранность предания и учения. Так вот в догматическо-вероучительной части я разницы не нашел. Слушал лекции и читал книги того же Кураева, Осипова, параллельно святоотеческие фрагменты и другие первоисточники — и никаких коренных отличий от старообрядчества не нашел. Ну традиции, обряды, пальцы — это известная тема. Кто-то считает, что смена пальцев это искажение догмата. Я не согласен, но спорить не буду. Ну если пальцы догмат меняют, то ОК, но при чем тут католицизм?
У А.И.Осипова есть неплохой курс лекция для МДА, в частности там немало говорится о католицизме, протестантизме, а главное — о том, что перекочевало в русскую церковь из западного христианства в синодальный период. Да, есть там ряд важных моментов, но это уже известный враг, и ошибки исправлены, раз даже в МДА на лекциях читают это. То есть именно РПЦ читает лекции о том, что есть западное христианство, его отличительные черты и где и как его перетащить умудрились. Странно слышать после таких лекций, что РПЦ содержит католическое учение. Наверное, это упреки были более актуальны для 18-19 веков, но сейчас как-то нет.
Да и дораскольная традиция возвращается: и двумя перстами молиться, и каноническая иконопись, и пение по крюкам и флагам вовсю на канале Союз показывают и в школы записаться предлагают. Недавно вот в Екб целый митрополит аж запретил крестить обливательно, только трижды топить с головой. Так что все неплохо.
Не соглашусь только в одном. Сказано в Св.Писании «в дому отца моего обители многи соуть» от Иwанна зачало 47. И, когда читаем павечерницу, мы молим об усопших «и всели ихъ идеже присещаетъ светъ лица твоего», т.е. не на самом «верху», а хотя бы на том уровне, куда достигает Свет. Также, «самое наинизшее местце в аде, где скрежетзубный нарыцается тартар, его же и сам сатана трепещет» Лексикон словеноросский и имен толкование, 7135г. Чудотворныа Лавры Печерскиа Киевскиа. Т.е. суждение «и нет там не полурая или полуада» далеко не бесспорно.
На мою память, члены Синода уже 4 марта, когда еще не высохли чернила на отказе от принятия престола, поспешили постановить молится не за Помазанника, а за заговорщиков. Хотя по Закону о престолонаследии, в этом случае отречение Николая становится ничтожным, т.е. недействительным, тем более Николай не вправе был отрекаться за сына. Примечательно, что уже при начале революционных шатаний в Петрограде, Католическая Церковь под угрозой отлучения запретила своим чадам участвовать в безпорядках! А верхушка синоидальной РПЦ состояла в заговорщиках. Так, что г-н Дугин – буквально «старообрядец» и Сергий – новообрядец, оглянитесь: кто ваши пастыри? То, что они, как минимум, Бога не боятся – легко понять по длине их стриженных бородок. А Давыд сказал «зачало премудрости страх Господень» Пс.110…
> Так, что г-н Дугин – буквально «старообрядец» и Сергий – новообрядец, оглянитесь: кто ваши пастыри?
Пастырь это кто? Кто непосредственно "пасет", наставляет? И какая связь между нашими сегодняшними, их наставлениями и т.п., и теми которые во времена царя что-то решали? Даже если те в свои времена и ошибались в чем-то, это не значит, что их ошибка лежит на всех продолжателях.
Главное — сохранение преемства, и учения с преданием. Вот это важно. Если учение церкви и преемстсво сохранено, то остальное мало интересно. Я живу сегодня, мне интересно какие пастыри сегодня, и не все даже пастыри, а не посредственно с которыми приходится иметь дело мне. За всю патриархию у меня голова при этом не болит, что там может быть множество "недостойных" и митрополитов, и епископов, и патриарх. У нас в православии все же институциональное священство, так что личное недостоинство священника при соблюдении ряда правил не влияет на ток благодати которую Бог через него может подать. Чтоб я не фантазировал вот тут 3 минуты об этом очень хорошо: https://goo.gl/zg54fS
"Никониане попрали святоотеческие тексты… уничтожили множество икон Рублева, заменили знаменное пение на партесное пение и многое другое из отеческого благочестия уничтожили. Никонианство нельзя назвать, православием – это совершенно другая религия".
С таким умонастроением старообрядчество обречено на капсулирование в национально-культурном гетто и ничем России и нашему народу помочь не сможет. Если вам не с чем выйти к людям, кроме как с таким раздражением, то понятно, почему старообрядцев сейчас не видно и не слышно.
Поэтому именно единоверие станет главным путем единения, старообрядцы слишком враждебно настроены.
Нет никакого "никонианства" (ой, простите, "никониянства")) ), а есть Православие. В котором надо усилить и восстановить древние традиции. И опыт древлеправославного пути мог бы здесь помочь, если бы вы шли с добром и желанием помочь, а не с враждебностью и желанием наказать.
Еще Марк Твен хорошо сказал: "Правду следует подавать так, как подают пальто, а не швырять в лицо, как мокрое полотенце".
По этим вопросам должна быть нормальная историческая дискуссия, чтобы разобраться, что здесь правда, а что нет. Ошибки исправить. А там, где не было ошибок, не насаждать неверное представление, что они были.
В конце-концов, приняли же вы вот эту длинную литургию, которой по праву гордитесь, именно из времен Алексея Михайловича, когда всего за несколько лет до раскола было введено единогласие. Или вы считаете, что такая длинная литургия была и во времена монгольского ига? Так некогда было князьям так долго стоять, в Орду надо мчатся, донос на соседнего князя везти))
Многие люди и так ищут традиций, зачем ломиться в открытую дверь? Ведь реально сейчас господствует каноническая иконопись, но некоторых старообрядцев это не радует, а похоже, раздражает.
А восьмиконечный крест? Он ведь давным давно вернулся в обиход и главенствует, да честно говоря, даже не факт, что особо и уходил даже в 18 веке. У меня с самого детства (с нач. 1980-х) он родной — на всех храмах восьмиконечные кресты, на всех могилах (вот это тоже старообрядческие ревнители забывают) — восьмиконечные кресты, Распятия в храмах — тоже восьмиконечные кресты, и даже если 4-конечный, в него обязательно вписан восьмиконечный. Почему старообрядцы этого не видят, не радуются этому?
Ну давайте тогда чистить при случае лица немцам всякий раз, ну за 1941-1945. Да какая разница, что это было 70 лет назад, и что сейчас немцы не разделяют взглядов тех немцев, немцы при Гитлере и немцы при Меркель это совсем разные немцы… Нет, давайте всякий раз вставлять им про 1945-й год. И не слушать. И через 200, и через 300 лет, и даже через 400, если планету не разнесут к тому времени, все равно будут: "а, немчура, хочешь хорошим показаться? а мы-то помним, как в 1941 году к Москве подбирались… На тебе в торец за это!"
"но многи обители суть на небесехъ, и кiиждо противу делъ своих прiемлет мзду." книга "Златоуст" чтение на среду первой недели Великаго поста.
некорректный пример с немцами — они осудили свое прошлое, и даже платят жертвам… эти же продолжают свое дело, в т.ч. убивая человеков, садясь пьяными за руль.
"различна суть места мукамъ,… есть мука тма кромешная, и особь родство огненое: есть неусыпающий червь, и место другое скрежет зубомъ: и другое место огненое езеро, и ино место нестерпима студень, и ино преисподняя забытая тма. в таковыя муки грешницы разделятся кождо по делом их: якоже бо грехомъ различие, тако и мукамъ." "Златоуст" чтение в пне 6 недели поста.
> все двуперстно крестятся, и люди постепенно оставляют жесткие «никогда», через некоторое время
> смотришь — они уже двуперстно накладывают крестное знамение. То же самое с каждением,
> с благословением священниками. Ко всему постепенно привыкают.
Так во всем быть должно: от новоначальных можно потребовать только соблюдение самых необходимых азов во всем, без которых ну совсем никак. А все остальное должно само нарастать.
Даже бороду* человек должен захотеть отрастить, а не сделать это потому, что сперва его зачморили свои же прихожане, а потом ещё и поп поставил ультиматум — либо расти бороду*, либо вместо причастия будешь епитимьи одну за одной получать.
Это же касается и всех остальных подвигов: регулярного посещения богослужений, строгих постов и даже ношения кафтана и сарафана. Человек должен сам захотеть быть внешне и внутренне быть более и более похож на то общество христиан в котором он состоит.
* — бритьё запрещено на территории старообрядческих согласий =))
1.А как же правый разбойник?
Нет никакой тайны: разбойник уверовал и кровiю крестился. А Сергiй, судя по текстам, вовсе некрещеный.
2. "Никонианский" взгляд на вещи не на пустом месте родился, а сформировался так же на базе понимания святоотеческих текстов.
Я вижу десятки примеров, когда в РПЦ МП полностью игнорируют постановления Вселенских соборов, хотя следование им прописано в Уставе РПЦ. Только один пример из апостольских правил (не удержусь): «50. Если кто, епископ или пресвитер, совершит не три погружения единого тайнодействия, но одно погружение, даемое в смерть Господню: да будет извержен…». Кто там из священства должен остаться? Двое или трое? И как никонианин получит спасение, если священство само не исполняет и не наставляет по Св.Писанию и Преданию, «не всякъ глаголай ми, господи господи, внидет въ царствие небесное, но творяи волю отца моего…» от Матфея зач.22. Вот уж воистину «яко пространна врата и широк путь, вводяи в пагубу, и мнози соуть входяштии имъ», там же.
3. Человек должен сам захотеть быть внешне и внутренне быть более и более похож на то общество христиан в котором он состоит.
Суждение почти верное, но не «похожим» на кого-то надо быть, а жить по Христовым заповедям. Это, конечно, можно достичь вообще-то и вне церкви, где-нибудь на 5 этаже хрущевки, но без Таинств и духовника, простому христолюбцу, в моем понимании, недостижимо.
Ну раз разбойник так вот "кровию" крестился и уверовал, значит и у других такие пути могут быть, "как бы из огня". На эту тему хорошие объяснения есть, они опираются целиком на святоотеческие тексты. Основная идея в том, что участь некрещенных через таинство крещения в части спасения не ясна, и нет поводов однозначно сказать, что путь к спасению им закрыт.
Насчет того, что никониане не исполняют часть правил. Да, не исполняют. И старообрядцы уже не все правила исполняют. Но ведь надо жить не по букве, а по духу писания. Правила (я так понимаю речь о канонах) лишь внешняя помощь, они помогают, но не являются сами по себе в своей форме необходимым условием. Хотя, это не значит, что можно их задвинуть. Самое лучшее понять зачем эти правила были введены, почему, зачем "запрещали мыться с евреем". Тогда можно будет их применить и к нашим временам, возможно создав новые правила взамен отживших старых (которые и так не действуют по факту).
Насчет таинств.. да, нужны таинства, конечно. Кто же говорил, что и без таинств можно?
Уважаемые рабы Бога Вышнего,Семеон,Иоанн спаси вас Христос за вашы слова.Да даст нам Господь всем христианам ходить в Истине.с Уважением к Вам!
________________________________________________________________________________________
Семен
Только один пример из апостольских правил (не удержусь): «50. Если кто, епископ или пресвитер, совершит не три погружения единого тайнодействия, но одно погружение, даемое в смерть Господню: да будет извержен…».
________________________________________________________________________________________
50. Если кто, епископ или пресвитер, совершит не три погружения единого тайнодействия, но одно погружение, даемое в смерть Господню: да будет извержен. Ибо не рек Господь: в смерть Мою крестите, но: шедше научите все народы, крестя их во имя Отца, и Сына и Святого Духа.
Зонара. Три погружения здесь правило называет тремя крещениями в едином тайнодействии, то есть, в едином крещении. Таким образом, крестящий при каждом погружении произносит едино имя Святой Троицы. А погружает крещаемого в святую купель единожды, и это единое погружение совершает в смерть Господню, нечестиво; и совершающий крещение, таким образом, будет подлежать извержению.
Аристен. Кто совершает таинство не тремя погружениями, но одним в смерть Господа (чего Господь не заповедал ), тот лишается священства. Господь заповедал крестить во имя Отца и Сына и Святаго Духа. Посему, если какой епископ, или пресвитер воспротивится Господней заповеди, и будет крестить в одно погружение, на том основании, что крещение возвещает смерть Господню, то будет извержен.
Вальсамон. И это правило той же силы. Ибо определяет совершать таинство Святаго крещения через три погружения, то есть во имя Отца и Сына и Святаго Духа, а крестит однажды, по причине единства Божества и троичности ипостасей, или ради смерти Христа на кресте и тридневнаго Его воскресения. Ибо и Апостол говорит: в смерть Его крестихомся ( Римл. 6, 3 ). А слово: «крещения» здесь, по моему, должно принимать вместо погружений. Итак, правило говорит, что извергается тот, кто крестит одним погружением в смерть Господа, ибо делает так вопреки учению Господа и явно нечестиво.
Поводом к изданию этого правила послужило существование среди разных еретических сект первого периода христианства секты, развившейся впоследствии в аномейскую (евномианскую), в которой крещение совершалось не во имя Св. Троицы, а только в смерть Христову, сообразно чему и крещаемого погружали в воду не три раза, а один [Origen., «Comment. ad Rom». c. 6 [Migne, s. g., t. 14, col. 1067-1069].
________________________________________________________________________________________
Иван
До 1666 г. на Руси все были старообрядцами, еще княгиня Ольга, бабушка князя Владимира была первой старообрядкой и осеняла себя двуперстным крестным знамением. Старообрядцы сохраняют веру, принесенную на Русь Андреем Первозванным и официально принятую Русью при Великом князе Киевском и всея Руси Владимире Рюриковиче.
_________________________________________________________________________________________
«…То безспорно, что въ первое время христіанства существовалъ обычай творить крестное знаменіе однимъ перстомъ. Безспорно и то, что въ древнія же времена, когда одни изъ православныхъ крестились тремя перстами (свидетельства Кирилла Іерусалимскаго и Ефрема Сирина), некоторые, подъ влияніемъ борьбы съ монофізитствомъ, стали знаменовать себя двумя перстами. Несомненно и то, что и въ последующіе века въ Сиріи и Арменіи, где монофизитство действовало съ особою силою, продолжало существовать двуперстіе. Но выше сомненія и то, что тамъ, где монофизитство мало занимало собою умы людей, напр., въ церкви константинопольской, господствовало древнее троеперстіе, за которымъ оставалось то великое преимущество, что оно для всехъ выражало одинъ изъ самыхъ важныхъ, можно сказать важнейшій догматъ христіанства — догматъ троичности и единства Божества. Изъ церкви константинопольской троеперстіе перешло и въ наше отечество, при просвещеніи его христіанствомь, перешло, какъ „внешній, видимый для всехъ знакъ обращенія и принадлежности къ христианству. Прошли века. Трудно сказать, когда и какъ, быть можетъ изъ Сиріи чрезъ посредство Іерусалимских паломниковъ, въ Россію проникъ обычай молиться и двуперстно. Новое заносное мненіе вступило въ борьбу съ старымъ, изначальнымъ обрядомъ. Послышались речи: „аще кто не крестится двумя перстами, якоже и Христосъ, да есть проклять". Раздались и ответные голоса: „аще кто не крестится тремя перстами, да будетъ проклятъ". Какой-то грамотей, желая примирить спорившихъ, выпустилъ въ светь подложное „Феодоритово“ слово, въ которомъ доказывал что крестное знаменіе нужно совершать и тремя и двумя перстами вместе, что нужно молиться троеперстно—двуперстно. Нашлись книжники, которые наклонили „Феодоритово" писаніе въ другую сторону, которые переделали его въ томъ смысле, что креститься нужно двуперстно—троеперстно,— двумя и тремя перстами вместе. Новый подлог получилъ довольно широкое распространеніе въ нашей письменности. Начали появляться статейки, проповедовавшія оригинальное, русское, двоеперстно-троеперстное сложеніе,— такое сложеніе, которое, не говоря уже о Греціи (Сиріи и Арменіи), и у насъ, въ Россіи, было совсемъ неизвестно до появленія такъ называемой Даніловской, искаженной редакціи „феодоритова" слова. Статейки эти изъ московской Руси проникли и въ южнорусскую письменность, а отчасти и въ письменность сербскую. Какъ — то плохо только авторы этихъ статеекъ справлялись на первыхъ порахъ съ некоторыми не несущественными деталями своего ученія. Говоря о двухъ перстахъ, они то требовали иметь ихъ наклоненными, то повелевали держать ихъ простертыми, то вели речь, наконецъ, о наклоненіи одного указательнаго пальца. Такъ, „феодоритово" слово „Даніловской" редакціи, узаконяя двуперстіе, учитъ „два перста имети наклонена, а не простерта". Стоглавый соборъ говорить о томъ, что нужно простереть два перста и только указательный „мало нагнуть" при этомъ. „Сказаніе Максима грека" говорить, исключительно лишь о „протяженіи" двухъ перстовъ. Последнее ученіе вместе съ „Сказаніемь Максима" распространяется въ южнорусской и отчасти сербской литературѣ и изъ Южной Руси снова возвращается въ Русь московскую, гдъ принимается издателями книги о Вѣрѣ и Малаго Катихизиса. И только лишь издатели Псалтири 1641 года выдвигають „определенное выраженіе“ двуперстія, то выраженіе, которое и принимается нашими раскольниками.
Вотъ безпристрастный отвѣть на вопросъ, откуда и какъ взялось то перстосложеніе, которое проповѣдують книжные справщики временъ патріарха Іосифа… (стр 314-316).
Более подробно:
Несколько слов относительно взгляда проф. Н.О. Каптерева на перстосложение древних киевлян, сербов и греков. Опубликовано: Христианское чтение. 1891. № 9-10. С. 283-316.
http://christian-reading.info/data/1891/0910/1891-0910-05.pdf