Господь терпит богоотступничество языков, но и казнь атомной войны неизбежна.
Афанасий Мурачев
«Предатомные предвестии»
Личность и творческое наследие Афанасия Герасимовича Мурачева (1916–2008) уже более четверти века привлекают к себе пристальное внимание археографов, палеографов и историков. И данный факт отнюдь не случаен. Ведь Афанасий Герасимович явил нам, казалось бы, давно ушедший тип средневекового книжника — человека, объединившего в себе писателя-сочинителя, каллиграфа-переписчика и мастера-переплетчика. По мнению современных исследователей, Николая Покровского и Натальи Зольниковой, произведения Мурачева — «вершина литературного творчества школы урало-сибирских часовенных», а «виртуозное владение словом, образом, метафорой придает необыкновенную эмоциональную, иной раз разящую силу всем его сочинениям» [1].
Жизнь этого сибирского старца протекала словно в параллельной вселенной. В ней не было политбюро и «маевок», «сталинок» и «хрущевок»… Здесь, как и столетия назад, были лишь бревенчатые скиты и мудрые иноки, древние книги и тайные тропы, по которым Афанасий Герасимович «спасался» от «сквернословных дикобразов» «асфальтового мира», постоянно мигрируя по бескрайней тайге. Среди рукописей Мурачева особое место занимают различные апокалипсические трактаты. Тема Конца света испокон веков была для традиционной книжности одной из ключевых, и, конечно, не мог обойти ее и наш герой. Но прежде чем погрузиться в увлекательный мир эсхатологических рукописей Афанасия Герасимовича, кратко остановимся на его биографии.
***
Афанасий Мурачев появился на свет в многодетной крестьянской семье в одном из самых красивых, но в то же время суровых уголков Алтая — в верховьях реки Бии.
Семья Мурачевых принадлежала к общине часовенных — старообрядческому согласию, распространенному на Урале, в Сибири и на Дальнем Востоке. Годы его детства и юности выдались непростыми. В ходе боев гражданской войны значительная часть часовенных, считавшая большевиков предтечей антихриста, отступила вместе с Белыми армиями в Китай. Что до оставшихся в России, то с началом коллективизации они уходили с насиженных мест вглубь сибирской тайги, основывая скиты и маленькие семейные поселения — заимки. Среди подобных скитальцев, живших на полулегальном положении, оказалась и семья Мурачевых.
В 1940 году Афанасий, следуя наказу родителей, спасавших сына от призыва в Красную армию, уезжает на один из притоков Енисея и долго странствует по тайге. Голод, и без того частый гость в домах местных крестьян, в те страшные годы, казалось, поселился здесь навсегда. Спасал кедровый орех; а тому, кто не успел его запасти, приходилось есть даже торф и труху. Но для Мурачева, с юных лет наученного выживанию в дикой природе, подобные условия были скорее заурядными, нежели экстремальными. Проведя в скитаниях почти 7 лет, в 1947 Афанасий Герасимович поступает послушником в знаменитый Дубчесский скит, чьим настоятелем в те годы был отец Симеон (в миру Сафон Яковлевич Лаптев).
Здесь имелось все необходимое для относительно нормальной, пусть и многотрудной жизни: подсобное хозяйство, различные мастерские и даже собственный скрипторий, где не только копировались старые, но и создавались новые произведения различных средневековых жанров. Обитатели скитов сами варили чернила, изготовляли перья, переплетали и украшали рукописи, некоторые из которых писали даже на выделанной по особому рецепту бересте.
Скиты на многие километры были окружены небольшими заимками-поселениями, оказывавшими им всевозможную хозяйственно-экономическую поддержку, а также служившими своего рода сторожевыми пунктами на случай появления незваных «гостей» — чекистов, милиционеров, военных. В скиту Афанасий активно занимается самообразованием.
У меня, — писал впоследствии Мурачев, — врожденное было желание, чтоб сколь возможно больше прочитать книг церковнаго содержания. В свободные часы читал днями и вечерами; я всегда уходил последний с читального стола.
Так за чтением и различными послушаниями проходила жизнь нашего героя, пока в 1951 году в скит не постучалась беда: таежный монастырь был обнаружен с воздуха и разорен отрядом МГБ, а скитники арестованы. Когда задержанных переправляли на плотах в Красноярск, на первой же остановке Мурачеву удалось бежать.
Спустя несколько десятилетий Афанасий Герасимович вспоминал: «Берег к соныцу, снегу не было, в лесу метров 6–7 была грядка снегу, а далее косогор весь был голый, покрытый лесом, и он меня взял в свои обятия. Чрез мало минут я был на верху горы с километр, только тогда похватался отряд, что Афанасий исчез: ухали, кричали во весь дух: Афанасий! Афанасий! А до меня только чуть доносилось, как волчей вой. Тогда только я свободно вздохнул и сказал: Слава Богу, отстали от меня все сквернословные дикобразы».
После удачного побега Афанасий Герасимович вновь скитается по сибирской тайге. Через некоторое время он обосновывается в скиту отца Ефрема, что располагался в Кемеровской области. Вместе со своим новым наставником Мурачев совершает поездки по Уралу и Сибири, помогая ему обзаводиться старыми книгами. Со временем Афанасий Герасимович начинает ездить один.
Но однажды, будучи в Абакане, он был задержан милицией как не имеющий документов. Через десять дней Мурачева отпустили, выдав первый в его жизни документ — справку для устройства на жительство. А немногим позже в одном из енисейских поселком ему выдали и общегражданский паспорт. В конце концов, Афанасий Герасимович оседает в том самом районе Обь-Енисейского канала, куда в конце 30-х и перебрались из Западной Сибири скиты отца Симеона.
С начала 1990-х гг. книжно-рукописная деятельность Афанасия Мурачева обретает второе дыхание: во-первых, она становится предметом изучения со стороны исследователей; а, во-вторых, в связи с крахом СССР, сибирский старец, осознавая новую реальность в свете пророчеств Апокалипсиса, счел необходимым внести некоторые коррективы в свою прежнюю эсхатологическую концепцию. Кроме того, Афанасий Герасимович начал сотрудничать в различных литературных журналах, делясь с многочисленными читателями самобытным талантом.
Еще в начале 2000-х, несмотря на преклонный возраст, Мурачев продолжал совершать дальние поездки за старинными книгами, сам переписывал, украшал и переплетал рукописи, готовил кожу для переплета, помнил секреты выделки бересты. Скончался Афанасий Герасимович в 2008 г., будучи 92-лет от роду. Благодарную память о нем хранят не только старообрядцы, но также исследователи и почитатели его уникального творчества.
***
Именно в Дубчесском скиту под чутким руководством отца Симеона молодой Афанасий «стал изучать Апокалипсис и библейское пророчество». В начале 90-х гг. Мурачев писал о своем наставнике так:
Я как будто родился и жил в подполье, а он меня вывел на електрический свет. Как я увидел его глубокое знание и начитанность, полностью отдался ему в научение, …а он охотно занимался со мной, смотря на мое кипячее желание. За четыре года при его коленях я успел схватить самое важное и нужное для меня. Я был рад до глубины души, что он так ясно мне раскрыл пророчество о последних временах.
Афанасию Герасимовичу принадлежит целый ряд эсхатологических сочинений, написанных в традиционном стиле и трактующих сюжеты и образы «Откровения»: «Замечательное путешествие отца Симеона и Афанасия» (1948), «О временах» (1970), «О останке Израилевом» (1982), «Предатомные предвестии» (1983), «Наука и техника природе убийца» (1984), «О Конце света» (1994), выполненная разноцветными чернилами и карандашами «Периодическая таблица Апокалипсиса» (1999) и пояснения к ней (2000). Основной мотив эсхатологических произведений Афанасия Герасимовича — критика современного мира с традиционалистских позиций. Ему не по нраву любое «плотьское мудрование». Новоевропейская наука и технический прогресс, индустриализация и социализм, «разная химия» и «атом» предстают в трудах Мурачева орудиями самого сатаны, призванными подчинить мир слугам антихриста.
Афанасий Герасимович с ностальгией вспоминает прежние времена, «когда кустарники покрывались зеленой листвой и цветами», а разнообразные птицы «своим щебетанием и писканием запевали все рощи сотенными голосами»; когда мужчины отличались крепостью, а женщины — обильным «чадородием»; жены повиновались мужьям, а младшие — старшим. Безусловным злом, по мысли Мурачева, и одним из признаков скорого эсхатона является даже современная система социальной защиты (пенсии, дома престарелых и т. п.). Мир новой, индустриальной цивилизации, сменившей традиционное общество, Мурачев называет «асфальтовым», подчеркивая его чужеродность христианским ценностям:
«асфальтовая» дорога «широка» и ведет в ад; в рай же можно попасть, избрав лишь «узкую». Его идеал — жизнь простого крестьянина-промысловика со всеми ее тяготами и страданиями, что посылаются Богом лишь «во спасение».
Всю земную историю, начиная от Рождества Христова, Мурачев делит на семь «времен» — семь церквей Апокалипсиса. Первое «время» — от Воплощения Бога-Слова до окончания апостольской проповеди; второе — от завершения проповеди апостолов до Константина Великого («гонительное время»); третье — «время благочестивых царей»; четвертое — «время отступлений» (католиков, униатов и «никониан»), оно же — «царство наложницы сатаны», когда «праведная Церковь Христова с господствующего места отлетела в пустыню». Текущее, пятое «время», наступило в 1917 г., «когда началась революцыя» и воцарился «лжепророк-КПСС», а у людей были отняты собственность и «предражайшая воля». На данном этапе апокалипсический зверь (советская власть) будет захватывать все новые, и новые государства. Затем, «во отрешении шестой печати», должна последовать атомная война и повсеместное «изгубление» народов, когда «целые страны и целые области обратятся в красную золу».
В сочинении «Предатомные предвестии» Афанасий Герасимович описывает «признаки», что будут предшествовать мировой катастрофе (последней, атомной, войне). Помимо основных «признаков», автор упоминает и второстепенные: в «последние времена» на небе явятся «ужасительныя знамения», а домашние животные «будут реветь замирающим голосом». По окончании «атомной войны власть и победу возмет соцыализм, востановит коммунизм и передаст права и власть зверю антихристу». В грядущей войне выживут лишь израильтяне — автору трактата «стало извесно из печати, что страна Израиль будет вне атомной зоны». Тогда же начнут свою проповедь пророки Енох и Илия, которые восстановят «праведное священство». Благодаря им часть евреев обратится в христианство («останок Израилев»), другая же часть — примет коммунизм и поклонится антихристу.
Шестое «время» закончится убийством пророков и уничтожением самого антихриста. Седьмое же, последнее «время», будет представлять собой краткий период мирной жизни «малого стада» христиан перед Страшным судом. В 90-е гг. Афанасий Герасимович слегка подкорректировал эти пророчества с учетом происшедших политических перемен, однако неверными их не счел, полагая свое призвание близким к апостольскому.
***
Эсхатологические рукописи Афанасия Мурачева представляют собой очередную попытку актуального прочтения Апокалипсиса; они находятся в русле определенной традиции и перекликаются с другими подобными произведениями традиционной книжности XX в. — «Апокалипсическими чудовищами» Иннокентия (Усова), Толковым Апокалипсисом Иродиона Уральского и т. п. Конечно, сегодня некоторые предсказания таежного старца могут вызвать улыбку: советская власть не водворилась «в Англии, Америке и Италии», миновала нас и атомная война… Но так ли важны эти тонкости? Сочинения Мурачева угадывают сам вектор развития цивилизации, наглядно иллюстрируют темные стороны тоталитарного государства и хрупкость техногенного мира, призывают беречь окружающую среду. В качестве приложения приведем два эсхатологических трактата Афанасия Герасимовича — «Замечательное путешествие отца Симеона и Афанасия» и «Наука и техника природе убийца». Текст разбит на абзацы, орфография упрощена, пунктуационные знаки расставлены в соответствии с нормами современного языка.
Приложение
Замечательное путешествие отца Симеона и Афанасия грешнаго 4 августа 7448 г.
Шли однажды мы со отцем Симеоном из нашей обители к матушке Флене на остров 25-ти верстное растояние безтропочно [2]. Утружденный старец понудительно тщался по прозбе болезнующих душевною страстию и отеческою любови. Многолетний подвижник, престарелые ноги часто роняли постника на землю. И, бывало, что падет, да и скажет: «Да што ето только и падаю?» Да еще и скажет:
Ради Христа и ради святыни век ходить бы по пустыни.
И чадолюбивый отец любил что-нибудь с юными поговорить или поспрашивать от Писания, желая известиться о их знании. Так же и в тот раз своего спутьшественника юнаго надумал спросить, полюбопытстваться его ответами. И говорит:
— Как думаеш, будет или нет война?
Отвечал юный брат:
— Будет.
Глагола отец:
— А чем ты можеш доказать?
Ответ брата:
— Только и войны-то будут при шестой трубе и при 6-й фиале, как видим во Апокалипсисе. А при пятой трубе и фиале менее говорится о войнах-то.
Глагола отец:
— А почему ты знаешь? Может теперь время 6-й трубы и фиалы идет?
Ответ брата:
— Отрешение пятыя печати и пятая трубы знаменуют советскую власть, а есле бы настало время шестой печати трубы и фиалы, то бы кака-нибудь была бы измена в мире.
Глагола отец:
— Дак вот и измена: Америка приказала советским, чтобы надеть солдатам погоны, распустить колхозы, выпустить тюремных, и была вон какая война. Я думаю, что теперь 6-я труба идет.
Рече брат:
— Кака ето измена, ты сам, отче, знаеш? Какие прежде были измены. Отрешение 1-й печати знаменует апостольскую проповедь. Был закон, заповеди и правила богоугодны и святы. По отрешении 2-я печати знаменует власть мучителей-царей. Их закон и заповеди были богомерзки и апостольским противны. Отрешение 3-й печати знаменует благочестие от Константина Великаго до римскаго отпадения. И опять закон и правила были благочестны и мучительским противны. Отрешение 4-я печати знаменует время от римского падения до свержения царской власти в 1917 г. И опять закон и правила стали пагубныя, еретические и противны благочестным. По отрешении 5-й печати: и видех (рече): под олтарем душя избиенных за Слово Божие и за свидетельство еже имяху. И возваша гласом велиим, глаголюще: «Доколе, владыко наш святый и истинный, не судиши и не мстиши крове нашея от живущих на земли?» Ето пророчество сбылось, когда царя свергли и всех князей, епископов, попов, священников стали мучить, казнить, мстить любодейце от Рима начальствующей и излившей крови святых. Господь попустил, и безбожники отомстили ей, и уставили свой закон и правила богоотступныя и всем древним противныя. Вот какая разница в печатех. Как будет другая печать, так и другое время будет. Так же и трубами. 5-я труба знаменует пятичное время, сиреч пятилетки. И с революцыи ето время идет пятилетки, и сейчас. А когда будет отрешение 6-й печати и 6-й трубы, то опять будет другое время, и другой закон, и правила. Сейчас говорят, что Бога нет, а потом закричат, что Бог воцарился, приидите поклонитеся Ему. Я думаю, что вострубит 6-я труба, и будет война, и антихрист воцарится. И при 6-й фиале глаголется Армагеддон, сиречь хитрое выгубление войск. И ето все, я понимаю, что будет впереди. И должно быть большое опустошение народа.
Глагола отец:
— А чо, разве мало за ету войну было убито? Почти 4 года тянулась война.
Рече брат:
— Хотя и большая была война, но она при пятой трубе, а при 6-й и еще должна быть больше: потому что при шестой-то только о войнах и пишет. Ездра пророк глаголет: «Пройдут непоколебимо до Вавилона и разрушат его». А сейчас еще Вавилон не разрушен, сиречь Рим. Глаголет Ездра: «Излиют звезду и всю ярость нань». Поетому еще та война впереди ужасная, о которой глаголет Ездра: «И будет, — рече, — кровь от меча даже до утробы, и гной человеческий даже до седла верблюжья». Должны еще разрушить Англию, Америку, Италию и поставить в них советскую власть. Глаголет во Апокалипсисе Богослова: «Десять рогов и царей суть, аще и не цари, но область яко цари имети будут, и сии едину имут волю, и силу, и область свою зверю отдадут».
И глагола отец:
— Поетому еще война будет?
И просветися ангеловидное лице отцу, и порадовася богозарное его сердце — ему понравились ответы юнаго брата. И еще иного глаголано было много. Сие же, паче важнейшее, списал себе на долгую память.
Наука и техника природе убийца
Говорит апостол: «Мудрование бо плотьское — смерть есть, а мудрование духовное — живот и мир». Зане мудрование плотьское — вражда на Бога: закону Божию не покаряется, ниже бо может. Отчего и родилась наука и техника, а от них истекает разная химия, а от химии гибнет все: лес сохнет, трава блекнет, насекомые и животные гибнут, люди чахнут, скалы и камни дряхлеют, моря и реки мелеют. По Кемеровской области и по другим прежде бывшия судоходныя реки, а теперь дети во время купания перебродят с берегу на берег. Каспийское море ушло (усело) на несколько метров. В скалах камни от воздуха разрыхляются и разсыпаются. В людех неслыханные болезни открываются, которые никакому лечению не поддаются. Или некоторые болезни, как рак и прочие подобные, ранее считались случаем и редкостию, а теперь вчастую и многочисленно.
Томская область была богатейшая комарами и прочим оводом, а теперь хотя и есть, но разве десятая доля от того, как было прежде. А также уток, гусей и журавлей сколько мы видели прежде в детство и сколько видим теперь: где те сотенные и многочисленные пленицы [3] и косяки гусей и журавлей? Которые летали весной на север, а осенью на юг над нашей головой, когда мы в детстве на их крик вздымали глаза и любовались над их стройностью. Почему они изменили свою врожденную натуру и не стали выполнять воздушные перелеты по-прежнему теперь?
Вот здесь мы опишем одно событие: с 1968 на 69-й год вся зима была сильно морозная, по северным районам белки в гайнах [4] застыли, рыба в реках задохла. Было сообщение в газетах, что и в южных областях озера и реки застыли, вся птица хлынула за границу в Индию и в Китай, а там стала нападать на посевы, что грозило чернокожим голодовкой. Они оказали большое усилие для охраны полей отравительныя вещества, и вся птица полягла на ихних полях, а потом ее собирали и кузовными машинами возили куда-то на свал. И тот год обошелся миллиардным упадком птицы. И с тех пор и до сего времени и потом нет надежды на то, что когда-то наполнится та численность, которая полягла на индийских полях. Так, как и теперь сеют семена травленые, поетому если не в массовом, то во множественном количестве гибнет и теперь, отчего сотенные табуны косачей [5] перестали березники осыпать. Вот отчего гуси и журавли забросили воздушную дорогу: то, что их живых нет. Пожилые люди, вспомните свое детство и майские дни, когда кустарники покрывались зеленой листвой и цветами, а сколько было разнородных мелких птиц, которые своим щебетанием и писканием запевали все рощи сотенными голосами. Они также к лету на север, к зиме на юг улетали, главный приют у них также за границей в самых южных странах и тропических рощах. В мартовское время они движутся к северу, перевалив через Гемалайские и Кавказские хребты, делают передышку в среднеазиатских фруктовых опыленых садах. И стоило им только склюнуть червя или мушку, как жизнь их кончалась, и до нас они не дошли.
Десятки пород совсем ушли к отмиранию, которых Ной заботливо сохранил в ковчеге от гибели потопа, те в наше атомное время изгинули от химии. А люди говорят, почему теперь веснами птичьки не стали красиво петь, как пели раньше? Но если теперь еще пять или десять птичек пищит в кустарниках, а также чрез 10 или 15 лет и эти пищать перестанут. Вот здесь мы припомним, что пишется в Златоусте в 25-ю неделю. Говорит Господь:
Погублю убо в водах рыбы и птицы, парящия по воздуху, и скоты, иже в лузех ваших. Древеса же и винограды сел ваших поражу зноем солнечным, реки же, и езера, и источники вся изсушу оком солнечным, и блата ваша мокрая воскурятся, зане Аз милуя и дая вам непрестах, а вы согрешающе и беззаконнующе не почиете.
И вот не только гибнет все от химии, как мы сказали выше, но и Господь не будет давать плодности во всем творении, как в рыбах, так в птицах и зверях: как со уменьшением християн, так будет уменьшаться и все. Нисколь Господь не намерен благотворить отступником и богохульником, они пользуются только случаем: если хозяин курам и цыплятам бросает зерно и крупу, а етой щедростию пользуются воробьи и совсем ненужныя птицы, но, когда не будет кур и цыплят, однако никто зря не сыплет корм. Как говорится в Евангелии: «Яко (Господь) солнце свое сияет на злыя и благия и дождит на праведныя и на неправедныя». И вот пока они будут, благия и праведныя среди мира, дотоле долготерпение Божие будет простираться, а со отмиранием их мир будет подлежать содомской и гоморской участи, и даже стоять он не может.
——————————
[1]. Покровский Н. Н., Зольникова Н. Д. Староверы-часовенные на востоке России в XVIII–XX вв.: Проблемы творчества и общественного сознания. М., 2002. С. 312. В статье использованы следующие сочинения Афанасия Мурачева: «Замечательное путешествие отца Симеона и Афанасия» (рук.: ИИ СО РАН, № 7/91; изд.: Живая старина. 1995. № 1; Духовная литература староверов востока России XVIII–XX веков. Т. 1. Новосибирск, 1999); «О останке Израилевом» (рук.: ИИ СО РАН, 6/90-г.; изд.: Духовная литература староверов востока России XVIII–XX веков. Т. 2. Новосибирск, 2005); «Предатомные предвестии» (рук.: ИИ СО РАН, № 15/88, лл. 1–8об; изд.: Духовная литература староверов востока России XVIII–XX веков. Т. 2. Новосибирск, 2005), «Наука и техника природе убийца» (рук.: ИИ СО РАН, № 15/88, лл. 9–11об; изд.: Духовная литература староверов востока России XVIII–XX веков. Т. 2. Новосибирск, 2005), «Повесть о Дубчесских скитах» (рук.: ИИ СО РАН, № 13/90; изд.: Новый мир. 1991. № 9), «О Конце света» (рук.: ИИ СО РАН, № 1/94-г; изд.: Проза Сибири. 1996. № 1). Автор также благодарит Н. Д. Зольникову за предоставленные материалы.
[2]. Описываемые события относятся к лету 1948 г. или около того.
[3]. Пленицы — цепочки.
[4]. Гайны — беличьи гнезда.
[5]. Косачи — полевые тетерева (лат. Lyrurus tetrix).
Комментариев пока нет