В мае 2020 года беспоповцы города Саратова и всей России отмечают знаменательный день — 95-летие со дня начала работы Саратовского Нижневолжского Областного Собора христиан старообрядцев поморского согласия, приемлющих брак. Собор прошел с 25 мая по 1 июня 1925 года.
***
Обращение о созыве Собора звучало так:
Отцы и братья! Более 250 лет старообрядцы терпели лютые гонения никоновцев в лице духовенства и царской власти. Только после 1905 года стремлениями рабочего класса была добыта некоторая свобода веротерпимости для нас, старообрядцев. Старообрядчество, посредством соборов и съездов, устремилось к восстановлению своих прав, к развитию своих организаций, к широкой просветительской деятельности. Губительная война с 1914 года, а затем последующие события, в корне изменившие весь строй русской жизни, на 10 лет заставили прекратить проявление нашей общественности… Каноны церкви (37 правило св. Апостол и 87 правило Карфагенского собора) повелевают быть соборам дважды в году. Наши хозяйственные условия позволяют созвать собор один раз в году. В прошлом 1924 году с разрешения местной власти осуществился собор в Саратове, теперь также, для развития начатого прошлогодним собором общецерковного дела, вновь испрошено у Советской власти разрешение на созыв собора с 25 мая по 1 июня 1925 года.
Собор созывался во исполнение постановления Собора 1924 года, по желанию многих христиан не только Саратовской земли, но и всей России. Собор было решено открыть в Свято-Троицком храме, который располагался на улице Никольской, д. 73. Советская власть разрешила проведение собора (по разрешению Административного Отдела Саратовского Губернского Исполкома за № 9380).
Наступил день открытия Собора. Многие поморские общины предоставили одного или двух, а кто-то более представителей из служителей или мирян от общины на Собор. Уполномоченный от общины предоставлял удостоверение о выборе его на Собор с подписью настоятеля и совета. Всем участникам Собора представлялось право вносить на Собор как готовые решения по намеченным вопросам, так и ставить на обсуждение новые вопросы. Собор, со своей стороны, представлял уполномоченным от общин право решающего голоса, а остальным — право совещательного голоса.
На обсуждение Собора были выдвинуты многие вопросы:
- о самокрестах и нахождении последних в составе общины города Самары;
- о Саратовском церковном пении;
- о годовом отчете совета собора;
- о протоколе 1924 года;
- о перевыборах духовного совета НВОДС;
- об избрании 5 представителей во Всероссийский Духовный Совет;
- о созыве Третьего Всероссийского Собора;
- о возможности объединения с федосеевцами и другие вопросы.
Во главе Собора стоял председатель Собора Я. А. Пикулин; Члены соборной комиссии: настоятели: И. Л. Крючков; П. А. Магагин; И. М. Вьюгин; Уполномоченные: А. В. Глухов; С. К. Андреев; Д. С. Поляков; Я. А. Пикулин; А. С. Сгибов; И. И. Сарафонов; Г. В. Шаталин; И. Т. Худошин; В. З. Яксанов.
Собор открылся с вопроса о самокрестах. Вопрос звучал так: «По вопросу о принятии самарским настоятелем С. А. Дергуновым самокрестов, происходящих от Матвея Андреева». Христиане решили и постановили, что самарских самокрестов нужно перекрещивать. Ответ на вопрос звучал так: «Он и те лица, кои от него крестились, были осуждены христианскими соборами 1878, 1884 в Саратове, в 1891 г. под председательством наст. Лякина в Нижнем, в 1896, 1898, 1905 гг. в Самаре, а также и Всероссийский Собор 1909 г., осудивший под св. крещение самокрестов второго разряда без нужды крестивших себя с зазрением Церкви Христовой, полностью относиться к вышеозначенным самокрестам («а» пункт, 3 «книга постановления Собора»)».
А настоятеля С. А. Дергунова призвать к покаянию и при исполнении такового оставить его в наставничестве, если нет, то изгнать его с должности. Однако стоит отметить, что не раз поднимался данный вопрос и на заседаниях Совета НВОДС, так, например, подготавливал доклад о самокрестах (Самарских и Сызранских) Павел Васильевич Ершов, настоятель христиан города Саратова.
Вопрос о церковном пении стал ключевым на обсуждении. Саратовский скандал, который длился в течение 50 лет, на Соборе был решен. Решение гласило: «Христианам гор. Саратова, как поющим «на он», так и «на речь», Собор дает отеческий совет установить между собою братские отношения и друг друга не порицать, не гнушаться, по желанию взаимно посещать оба молитвенных храма и не давать повода иноверцам и неверующим клеветать на достояние Христово».
История оставила память о тех, кто подписал третий пункт вопроса «б» о пении. Подлинное (третий пункт резолюции) подписали: председатель Совета Собора И. М. Кокукин, члены Совета: П. В. Ершов, С. П. Дунченкин, В. К. Чуев, Г. М. Богун, С. А. Борисов, С. В. Герасимов, Ф. П. Грачев, П. Захаров, М. Г. Игнатьев, Г. Г. Барышников, М. Гостев, И. Л. Лепаев, В. П. Прянишников, П. С. Ионов, С. К. Андреев, П. А. Магагин, О. М. Вьтюгин, И. М. Шилин, П. В. Солунов, Ф. А. Бочкарев, С. В. Любанский, Председатель Собора В. З. Яксанов. История распрей вокруг Саратовского пения не прекратилась на Соборе. Из писем Ершова П. В. в адрес Дунченкина можем проследить, как и что делалось после соборного постановления о пении в Саратовских храмах. Ершов в письме от 4 января 1928 года пишет:
«… Если мы, наставники, этому подчинимся (т.е. постановлению Первого Всероссийского Собора о пении — ред.) и предоставим приходу и сами принудительно не будем принуждать (к тому или иному пению), то спокойствие может быть». И далее Павел Васильевич продолжает: «На 28-е я был приглашен ко всенощной в Волковский храм. До 3-й славы 2 кафизмы пение было «на он»». Когда пришел Абрам Васильевич, до него два раза спели Аллилуйя, Аллилуйя слава те́бе Боже! А на третий раз он спел тебе́ и тотчас один головщик с клироса ушел. При таких душевных нестроениях и рвении трудно установить мир». Нестроения и ссоры продолжались и после Собора 1925 года в Саратовском обществе.
Остальные пункты повестки дня касались в основном выборов в НВОДС и иных вопросов.
В Нижневолжский Областной Духовный Совет были переизбраны 14 членов:
- Яксанов Василий Захарович — ответственный секретарь НВОДС
- Дунченкин Спиридон Петрович
- Прянишников Василий Петрович
- Бочкарев Федор Архипович
- Худошин Иван Терентьевич
- Борисов Стефан Лаврентьевич
- Кусмарцев Антон Григорьевич
- Чуев Василий Киприянович
- Захаров Иван Васильевич
- Солунов Петр Васильевич
- Пикулин Яков Аникеевич
- Степанов Александр Арефьевич
- Барышников Григорий Григорьевич
- Жуков Егор Устинович
С отчетом о работе Совета выступил с докладом В. З. Яксанов, приняли смету Совета в 2000 рублей. Собор также постановил, чтобы Соборы по областям проходили не менее одного раза в году. Осужденные Собором могут отменить запрещение, кроме другого собора.
Собор также избрал пять представителей во Всероссийский Духовный Совет — центральный орган Поморской Церкви: Чуев В. К., Яксанов В. З., Борисов С. Л., Дунченкин С. П., Захаров М. И., кандидатами избраны: Болобков К. И., Прянишников В. П., Барышников Г. П., Бочкарев Ф. А.
Собор также постановил организовать местные районные собрания христиан для ознакомления с задачами и целями христиан поморского согласия. Было решено выработать и напечатать краткое изложение учения христиан поморского согласия и его историю; поддерживать и организовывать богословские курсы, обмен книг, диспуты и собеседования; содействовать разработке и установлению в христианской семье и общине твердого христианского быта; содействовать ознакомлению руководителей общин со всеми значительными явлениями антирелигиозной и религиозной современной литературы; содействовать образованию в общинах христианских проповеднических кружков и выделить в качестве начетчика Нижне-Волжской области христиан поморского согласия Василия Киприяновича Чуева.
1.»Только после 1905 года стремлениями рабочего класса была добыта некоторая свобода веротерпимости для нас, старообрядцев.» — инъ 1905 эштэ сицэваго «класса» неведеша.
2. несть «… слава тебе…» — «слава тэбе» — ресьнота…
Помнится указанные «Каноны церкви» глаголют о соборах эпискуповъ.
И кто бы раскрыл мне, бестолковому, отличие «самокрещения» от иного совершенного мирским человеком, к тому вне смертельной опасности.