Терентий Акимович Худошин

Терентий Акимович Худошин (1858 — 1927)

Саратовский начетчик [1], лидер поморцев, великолепный миссионер и проповедник, член Саратовской Поморской общины, [2] саратовский мещанин [3].

Родился Терентий Акимович в 1858 году в Саратовской губернии в деревне Самодуровка Хвалынского уезда. [4] Его отец, Аким Семенович, по происхождению малоросс, был приказчиком у саратовского купца Сгибова. После оборудования последним моленной поморского согласия А.С. Худошин стал поморским наставником. [5] Семья у Акима была небольшой: два сына и дочь. Свою миссионерскую деятельность начинает с Саратовского Собора 1878 года, где будучи молодым 20-летним юношей вникал и вдумывался во все насущные вопросы старообрядчества. [6] Его учителем был знаменитый Батов Дионисий Васильевич, который славился апологетической и педагогической деятельностью [7].

В 1881 году Худошина приглашают в Самарскую Поморскую общину в качестве вероучителя. С этого времени начинает складываться у него личная библиотека, в которой было до 20 рукописных книг и множество певчих книг, рассматривающих вопросы отправления богослужения и певческого искусства [8]. Например, среди книг Терентия Худошина была копия с письма о богослужебном пении [9]. Долгое время был помощником вероучителя Д.В. Батова в Саратовской старообрядческой школе [10]. На Самарском Соборе 1887 года Терентий Акимович и Лев Феоктистович Пичугин являются одними из виднейших и влиятельных из всех присутствующих. Худошин был участником и других Самарских Соборов — 1896, 1897 и 1905 годов [11] На Соборе 1897 года Худошин выступил против И.И. Зыкова в вопросе о самокрестах, показав себя строгим  «консерватором», а Иван Иванович более «либеральным» [12].

И.И. Зыков, Л.Ф. Пичугин, Т.А. Худошин. Москва, I Всероссийский Собор старообрядцев-поморцев. 1909 г.

Был головщиком Саратовского Поморского дома [13]. Господь одарил его необыкновенно глубоким умом, исключительной памятью и даром красноречия. Благодаря самообразованию он хорошо владел Священным Писанием, канонами и правилами Церкви, творений святых отцов, истории и практики Христовой Церкви, став одним из виднейших поморских начетчиков. Современники знали его как  приветливого, ласкового, простодушного и доступного для всякого человека. Он прекрасно знал церковное пение, любил петь и, входя в христианский дом, обычно пел: «Утвержение иже на Тя надеющимся…» [14]

Наравне с другими саратовскими поморцами — Пичугиным, Басовым, Дунченкиным и учеником его Черчимцевым [15] умело держал христианское слово в беседах с представителями официальной церкви, знающи показывал нужные места в священных книгах. Уже при жизни его называли «Поморским Златоустом» [16]. Терентия Худошина приглашали на собеседования во все уголки «старообрядческого» мира: Москва, Тула, Вильнюс, Поволжье, Урал, Кубань, Сибирь [17]. Миссионерское обозрение писало: «Он (Худошин — прим. ред.) не ограничивается разъездами по окрестным губерниям для ведения бесед с православными миссионерами, но проникает и в Алтай, глубь Сибири. В прошлом году он был уже в горах». [18].

Неизвестно происхождение фамилии Худошин. Есть некоторые версии: Худога — и чрезмерная худощавость, и болезнь, и ни­щета, т.е. недостаток, а худоба — всё наличное имущество (дом, подво­рье, скот, огороды), т.е. достаток. Худоба и художество — уменье, та­лант и все творчество в целом, но, с другой стороны, в исконно народ­ном представлении — все это худое дело, порок. Оттого-то древняя фа­милия Худошин для одних означает умелец, а для других — плохой.

Отлично проявил себя Худошин в поездке по Сибири с 1893 по 1899 года. Основные вопросы, с которыми ему пришлось столкнуться: события 1893 года, когда созван был собор в д. Гилевой Карбалихинского прихода; 1898, 1899 годов для разбирательства дел «Чувашинской секты» [19]. В это же время благодаря активности Терентия Акимовича и последователей деревни Самодуровки, с которыми часто посещал Сибирские поселения, была основана община «самодуровцев». Епархиальный миссионер писал: «Здесь особенно сильны поморцы законобрачные, называемые самодуровцами, потому что в устроении и организации этого согласия видное участие принимало и принимает общество поморцев сел. Самодуровки, Хвалынского уезда, Саратовской губ., время от времени посылая сюда своих, пользующихся известностью, начетчиков. В прежнее время сюда особенно часто наезжал начетчик Василий Ильин, а за уходом его в единоверие, Терентий Худошин, пользующийся всероссийской известностью». [20].

11 июля 1898 г. в д. Воронихе состоялся собор под руководством саратовского начетчика Т. А. Худошина. Помимо прочего, было принято решение о заведении собственных миссионеров. Подобные решения принимались и в других местах. Этот Собор стал толчком к созданию института миссионерства и начетничества среди старообрядчества [21].

Еще будучи молодым, в возрасте 31 года, он принял участие в беседах с миссионером протоиереем Ксенофонтом Крючковым, которые проходили с 18 по 20 мая 1889 года в городе Новоузенске Самарской губернии в местном православном храме. [22] Это была его одна из первых бесед, впереди еще сотни и сотни побед в беседах с разными миссионерами (например, собеседование Худошина с руководителем федосеевцев с. Балакова Николаевского уезда Самарской губернии Гавриилом Никифоровичем Кормишиным в с. Ключах Саратовского уезда).

В марте 1896 года полных три дня проводил беседы с селе Шилово Камышинского уезда с миссионером Архангельским [23]. 5 бесед в с. Колояре с миссионером Кармановым, в Комаровке со священником Голубевым. [24].

В июне 1896 года Худошин провел 4 беседы в селе Ахмат Новоузенского уезда Самарской губернии с миссионерами Саблиным и Александровым.[25]. В том же году в селе Окаева Нижегородской губернии Терентий Акимович принял участие на съезде поморцев. Миссионерский священник Константин Попов засвидетельствовал об участии саратовских христиан Худошина и Черчимцева на съезде. [26].

В сентябре и октябре 1899 года тот же миссионер Д. Александров в с. Красном Яре провел 11 бесед с поморскими начетчиками Худошиным и Черчимцевым. [27]. А пару месяцев ранее, в июне, провел беседы с Ф.С. Ситниковым в с. Верх-Убинском (первая беседа в этом поселении произошла с миссионером Корнилием Антроповым в 1898 году). [28].

Худошин в 1901 году председательствовал на первом местном (Виленском) съезде духовных наставников. В феврале этого же года беседовал с миссионером Д. Александровым в с. Петропавловка Новоузенского уезда в течение 6 дней [29].  В следующем 1902 году помогал проводить беседу своему ученику, начетчику Черчимцеву с Казанским священником-миссионером о. С. Шлеевым [30]; участвовал на собрании Поморских духовных отцов Донской области; [31] участвовал в беседах в Пермском крае [32].

В 1904 году присутствовал на Соборе в селе Городце.  Распространенность иконы Бога Отца с новой символикой приводила к постоянным среди староверов спорам. Терентий Акимович приехал на Собор с делегацией из Нижегородской и Костромской губерний [33].

25-27 января 1906 года [34]. вместе с Д. В. Батовым участвовали в съезде старообрядцев Северо-западного, Привислинского и Прибалтийского краев и других городов Российской империи, там же под председательством А. М. Пимонова с участием 450 человек. На Съезде обсуждались вопросы, касающиеся гражданских прав наставников, благоустройства храмов, создания в прибалтийских регионах русских школ.

Он был одним из активных участников по подготовке материалов к I Всероссийскому Собору. На нем в 1909 году он выступил с докладами по вопросам о настоятелях и наставниках и о существе брака. Эти доклады были заслушаны Собором и напечатаны в «Деяниях Собора». На Соборе он был избран товарищем (заместителем) председателя, а затем членом Совета Соборов.

По поручению Собора 1909 года совместно с Василием Захаровичем Яксановым организует в сентябре 1910 года Саратовское старообрядческое училище [35]. и с 1912 года церковный журнал «Щит веры». Журнал,  издававшийся в течение ряда лет в Саратове, выходил при его постоянном деятельном участии. Будучи писателем, помогал и в редакции. В отделе «вопрос-ответ» отвечал на насущные и особо важные вопросы христианства. Как начетчик состязался в собеседованиях со старообрядцами-поповцами, выступал на страницах журнала «Щит веры», но не всегда удачно. Одна из его статей была разобрана в журнале «Церковь»  за 1912 год, [36] после чего «Щит веры» №4 за 1912 год признал, что Худошин совершил ошибку, выдавая протестантское толкование на Евангелие за святоотеческое писание. [37] Известно, что в училище велась своя приходо-расходная книга, книга пожертвований с подписью известного Чуева Х.Е. «Щит веры» сообщает о сборах, видимо, не единичных, на нужды училища, которые осуществлял Терентий Акимович Худошин. Например, за год с 1911 по 1912 гг. собрано было со всей России на имя училища около 1000 рублей. [38].

Первый Всероссийский Собор староверов-поморцев. 1909 год

Пишет Терентий Акимович для школьного обучения «Учебное руководство по Закону Божию» для старообрядцев, которое было издано в Саратове в 1912 г. и неоднократно переиздавалось в странах Балтии в 1930-х гг.  Толчком для создания журнала послужил Двинский съезд 1911 года, на котором он присутствовал с Василием Захаровичем.

Проживая в Саратове, Терентий Акимович не был наставником и не исполнял духовных треб. Его неоднократно просили принять на себя этот ответственный пост в Саратовском Свято-Троицком храме, но он решительно отказывался, почитая себя недостойным. [39]. Во время скандала среди старообрядцев-поморцев в отношении церковного пения Терентий Акимович встал на строну «истинноречного», однако не осуждал и «хомовое», всегда выступал за мир и дружбу среди христиан, при диспуте на счет этого вопроса отвечал постановлениями Саратовских, Самарских соборов и Московского, где окончательно было установлено на счет пения не ругаться, а признавать и то, и то правильным. [40].

Терентий Акимович не раз принимал участие в различных торжествах по случаю освящения новых храмов (храма в г. Зуеве 22 декабря 1913 г.; [41] храма в с. Наумовское Николаевского уезда Самарской губернии 9 октября 1912 г., храма во имя святителя Николы, архиепископа Мир Ликийских чудотворца, в городе Сызрани 6 декабря 1913 г. [42] и др.).

Свои обширные познания в христианском богословии Терентий Акимович старался передать своим ученикам: Василию Киприяновичу Чуеву, Евдокиму Яковлевичу Кускову, его сыну Ивану Терентьевичу — товарищу председателя, а затем наставнику в Саратовской общине, уже после смерти отца. [43].

На Втором Всероссийском Соборе 1912 года, состоявшемся после кончины Л. Ф. Пичугина, Терентий Акимович был единогласно избран председателем Собора. На соборе обсуждалось значение поморских соборов, законность браков, заключаемых вне поморского согласия, были уточнены статус и положение наставников. Большое внимание было уделено увековечению памяти деятелей поморского согласия и памятных мест, особенно Выголексинского общежительства.

Во время Первой мировой войны неутомимый Терентий Акимович направил свои усилия на организацию в Саратове старообрядческого лазарета. «На совести каждого из нас, — сказал он в своем обращении к общему собранию Саратовской Свято-Троицкой общины, — принять наших братий, оказать им приют, заботу и ласку, дабы они забыли свои телесныя страдания и душевную тревогу о родной семье». [44]

В деревне Самодуровка Хвалынского уезда в 1916 году проходило собрание, по которому обсуждался вопрос настоятельства в одной из общин, а также касательно Терентия Акимовича, который, как известно, был общинником, а в деревне была сильная партия противообщинников. Летопись гласит: «13 сентября в с. Самодуровке состоялось общее собрание всех христиан, на котором предполагалось избрать духовного отца вместо отца Матфея. Престарелый о. Матфей Чуев предложил приемником себе С. П. Дунченкина… В это время на собрание пришли Андрей Петрович Дунченкин (С. П. однофамилец) и Ефим Семенович Петрянин и возмутили все собрание, говоря, что С. П. допускает слабости, молится с Т. А. Худошиным… христиане с. Самодуровки решили довести дело до конца и постановили собрать на 9-ое октября собрание окрестных отцев, пригласив и Т. А. Худошина, чтобы разобрать, правильно ли поступают раздорствующие, и заслуживает ли Т. А. Худошин и прочие, приемлющие общину и согласные с постановлениями обоих соборов, того, чтобы с ними не молиться» [45]. 

Т.А. Худошин в Москве. 1923 год

В 1923 году по инициативе Т. А. Худошина в Москве были созваны члены Совета Соборов и Духовного Суда, был организован Высший Духовный Совет Старообрядческой Поморской Церкви.

В 1924 году он участвовал в работе  Курганского (Южноуральского областного) собора, проходившего 24-27 ноября 1924 года, в котором участвовали 420 делегатов [46].

Участвовал в Саратовских съездах и соборах 1923-го, 1924-го и 1925-го гг. Был избран Председателем Саратовского съезда 1923 г., Председателем Нижневолжского областного Духовного Совета. [47]

Т. А. Худошин жил со своей семьей в селе Ахмат (район Саратова). На соборе 1925 г. в Саратове он присутствовал уже как представитель общины с. Ахмат. Скончался он в 1927 году в возрасте 69 лет в г. Саратове. На его похороны съехались представители старообрядческих общин из разных мест. Погребение совершал прибывший из Москвы настоятель Димитрий Исаевич Занев [48]. В саратовских газетах были напечатаны траурные сообщения о кончине председателя Второго Всероссийского Собора Старообрядцев поморцев и председателя Нижневолжского областного Духовного Совета. Тело Терентия Акимовича Худошина погребено на старообрядческом кладбище в Саратове.

У Терентия Акимовича Худошина был сын Иван Терентьевич  — товарищ председателя, а затем наставник в Саратовской общине брачного согласия, и дочь Евдокия Терентьевна, которая  была замужем за Василием Захаровичем Яксановым.

Степанов Дмитрий Владимирович, учитель МБОУ СОШ № 17 г. Кузнецка

 


[1] В старообрядчестве — богослов, знаток старопечатной (дониконовской) религиозной (особенно богословской) литературы.

[2] Беседы старообрядцев Белокриницкой иерархии со старообрядцами поморцами в Москве, в 1913 году. Беседа 6. «О старообрядческой т. н. Белокриницкой иерархии. (17-го ноября). Интернет ресурс //http://txt.drevle.com/

[3] «Священник Константин Попов «Раскольнический беспоповщинский (поморского согласия) съезд, происходивший на окраине Нижегородской губернии». Миссионерское обозрение №1 за январь 1899 г., с. 81-88.

[4] Ф.Ф. Болонев: «Старообрядцы Алтая и Забайкалья» опыт сравнительной характеристики, Барнаул, 2001 г., с. 33.

[5] Современный раскол (повременные выпуски) Том 1-й Издание «Миссионерского обозрения» под редакцией В.М. Скворцова 1903г., стр-170-172.

[6] Деяния Первого Всероссийского Собора поморцев брачного согласия в Москве, 1909 году. С. 62.

[7] Яксанов В. З. Два светильника (памяти Д. В. Батова и А. А. Надеждина) // Щит веры. Саратов, 1912. № 1. С. 33-45.

[8] Полозова И.В. Старообрядческие церковно-певческие центры Саратовской губернии (XVIII–начала XX вв.) и их рукописное певческое наследие. Интернет ресурс//http://borovskold.ru/

[9] ГАСО. Ф.12. Оп.1. Д.6341. Л.20. 

[10] Старообрядческие гектографированные издания… С. 103.

[11] Александров Д. Всероссийский съезд поморцев брачного толка в г. Самаре // Самарские Епархиальные ведомости, 1905.

[12] Д. Александров: «Всероссийский съезд поморцев брачного толка, происходивший в г. Самаре» «Братское слово», № 1 за январь 1898 г., с. 139-143

[13] Старообрядческие гектографированные издания Библиотеки Российской академии наук / авт.-сост. Н.Ю. Бубнов. – СПб : БАН, 2012. – 460 с. : ил. С. 103.

[14] Древлеправославный Поморский журнал, 2008 г., С.

[15] Бирюкова М.: «Старообрядческий начетчик А. П. Черчимцев». Интернет-ресурс:  http://www.proza.ru/

[16]  Интернет источник: http://xsauth.wordpress.com/2014/06/09/

[17] «Современное расколосектанство в Томской епархии», Томские епархиальные ведомости № 16 от 15 августа 1901 г. (миссионерский отдел) с.13-16

[18] Миссионерское обозрение» за январь 1900 г., Э.О. «Раскол старообрядства в 1899 г.», с. 137 — 145

[19] «Из сообщений о расколе и миссионерской деятельности благочиннического миссионера № 28-го священника Павла Чемоданова и сотрудника Савелия Мальцева», «Томские епархиальные ведомости» № 20 от 15 октября 1899 г. (миссионерский отдел),

с. 7-13.

[20] «Современный раскол в Томской епархии» «Томские епархиальные ведомости» № 18 от 15 сентября 1900 г. (миссионерский отдел), с. 5 – 7.

[21] Иванов К.Ю. Духовная и светская культура как фактор социального развития региона. Тез. докл. и сообщений межрегион. науч.-практ. конф. – Кемерово: Кемеровский облИУУ, 1996. – С. 145-148.

[22] «Собеседование протоиерея К. Крючкова с поморцами, в Новоузенске 18-20 мая 1889 г.»  Самарские Епархиальные Ведомости № 13, 1889 г.

[23] Лебедев А.: «Из жизнедеятельности Братства св. Креста», Саратовские епархиальные ведомости» № 1 от 1 января 1896 г. (отдел неофиц.), С.  1 – 20.

[24] Лебедев А. :«Из жизнедеятельности…С 1-20.

[25] Бирюкова М.: «Церковь-школа в с. Ахмат Новоузенского уезда». Интернет ресурс: //http://www.proza.ru/2012/04/14/362

[26] Миссионерское обозрение… С. 81-88.

[27] Бирюкова М.: «Старообрядческий начетчик Артемий Петр. Черчимцев». Интернет ресурс: http://www.proza.ru/2014/01/13/333

[28]  Куропаткин Ис. «Саратовский Поморский наставник Худошин в горах Алтая» «Томские епархиальные ведомости» № 15 от 1 августа 1899 г. (миссионерский отдел), с. 7 – 13.

[29] Александров Д. «Из отчетных сведений Епар. Миссионера священника Димитрия Александрова, за 1900 год» «Самарские епархиальные ведомости» № 10 от 15 мая 1901 г. (неофициальная часть), с. 554 – 561.

[30] «Миссионерское обозрение» № 20 за декабрь 1903 г., с.  1413 – 1430.

[31] Овсянников «Собрание раскольнических безпоповщинских (поморского согласия) духовных отцов Донской области» — № 9 за сентябрь 1902 г. с. 261-275

[32] «Беседа с Т.А. Худошиным в Пермском крае», Миссионерское обозрение № 7 за апрель 1904 г. с. 866-876.

[33] Тарасов О. Ю.: Икона и благочестие. Очерки иконного дела в императорской России— М.: Прогресс, Традиция, 1995. — 496 с. С. 146.

[34] Старообрядческий журнал «Меч духовный», №20, 2006 г., С. 4.

[35] «Первая народная старообрядческая школа в г. Саратове» // «Церковь», 1910 г., № 41. Москва, 1910.

[36] Старообрядческий журнала «Церковь» №17 (1) за 1912 год.

[37] Старообрядческий журнал «Щит веры» №4 за 1912 год

[38] Старообрядческий журнал «Щит веры» №5 за 1912 год, с. 556-557.

[39] Саратовская Свято-Троицкая Община // «Щит веры», 1914 г., № 1. Саратов, 1914.

[40] Кабинет фольклора. Статьи, исследования и материалы: сборник научных трудов, Саратовский университет, 2009 Выпуск №3, С. 34

[41] Безгодов А.А. Поморские моленные «Патриаршины» (Кудыкинская волость Владимирской губернии) // Старообрядчество: история, культура, современность. — М., 2005. — С. 62 — 71.Интернет ресурс//http://www.anti-raskol.ru/

[42] Саратовская Свято-Троицкая Община // «Щит веры», 1914 г., № 1. Саратов, 1914

[43] Материалы из личного архива  председателя Самарской Поморской Общины П.В. Половинкина.

[44] Саратовский старообрядческий лазарет // «Щит веры», 1914 г., № 8. Саратов, 1914.

[45] С. Самодуровка Саратовской губ. «Щит веры», 1916 г., № 9. Саратов, 1916.

[46] Агеева Е. А.: «Беспоповцы». Интернет ресурс// http://www.pravenc.ru/

[47] Книга Протоколов заседаний Н. В. О. Д. С. 1927–1929 г. Архив НВОДС. Частное собрание Колюка В. О., г. Саратов.

[48] Чуев В. К. «Терентий Акимович Худошин». Старообрядческий Церковный Календарь на 1957 год. Рига, 1957.

+

Авторизация

* *
*

Регистрация

*
*
*
*

Проверочный код Time limit exceeded. Please complete the captcha once again.


Восстановление пароля