Зарубежные публицисты часто негативно отзываются о роли и месте женщин в дореволюционной России. Однако подобные публикации, как правило, тенденциозны. Наш сайт публиковал статьи, посвященные роли женщины в церкви: «Роль женщины в старообрядчестве» и «Как женщины собирали Вселенские соборы». Сегодня мы обсудим отношение к женскому образованию в Российской империи на примере Тверской женской учительской школы.
Кто основал Тверскую женскую учительскую школу?
Основатель школы — известный российский земский и общественный деятель Максимович Павел Павлович (1816 —1892) — родился 26 ноября 1816 года в семье военного офицера в Константиногорской крепости Кавказской губернии (ныне это территория Пятигорска).
В детстве несколько лет он провел в семье своего родственника, в 1846-1855 гг. ректора Казанского университета И. М. Симонова. Максимович окончил морские офицерские классы, был оставлен в корпусе на преподавательской работе. В Петербурге он женился на Анне Андреевне Хлебниковой, с женой переехал в ее имение Шепели на окраине Ярославской области (ныне Кашинское городское поселение). По совету родственника жены, Текутьева, Максимович в 1854 году купил село Спасское Кашинского уезда. На запад от села, недалеко от храма, он построил усадьбу и начал активно заниматься хозяйством, близко познакомился со всеми проблемами непростой крестьянской жизни. Главное, что вынес из общения с крестьянами П. Максимович, — мысль о необходимости распространения грамотности и в целом образования среди самых широких народных масс.
В 1958 году представители Кашинского дворянства избрали Павла Павловича депутатом в Губернский комитет по устройству и улучшению быта помещичьих крестьян. Так он вошел в состав так называемой тверской оппозиции и сразу примкнул к партии А. М. Унковского и А. А. Головачева. Этот круг депутатов выдвигал требование об освобождении крестьян с землей.
После открытия, в 1864 году, земских учреждений П. П. Максимович стал их активным деятелем. С 1865 года он участвовал в заседаниях Кашинского уездного земского собрания, а в 1866–1877 годах являлся членом Тверской губернской земской управы.
В 1869 году Максимович представил проект школы для подготовки народных учительниц. Он открыл в Твери школу 1 декабря 1870 года на свои деньги по закону о частных учебных заведениях. Через год земство ревизовало школу, признало ее работу удовлетворительной и начало оказывать ей материальное содействие, но только в 1882 году.
Максимович полностью передал свою школу в ведение земства. 10 июня 1872 года императорским указом она стала официально именоваться «Школой Павла Павловича Максимовича».
Почему была основана Тверская женская учительская школа?
3 марта (19 февраля по старому стилю) 1861 года, в шестую годовщину своего восшествия на престол, император Александра II подписал «Манифест об отмене крепостного права». Вместе с этим документом монарх утвердил несколько законодательных актов, составивших «Положение о крестьянах выходящих из крепостной зависимости». Оно состояло из 17 самостоятельных документов, касавшихся вопросов освобождения крестьян, условий выкупа ими помещичьей земли и размеров выкупаемых наделов по отдельным районам России.
Поскольку крестьяне получали свободу передвижения по стране, то они могли овладевать и другими профессиями, помимо собственно сельскохозяйственных. Однако для этого была необходима грамотность и вообще образование.
Интересно, что в старообрядческой среде неграмотных людей практически не было. Сказывалось наличие большого числа домашних и скитских школ, в которых дети староверов познавали азбуку, учились читать, считать и так далее. Однако миллионы крестьян, принадлежащие синодальной Церкви, оставались абсолютно безграмотными.
Такие земские деятели, как П. Максимович, понимали, что дальнейшее развитие страны невозможно без обустройства новой, народной системы образования. Уже в 1869 году Максимович поставил перед земством вопрос о необходимости издания дешевых книг для народного чтения, а главное — представил проект школы для подготовки народных учительниц.
Как работала женская школа?
Тверская женская учительская школа была открыта 1 декабря 1870 года, как частное учебное заведение, и первое время содержалась на средства П. Максимовича, а затем — на средства губернского земства. Всесословная по контингенту обучающихся, школа была востребована прежде всего крестьянскими девушками. В 1882 году она полностью стала земской. За годы своего существования это образовательное учреждение приобрело высокий авторитет по всей России. В 1893 года школа была награждена золотой медалью на Всероссийской гигиенической выставке.
Школа давала бесплатное образование крестьянским девушкам, которые нигде в другом месте и в таком объеме получить его не могли. Главными характерными чертами образовательного процесса были насыщенность учебного плана, хорошая материальная база, личностный подход, новаторские педагогические технологии, практикоориентированность.
При школе работало начальное училище в качестве базы практики. Преподаватели и воспитанницы школы вели мониторинг погоды для Пулковской обсерватории, организовывали открытые лекции и выставки для жителей Твери. Школа являлась крупным методическим центром педагогического образования. Выпускницы учительской школы трудились в системе образования Тверской губернии и других регионов России.
В июне 1917 года, согласно распоряжению министра народного просвещения Временного правительства Российской Республики, был образован Тверской учительский институт.
В сентябре 1919 года произошло объединение трех учебных заведений Твери: Школы Максимовича, Постоянных педагогических курсов Тверского земства и Тверского педагогического института.
5 июля 1921 года Тверской институт народного образования вновь стал Тверским педагогическим институтом, но уже с более высоким статусом. 1971 год стал знаменательной вехой в истории вуза: на базе педагогического института им. М. И. Калинина был создан Калининский государственный университет, ныне Тверской государственный университет. Таковы плоды начинания видного общественного деятеля, организатора педагогического образования П. П. Максимовича.
Источник архивных фотографий: https://humus.livejournal.com/
Автор: Д. Кошкин
Комментариев пока нет