В последние месяцы старообрядческое информационное пространство потрясло несколько событий, связанных с внешней церковной политикой Русской Православной старообрядческой Церкви. Наибольший резонанс вызвал эпизод, произошедший 22 июля 2021 г. в г. Казани, когда митрополит Московский и всея Руси Корнилий (Титов) и епископ Казанско-Вятский Евфимий (Дубинов) посетили торжественное открытие и освящение нового храма РПЦ. Это случилось в праздник явления иконы Пресвятыя Богородицы во граде Казани, когда патриарх Московский и всея Руси Кирилл (Гундяев) совершил великое освящение воссозданного собора Казанской иконы Божией Матери одноименного мужского монастыря, на месте обретения чудотворного образа Пресвятой Богородицы, а также возглавил литургию в новоосвященном храме.
На старообрядческих форумах, телеграмм-каналах и даже в священнических чатах началось активное обсуждение этого неоднозначного события. Телеграмм-каналы вопрошали:
«Для экуменических, безполезных встреч наши владыки всегда найдут время, а для духовных дел своих чахнущих епархий времени нет! Поиском кандидатов в священники они не занимаются, также большая нехватка уставщиков, приходы без настоятелей начинают вымирать, а храмы ветшать! Братья и сестры сами задайте себе эти вопросы: Почему официальные СМИ нашей Церкви молчат об этих экуменических встречах? Почему мы узнаем о них из никонианских или светских СМИ?»
Как выйти из такой ситуации сегодня размышляет глава «Всемирного Союза староверов» Леонид Михайлович Севастьянов.
«Митрополит и вообще духовный лидер любого старообрядческого согласия, старообрядческой Церкви представляет не самого себя, а всех верующих, всех чад своей конфессии. Он не может просто так, интересно ему лично это или нет, ходить по инославным храмам. Он представляет всех своих верующих, а они могут быть не согласны с подобными посещениями и встречами.
Если, например, я посещаю папу Римского, то представляю только себя и больше никого. Также, когда я выступаю в СМИ, я высказываюсь от своего имени, поэтому не должен искать ничьего одобрения в своих высказываниях. Когда высказывается предстоятель Церкви, то он не может это делать от себя лично, а только от лица Церкви, поэтому все его высказывания должны четко соотноситься с учением РПСЦ или быть одобрены Собором. Если же этого не происходит, если предстоятель Церкви или епископ начинает говорить «отсебятину», то чада Церкви вполне имеют право на критику подобных высказываний и требования рассмотреть их на заседаниях Собора.
Это связано с тем, что предстоятель Церкви, епископы, и вообще священнослужители имеют особый статус. Они, например, причащаются без исповеди. Невозможно служить литургию, а через час идти и обниматься с инославными. Поэтому в силу этого статуса они должны отстраняться от подобных, вызывающих смущение контактов с инославными.
Следовательно контактировать с инославными, иноверными, атеистами должны авторитетные миряне. В прошлом эта роль принадлежала купцам, старообрядческим начетчикам, председателям и попечителям общин. Сейчас роль председателя общины задвинута на задний план. В прошлые времена председатели общин играли огромную роль в делах старообрядчества.
Помню, например, таких председателей общин, как Николай Иванович Коротков (ростовская община) или Ромил Иванович Хрусталев (московская община), которые решали множество важнейших вопросов, включая взаимодействие со светскими властями. До революции председатель общины и сама община имели возможность как выбрать подходящего священника, так и удалить его с прихода, в случае ненадлежащего исполнения своих обязанностей. Это была именно старообрядческая традиция соборности.
Старообрядческие согласия, в частности РПСЦ, должны выбрать своих светских лидеров для взаимодействия с властями и инославными. Возможно, это может быть и не один человек, а орган — Отдел по Внешним Церковным Связям. В Московской Митрополии есть пресс-служба во главе с Романом Аториным. Он вполне мог бы подойти на эту роль. И название для подобной должности можно найти. В старообрядчестве люди, занимавшиеся внешними связями, назывались дьяками, такое же название имела эта должность и в Древней Руси. Если необходимо, этот человек должен верифицироваться Освященным собором. Все встречи или планы такого ОВЦС должны пройти одобрение Собора. ОВЦС должен отчитываться на Соборе, быть ему подотчетен.
В таком случае никаких вопросов не будет. Роман Аторин может встречаться с какими угодно инославными и атеистами. Делать все, что не позволено или соблазнительно для духовенства, главной целью которого является литургическое служение. Митрополит — это монах, это литургический лидер, можно сказать первосвященник и поэтому не может совершать ряд действий, которые могли бы дискредитировать богослужебное, евхаристическое лидерство.
В Византии по богослужебным делам лидером был патриарх, а по светским делам — император. Также было и на Руси, до Алексея Михайловича Романова, который уже стал вмешиваться и в богослужебные дела, дела литургические.
Само название «священник» подразумевает его роль, которая «священная», «удаленная от не священного, мирского». Поэтому священник и причащается без исповеди и имеет право в любой момент войти в алтарь. Но зато он теряет право свободных контактов с инославными. Иначе получается пародия: священник воздерживается от концертов, дискотек, зато запросто идет к мусульманам на Курбан-байрам.
Даже в РПЦ патриарх докладывает Синоду о каждой встрече. Не может быть встреч такого ранга по личной инициативе.
Это касается и приснопамятного посещения митрополитом РПСЦ никонианского храма в Казани. Раз он посетил этот храм, то должен отчитаться перед Собором: для каких целей это было сделано? Каких результатов это позволило добиться? А Собор может либо одобрить этот визит, либо отвергнуть подобную практику. Если Собор одобряет это, то уже никто не может обвинить предстоятеля в экуменизме и прочем. Это вопрос церковной дисциплины, чтобы не было каких-либо нареканий со стороны чад Церкви.
Но, как я уже повторюсь, в идеале должен быть ОВЦС, возглавляемый мирянином-дьяком, с утвержденной на Соборе стратегией и планом работы. Это позволит не только разгрузить духовенство, но и главное, вывести из-под любой критики за неподобающее поведение, связанное со встречами с иноверцами.
Эту же практику стоит распространить и на финансовые дела Церкви. Должен быть создан финансовый отдел РПСЦ во главе с дьяком, персоналия которого должна быть утверждена Освященным Собором и подотчетна ему. Это также поможет оперативно решать любые экономические вопросы и, что не менее важно, устранит порочащие духовенство связи в области финансовых махинаций.
И последнее. Руководству РПСЦ надо осознавать, что митрополит или епископ представляет не самого себя, а всех верующих, находящихся в его духовном окормлении. Поэтому, если верующие не согласны с политикой иерархов или их поступками, то имеют полное право высказывать критические мнения в публичной форме. Особенно, если действия предстоятеля или епископа никак не благословлены Собором. Окончательное решение по таким спорам должны выносить Освященные соборы.
Все верно, единственное, что хочется добавить: для осуществления внешней политки люди учатся например а МГИМО 5 лет , здесь мы видим полную безграмотность.
С постановкой вопроса согласен и поддерживаю. А вот в МГИМО не научат старообрядческим взглядам и духу. Добавление неудачное.
У каждого свое мнение,однако : в МГИМО ли, в МГТУ им. Баумана конструкция подготовки одна и таже: от простого к сложному . Студент, (6 лет напряженного умственного труда),инженер,производство, мастер в цеху, ст. мастер, зам.нач.цеха,начиная.цеха, нач.производства, зам .генерального.потом например Москва нач.главка зам.министра , министр- государственный муж с большой буквы. Тоже самое и на дипломатической работе от студента до представителя интересов нашего народа в ООН. Дух ответственности и знаний сопровождает таких людей всю их жизнь (к слову о Духе) ,а можно и по другому : не изменятся , будучи Маршалом воевать, как унтер-офицер,будучи Епископом остаться дьяком по стилю мышления . Так вот первые учились всегда, а что делали другие ? Одни ‘от себятину ‘точно себе не позволят,другие же …..