В Москве есть здание с двойным адресом — ул. Таганская, д. 15а и Большой Факельный переулок, дом 18, строение 2. Ныне в нем находится Московский детский «Сказочный театр», созданный в 1989 году актерами Московского театра кукол Михаилом и Ириной Милениными. Несведущие жители столицы полагают, что сооружение возведено специально для театра — вычурный розовый цвет здания, причудливые картины на окнах, маленькие башенки навевают настроение сказочной бутафории. На самом же деле все не так просто.
История Каринкинской общины
До революции в местности, расположенной слева от Семеновской (ныне Таганской) улицы, находились Большой и Малый Вокзальные переулки и Вокзальный сквер. В XVIII в. здесь располагался «воксал» — старинный увеселительный сад, в котором проходили гуляния с танцами, маскарадами, фейерверками. После 1917 г. переулки были переименованы, как полагают, в связи с революционной символикой («факелы революции»).
Здание Покровского храма в сильно перестроенном виде сохранилось до настоящего времени и находится на территории Детского парка им. Н. Н. Примякова (бывший Вокзальный сквер), недалеко от Таганской улицы.
Молитвенный дом Каринкинской общины был первоначально построен Т. Ф. Борисовым в XIX в. Во времена гонений на старообрядчество судебным постановлением было предписано подвергнуть Борисова тюремному заключению, а моленную сломать. Но приход продолжал существовать.
В январе 1907 г., вскоре после дарования свобод, прихожане Каринкинского храма написали заявление с просьбой о разрешении организовать общину. Такое разрешение было получено. Первым председателем Совета общины стал живший рядом, в Дурном переулке, Н. М. Мусорин.
Весной 1909 г. на собрании общины было решено придать молитвенному дому церковный вид и соорудить колокольню и ограду со Святыми воротами. 7 мая 1909 г., в день праздника Вознесения Господня, по этому случаю настоятелем отцом Алексеем Новиковым был отслужен молебен, и работы начались. Все новые постройки велись по проекту и под наблюдением архитектора Петра Викентиевича Харко (1871-?), имевшего к тому времени опыт сооружения зданий в стиле модерн в Москве и Московской губернии.
28 июня 1909 г. состоялось торжество поднятия креста на вновь поставленный купол храма. Вот, как описан этот праздник в журнале «Церковь»: «После окропления сейчас же св. Крест был привешен к канату на блоках и по указанию распорядителя плавно стал подниматься. Хор певцов стройно запел: «Крест Возносится и бесове прогоняются» и «О! Преславное Чудо, живоносный сад, Крест пресвятый на высоту воздивгаем является днесь. К концу стихеры св. Крест как раз приблизился к своему назначению. Как только св. Крест стали ставить на назначенное место певцы запели стихиру и Крест воздвигаем на нем Вознесенному».
20 июля того же года крест подняли и на сооруженные Святые ворота. Через неделю, в присутствии старообрядческого архиепископа Иоанна, была произведена торжественная закладка шатровой, отдельно стоящей колокольни. В основание колокольни положили плиту с надписью. Владыка произнес поучительную речь, в которой вспомнил о горькой чаше страданий, испитой прихожанами Каринкинской общины в эпоху притеснений. К осени 1909 г. колокольня была построена, а 22 ноября на нее были подняты девять колоколов, отлитые на ярославском заводе «Товарищества Оловянишникова». Самый большой колокол весил 250 пудов, общий их вес — 400 пудов. Средства на изготовление колоколов пожертвовала благотворительница Ф. Е. Морозова.
По этому случаю Ф. Е. Морозовой был отправлен благодарственный адрес:
«Глубокоуважаемая Феодосия Ермиловна! Сейчас вознесли горячие молитвы о вашем долголетнем здравии, после чего, по милости Божией, благополучно состоялась отливка колоколов для храма каринкинской общины на вечную память ваших родных и на процветание храма Покрова Пресвятыя Богородицы. Душевно благодарим: свящ. Алексей Новиков, диакон Иоанн Хрусталев, Иван Трегубов, Григорий Зеленкин, Даниил Силин».
Благодаря сооружению колокольни, Святых ворот, ограды, декоративному украшению стен здания, скромный молитвенный дом превратился в красивый и нарядный храм, внешним видом напоминающий древнерусские постройки. Большая заслуга в организации работ принадлежала председателю Совета общины Николаю Михайловичу Мусорину.
Внутреннее благоукрашение храма Каринкинской общины продолжалось несколько лет. 15 сентября 1913 г. московский архиепископ Иоанн совершил освящение Покровского храма. С 1915 г. председателем Совета общины стал Д. Л. Силин. В новый состав Совета вошли Г. А. Зеленкин, Н. М. Маричев, А. Ф. Михайлов, И. А. Кулаков.
Каринкинский благотворитель
С Каринкинской общиной связано имя московского мецената Аркадия Ивановича Новикова (1874 — 1937), который участвовал в строительстве нескольких храмов, в частности храма во имя Успения Пресвятыя Богородицы, что на Апухтинке. Так, в метрической книге Каринкинской старообрядческой общины В. Н. Анисимовой найдена запись 1911 года апреля 25 дня о браке Аркадия Ивановича Новикова. Жених — крестьянин Московской губ., Бронницкого уезда, деревни Каменно — Тяжино, проживает в Рогожской части, 2 уч., Семеновская ул., дом Новикова, 32 года; невеста — дочь Московского второй гильдии купца Александра Иванова Петрова , 22 года. Поручителями были: Московский мещанин Гончарной слободы Егор Николаевич Оленев и московский мещанин, также известный московский благотворитель Федор Яковлевич Мишуков. Неслучайно, что Федор Яковлевич Мишуков был поручителем! Пятиярусный иконостас в Успенском храме на Апухтинке был сделан по образцу Успенского собора в Москве и других старинных храмов и весь обложен древней вызолоченной басмой, по старинным рисункам художественно исполненной Ф. Я. Мишуковым («Церковь», 1907 г.).
В 1937 году Новиков был расстрелян в Бутово. В материалах его допросов сохранилась следующая информация: «В связи с чем Ваш отец был на приеме у царя Николая?». Ответ: «Мой отец был на приеме у царя Николая в связи с окончанием постройки храма старообрядцев в Новоселенском переулке». И другой вопрос: «За что Вы имели награду царского правительства?». Ответ: «Я имел награду от царского правительства — серебряную медаль за охрану царя при его приезде в Москву».
Закрытие храма
Вскоре после революции 1917 г. власти закрыли все домовые моленные Таганского района, и многие их прихожане перешли в Каринкинскую общину. Покровский храм благополучно пережил трагичный рубеж конца 1920 — начала 1930-х гг., ставший последним для многих московских храмов. К середине 1930-х гг. из храмов и моленных, расположенных между Таганкой и Рогожской заставой, незакрытыми остались Успенский собор на Апухтинке и Каринкинская церковь. В 1935 г. на волне очередных атеистических гонений власти собрались закрыть и их. Президиум Мособлисполкома решением от 22 июня 1935 г. постановил закрыть Каринкинский храм и передать его помещение якобы для заочных курсов Наркомзема.
В книге «Москва старообрядческая» В. Ф. Козлова приводится письмо прихожан во ВЦИК:
«Такое постановление равносильно ликвидации нашей общины, чем весьма значительное количество верующих лишается возможности удовлетворять свои духовные потребности. Наш храм после ликвидации 5 общин: 1) Нырковской — Шелапутинский пер., 2) Спиридоньевской — Малая Андроньевка, 3) Балашовской — Гжельский пер., 4) Успенской — Николоямский тупик, 5) Баулинской — Таганская площадь, является единственным храмом в районе, обслуживающим наших единоверцев в радиусе более 4 километров, составляющих более 1000 человек, преимущественно трудящихся и в подавляющем своем числе состоящих из граждан города Москвы, многолетних жителей районов, тяготеющих к этому храму, существующему более 60 лет, причем большинство из нас имеют весьма почтенный возраст и установившийся уклад жизни, в котором значительное место занимает исполнение религиозно-духовных потребностей. С изъятием храма мы будем лишены возможности удовлетворять эти потребности, что для нас будет очень тяжело… Просим принять во внимание и то обстоятельство, что ближайшим старообрядческим храмом к нашему храму являются храмы Рогожского кладбища, находящиеся на окраине Москвы, на расстоянии около 3 километров от места нашего храма, причем из двух храмов общины Рогожского кладбища один храм, летний, огромный по размерам, совершенно не пригодный для богослужений в зимнее время. Другой храм под колокольней столь малых размеров, что не вмещает всех нас. Кроме тою, к храмам не подходит ни с какой стороны трамвай, а потому сообщение с храмом в осеннее и зимнее время довольно затруднительно, в особенности для пожилых лиц. Таким образом, присоединение нас с общиной Рогожского кладбища явилось бы бесцельным и весьма тягостным бременем для наших прихожан, несущих повседневную государственную общественную работу… Председатель исполнительного органа Каринкинской Старообрядческой Общины Гудкова. 19 июля 1935 г. г. Москва».
Однако это и другие письма не помогли. 7 декабря 1935 г. Президиум ВЦИК утвердил решение Мособлисполкома. Каринкинский храм закрыли и передали под общежитие завода «Металлолампа», а в начале 1936 г. — под Центральную лабораторию стройматериалов. Имущество храма было изъято. Казалось, многое пропало навсегда.
Возвращение святыни
Однако, в 1990 году состоялось крайне необычное событие, как впоследствии выяснилось, непосредственно связанное с каринкинским храмом. 7 августа 1990 года Русской Православной старообрядческой Церкви вернули колокол, хранившийся с 1930-х гг. в театре МХАТ и использовавшийся для озвучивания оперных постановок и спектаклей. Вес колокола — 262 пуда 38 фунтов (4293 кг). Церемонию воздвижения колокола на колокольню Рогожского кладбища возглавил митрополит Русской Православной старообрядческой Церкви Алимпий (Гусев).
Так вот, до сей поры многие считают, что этот уникальный колокол до революции и принадлежал храмам Рогожского кладбища. Однако, исследовательница В. Н. Анисимова установила, что уникальный колокол принадлежит Каринкинской общине:
«В мае 2003 года с благословения настоятеля храма во имя Покрова Пресвятыя Богородицы о. Леонида Гусева я поднималась на колокольню и с помощью военного бинокля прочла надпись на возвращенном колоколе. Оказалось, что этот колокол принадлежал храму Покрова Пресвятыя Богородицы Каринкинской старообрядческой общины, что в Вокзальном переулке в Москве».
Надпись, сделанная на колоколе, гласит:
«Помощью Всемогущаго Бога въ лето 7418е месяца октября въ 27 день слитъ сей колоколъ въ царствующий градъ Москву храму Пресвятыя Богородицы Честнаго и славнаго Ея Покрова что при Каринкинской старообрядческой общине въ Вокзальномъ переулке при державе великаго государя царя Николая Александровича всея Руссия самодержца и при господине архиепископе Московском Иоанне оусердием потомственной почетной гражданки Феодосии Ермиловны Морозовой въ память вечную о своихъ скончавшихся родственникахъ Иоанне и чадахъ его Сергии, Александре, Марии, Ермилы и Иулиании и чадахъ ихъ Антонии, Марии и Александре».
Вернут ли храм староверам?
В советское время здание Покровского храма использовали самые разные организации, например, конструкторское бюро, затем коммерческие структуры, а в последние три десятка лет — Московский государственный Детский сказочный театр. В результате нещадной эксплуатации и переделок трудно узнать в сохранившемся здании бывший храм. Во время ремонта середины 1990-х гг. уничтожены белокаменные декоративные украшения шатровой колокольни. Были снесены стоявшие рядом с храмом старые постройки, а на месте прихрамовой территории был устроен детский парк.
Совершенно очевидно, что историческое здание храма Каринкинской общины должно быть передано старообрядцам. Для Детского сказочного театра городские власти могли бы найти другое, более подходящее место. Тем более, что сейчас в столице наблюдается переизбыток самых разных нежилых площадей и площадок. Возрождение этой старинной московской святыни возможно лишь при условии передачи здания старообрядческой общине.
Комментариев пока нет