***
Нет, не связаны. Вообще, жизнь священника не сахар. Много стресса. И у каждого батюшки (как и у любого деятельного христианина) появляются завистники, недоброжелатели, которые, движимые бесами, создают для него стрессовые ситуации. Это бедные, несчастные люди. Бог им судья. Эту неприятность мы переживем. (Смеется) А с участком все движется, думаю, в нужном направлении.
Да, храм наполнен множеством старинных икон, которые все, видимо, были пожертвованы благотворителями. В советское время храм был превращен в детский садик. Все иконы, которые были тогда в храме, были вывезены и сожжены. Все иконы, которые теперь в храме, были принесены и подарены после военного времени.
Конечно, многие иконы требуют реставрации. А часть уже отреставрирована. В настоящий момент идет реставрация иконостаса. Отмываются иконы. Работают те же мастера-реставраторы, что работали в Рогожской слободе в Москве. Частично эти работы оплачивают благотворители, а частично мастера проводят работы бесплатно, как добровольное пожертвование. Для сохранения этих святынь важен температурный режим в храме. У нас установлен новый современный котел, который позволяет поддерживать постоянную температуру в храме и избегать перепадов температуры.
Планы такие есть. Также мы хотим сделать каталог предметов, которые выставлены в нашем музее: предметы утвари, священнические и архиерейские облачения, книги, рукописи, документы.
В Брянской области у нас три основных прихода: в Клинцах, в Новозыбкове и в Злынке. Недавно открылся четвертый — в Брянске. Приходы в Злынке и в Новозыбкове малочисленные. Самый большой приход в Клинцах. Но из-за карантина сегодня людей стало меньше везде: люди боятся ходить в храм, потому что в Брянской области введены очень строгие меры. Людей и организации штрафуют на крупные суммы и применяют другие меры воздействия, вплоть до закрытия храмов. Люди сильно запуганы. Раньше были приходы в таких населенных пунктах, как Елионка и Воронок. В 1970-е годы эти приходы были оставлены без попечения, а сейчас они принадлежат РДЦ.
При поступлении в больницу, после всех анализов, тестов и МРТ, мне поставили диагноз «инсульт». Но сейчас, как говорят врачи, идет довольно быстрое восстановление. При поступлении у меня была полностью парализована правая сторона, была нарушена речь, я не мог ходить. Посмотрим, с каким диагнозом выпишут. Сейчас речь восстановилась, рука уже двигается, нога тоже отходит, я уже сам хожу при помощи ходунков. Врачи говорят, что потребуется длительное время для полного восстановления. Прогнозы положительные. По словам врачей, мне повезло, что я молодой и что вовремя обратился за медицинской помощью. Но я знаю, что тут не везение, а Божья помощь и защита.
Служить пока в ближайшие дни я не буду. В течение месяца, наверное, воздержусь от служения литургии. Надеюсь, вскоре «встану в строй». Службы сейчас ведут наши два уставщика: наш почтенный Анатолий Мартынович Синакин и молодой уставщик Леонид Вадимович Коровин. Кроме того, службу ведет матушка Севастьяна. Так что помощников достаточно. Служба регулярно проводится каждую субботу и воскресенье, а также на все праздники. Жаль, что в ближайшие дни не будет литургии. Я очень об этом жалею, очень хочется побыстрее в церковь.
Мои родители из простой семьи. Оба были ликвидаторами аварии на Чернобыльской АЭС. Умерли в связи с чернобыльской аварией. У отца онкология была, с этим связанная. Мать скоропостижно умерла. Тоже была болезнь по Чернобылю. Мой дедушка был священником. Протоиерей Владимир Смирнов. Он был благочинным Клинцовско-Новозыбковской и Кавказско-Донской епархий при епископе Анастасии. Он стал настоятелем Клинцовского храма еще до чернобыльской аварии. Приехал из села Святск. Прослужил в священном сане 36 лет. Много положил здоровья на благо Церкви и на служение Господу. В те тяжелые советские времена, когда священноначалию не давалось право служить, были бесправные люди, в колхозе не продавали хлеб, не давали муку, приходилось ездить в район… В эти тяжелые времена, когда были гонения на Церковь, он старался все делать для храма, все делать для Церкви. Пожертвовал своим здоровьем ради процветания Церкви. Еще в числе моих предков протоиерей Максим Малеванкин — это родной дядя моей бабушки м. Варвары Смирновой. Инок схимник Амфилохий (в миру протоиерей Александр Берестнев), который тоже служил в Клинцах — это тоже мой родственник, он крестный моего отца.
Да, остались. Разные служебники, кадила, также церковная утварь, дарохранительница, часть его требного дипломата. Осталось его напрестольное Евангелие. И самая ценная реликвия — это, конечно, его наперсный крест. И, конечно, главное, что от него осталось, теплые воспоминания о нем. Он был добрым и отзывчивым человеком, который свою жизнь положил на процветание Церкви. Благодаря ему, в Клинцах появился свет, газ в храме, была установлена охранная сигнализация. Не только христиане, но и многие светские люди, например, сотрудники вневедомственной охраны, которые работают более сорока лет, вспоминают, как он приходил и уговаривал их, чтобы установили сигнализацию в церкви, и что он был добрым, веселым, отзывчивым человеком. Конечно, многие прихожане вспоминают его с теплотой. В церкви у него случился инфаркт, его прямо из церкви увезли в больницу. Потом его отвезли домой, и он через несколько дней умер.
Наша церковь за сорок лет поменяла девять священников (я уже девятый настоятель за сорок лет). Отец Александр Берестнев отслужил в Клинцах три года. Потом служил мой дед, который отслужил шесть лет. Потом был в церкви о. Александр Ильющенко, он отслужил три года. После него был о. Владимир Казаченко, он отслужил два года. Потом наезжал о. Сергий Лисуренко, он отслужил три года. Потом о. Александр Вершков отслужил год. Потом был о. Георгий Иванов, он отслужил пять лет. Потом о. Сергий Бедный отслужил в Клинцах два года. Я служу уже двенадцать лет в Клинцах. Что сподвигло? Во-первых, то, что у нас в Клинцах не было постоянного священника. Последним постоянным священником был мой дед, он был местным. А наши прихожане неохотно принимали пришлых, хотели своего, доморощенного, как здесь говорят, «чернобыльского», который не побоится радиации, не побоится жить в этой чернобыльской зоне, который не будет требовать покупки жилья или машины. У меня есть свой дом, своя машина. Я не просил, чтобы мне приход что-то покупал. Еще то сподвигло, что прихожане стали меня упрашивать и говорить: «Не нужно нам никого другого». И так я стал в Клинцах священником.
Во-первых, я не думал, что супруга у меня будет дочкой священника. Так Господь Бог распорядился. Но уже, когда я женился, я узнал следующую историю. Мой дед, о. Владимир, приезжал как-то в Калач-на-Дону. И мой будущий тесть о. Иоанн Устинов показал ему свою новорожденную дочь Севастьяну. А о. Владимир ответил: «А у меня внук. Может, судьба их сведет, и будет семейная пара». Так Господь и распорядился. Я познакомился с будущей супругой в Москве. А чтобы Господь устраивал семью, нужно, чтобы были мир, любовь, взаимопонимание в семье. Где-то когда-то кто-то должен уступать. Сегодня многие считают, что главное, чтобы в семье были деньги. Нет, это совсем не главное. Главное в семье — мир, любовь, взаимопонимание. Как в Евангелии сказано, птицы небесные не сеют и не жнут, но Отец Небесный питает их. Еще в семье важно доверие. Хочу еще рассказать про о. Иоанна. Когда я впервые приехал в с. Пристань, то увидел, что у них крепкая семья, шестеро детей. У них в семье тоже мир, взаимопонимание. Они не ищут каких-то выгод. Для них главное не деньги, а вера и спасение души. Они не жалеют себя ради Церкви и проповеди. Отец Иоанн сейчас окормляет около пяти приходов не только Уральской епархии, но и Новосибирской. Это человек, который в таком возрасте не сидит дома. Хотя у него и болезни, и тяжелая операция была, он трудится, не покладая рук для Господа.
Да, в наше время большинство семей считают, что один ребенок — это достаточно. Но я думаю, если в семье один ребенок, то он может вырасти эгоистом. Его все холят, все лелеют, все для него делают. Этот ребенок, даже выходя во двор, говорит: «Все это мое». А когда, как у нас, пятеро детей и все погодки, у нас нет такого «мое», «твое». У нас все общее. И я не думаю, что содержать большую семью очень накладно. И государство помогает субсидиями и выплатами. И когда дети растут один за другим, у них вещи передаются от одного другому. А старшие дети, когда подрастают, уже начинают помогать родителям. И родителям полегче, есть какая-то разгрузка. Я не думаю, что так уж накладно, если будет в семье минимум трое детей. В наше время наша старообрядческая Церковь переживает перелом. Многие люди старшего поколения отходят. И если семьи не будут многодетными, то через двадцать-тридцать лет наши храмы просто опустеют. Наступит просто вымирание.
Газету выпускаем мы с матушкой. Матушка пишет статьи, делает фотографии. Еще моя старшая дочь Анастасия тоже делает фотографии. Версткой занимаюсь я сам. Это, конечно, отнимает много времени. После перенесенной болезни я пока воздержусь от этих нагрузок. Я компьютером пока не буду пользоваться. Газета издается только на пожертвования. В клинцовском храме она распространяется безвозмездно. Благотворители могут оплатить издание прямо в типографии, либо положить пожертвование в специальную кубышку в нашем храме.
Здесь также занимается этим в основном матушка Севастьяна. Я иногда помогаю ей, но большей частью это ее дело. У меня много священнических обязанностей, кроме служб и регулярных треб, приходится ездить по селам, навещать болящих на дому, встречаться с властями, решать хозяйственные вопросы по храму. Остается мало времени, чтобы уделять сайту. Она во всем консультируется со мной, мы советуемся, и все материалы публикуются с моего личного благословения.
Мы приобрели специальный печатный станок. Сначала попробовали для себя печатать памятные чашки, кружки, потом в Великий пост, когда начался карантин, я попробовал сделать медали. На пробу сделал десять штук. Сначала сделал дизайн лицевой стороны и реверса. Потом сделали большую партию. Первая медаль была посвящена 400-летию священномученика протопопа Аввакума. Потом я сделал медаль в честь 150-летия еп. Иннокентия (Усова). Об этих медалях было много публикаций. Эти медали я вручал заслуженным прихожанам, благотворителям, которые много потрудились на благо Церкви. Кроме того, медали были вручены государственным деятелям, которые на региональном уровне помогают Церкви. Сейчас мы выпускаем подарочные кружки, чашки. Если бы не моя болезнь, сейчас бы начали делать сувенирные тарелки.
За последние года два мы много что сделали в храме. Мы ободрали краску с храма «под ноль». Храм построен из мореного дуба, снятие краски было очень трудным. Мы работали строительными фенами. Это заняло очень много времени. Потом все своими руками покрасили. Кроме того, в этом году мы обновили иконостас: покрыли поталью. Были покрашены полы. Покрасили отдельные вставки в иконостасе. Купола мы тоже покрыли поталью. Привели в надлежащий вид прихрамовую территорию. Во всем этом непосредственное участие принимали мы всей моей семьей. За все годы моего служения было сделано очень много. Провели отопление во все помещения храма, поставили современный котел на пульте управления. Еще мы приобрели два новых паникадила. Центральное паникадило было сделано по моему эскизу. Мы с моим родственником сделали эскиз и заказывали в Софрино. На это паникадило деньги (120 тысяч) пожертвовали в основном мои родственники.
Владыка Корнилий приезжал в Клинцы, чтобы освятить этот придел. Да, это было очень трудно подготовить. Как всегда, когда что-то делаешь для Церкви, возникает множество препятствий. В нашем случае первое препятствие было — это деньги, точнее их отсутствие. Сначала нам благотворители помогли приподнять храм и сделать надежный фундамент, чтобы мы могли сделать придел. Мы утеплили этот придел, провели туда отопление, свет, пожарную и охранную сигнализацию. Мы изначально не думали, что это будет придел. Думали, это будет просто боковое крыло. Потом решили сделать придел, соорудили солею и решили делать иконостас. Возникло много вопросов. Прежде всего, надо было решить, кто это будет делать. Нужно было найти мастера. Мастер сделал нам резной иконостас (дорого и долго), но мы не жалеем, потому что теперь это такой красивый резной иконостас. Почему в честь святителя Спиридона? Святитель Спиридон был соратником св. Николы Чудотворца. Он много сделал для Церкви. И много чудес по его молитвам и от его мощей происходит и поныне. И в России ни один престол в нашей Церкви не был освящен во имя этого святителя. Поэтому мы и решили освятить придел в его честь. И еще мы решили сделать придел, чтобы часть повседневных служб молиться не в большом храме, площадь которого составляет 480 кв. м., а в таком маленьком приделе.
У нас, по благословению митрополита Корнилия, строится звонница при храме. Владыка благословил этот проект. Идея пришла нам с благотворителями, которые захотели пожертвовать средства на строительство звонницы, чтобы оставить память и о своих предках. Это семья Жмуриных, а именно Марина Ивановна Жмурина. Также Чикин Александр Евгеньевич и другие благотворители. Они решили помочь храму, чтобы прославить имя Господа колокольным звоном.
Если власти запрещают приходить, приходится слушаться, иначе закроют храм, но, когда снимут запрет, не нужно бояться ходить в храм. Никакая зараза не страшна. И нужно помнить, что, если мы не будем поддаваться панике, но будем ходить в храм не только для того, чтобы поговорить и решить свои проблемы, а чтобы помолиться с чистой душой и с чистым сердцем, то Господь смилуется над нами, и прекратится вся эта зараза. И не нужно забывать, что Господь сверх сил нам не послал бы испытания. Надо задуматься, может для чего-то, может за что-то Господь послал нам эту язву.
На нынешний момент у нас есть проект развития этого участка. На нем предусмотрен парковый комплекс, в котором будет русская изба, в избе традиционная хозяйственная утварь, предметы быта старообрядцев, божница, печь, будет колодец с «журавлем», будут хозяйственные постройки, телега, сани. Будет парковая зона, площадка для детей. На этом месте планировалось построить многоэтажный дом, который портил бы вид старого города. В настоящий момент, возможно, городские власти пойдут нам на встречу. Видимо идея такого парка получила поддержку у руководства области. Многие горожане против того, чтобы тут была многоэтажка, они за то, чтобы старообрядцы устроили здесь парковую зону. Этот участок был частью церковной земли, которая была изъята только в 1950-е годы без каких-либо документов. И если удастся реализовать этот проект, это будет огромный плюс для жителей города. Это будет общий комплекс вместе с церковным музеем, который мы организовали. В этом музее выставлены предметы церковной утвари, облачения, старообрядческие книги печати Карташова и многое другое. В этом музее часто проходят экскурсии, и, если здесь еще будет музей традиционного быта, то, с Божьей помощью, мы организуем уникальный музейный комплекс, который будет называться «Клинцы старообрядческие».
Я сейчас нахожусь на лечении. Восстановление будет небыстрым. В ближайший месяц я, наверное, не рискну служить литургию, хотя очень хочется. Что касается просветительской деятельности, я жду, чтобы снова включиться в эту работу, потому что для меня это жизнь. Это смысл жизни, чтобы нести проповедь в массы, чтобы до каждого достучаться, донести до каждого Истину. К сожалению, сегодня многие священники закрыты для общения с внешним миром, поэтому для людей старообрядчество представляется замкнутым. Мне часто звонят люди, пишут разные вопросы, и я всем всегда стараюсь ответить по возможности.
Изба, колодец с журавлем, телега и сани — уверен, что всё это и есть то, чего поистине жаждет от старообрядчества современное общество. Думаю, это на самом деле важно раз под это у властей испрашивается часть пустующей земли рядом со старообрядческим храмом. Очень интересно кто именно брал интервью у батюшки Михаила Смирнова? В тексте промелькнуло имя матушки Севастианы как главного публициста сего замечательного прихода. Складывается впечатление, что и сие интервью — семейное творчество.
Так же в машину скорой скорой помощи шёл на своих ногах, и сделал селфи в нутри машины, как думаете человек с инсультом будет так делать? Так же на днях был замечен за чисткой снега. Всё выше описанное в статье является ложью! Он лишь создаёт видимость своей работы, а в храме людей становится всё меньше и меньше!!!
Не какого инсульта у него не было! Прихожане узнавали, и врачи говорили что у него было повышенное давление, госпитализация не нужна была, достаточно было поставить укол. Он сам настоял на госпитализации. Всё это было сфальсифицировано для того что бы не ехать на совет митрополии Не вводите людей в заблуждение!
Я не знаю ни о.Михаила, ни Евгения Кашаева, ни обстановки в Клинцовском приходе, но не понимаю какое отношение ко всему этому имеет единоверческий священник из Куровской Московской области?
Да никакого. Возможно, что его реплика и не совсем этична. Но ведь Рувера не сугубо узкоконфессиональный ресурс. Интересно человеку — почему не ответить?
Отче, так и мне тоже было просто интересно про храм и баню в Вязьниках. Если же о Клинцах, то сопоставление основной информации с комментами и с их оценкой оставляют скажем малоприятное впечатление.
Всё верно. Согласен. Но не могу внутренне согласиться с тем, что при неоднозначности положения на приходе публикуется редакцией интервью с очень лаконичной справкой — «мы поговорили».
Такое же имею отношение, как и Вы, уважаемый любитель скрываться под фейками и писать в интернете не от своего имени. Здесь я — читатель. Непонятное решил пояснить, поелику установленного авторства так и не заметил. Так а что там с обстановкой на приходе? В этом я как-то не в курсе.
А что это Вы так занервничали от моего непонимания? «Любитель скрываться под фейками» — да, «пописываю» иногда почти с момента основания данного сайта и не встречал обвинений по этому модному английскому словечку. А вот Вас читаю впервые и что то мне подсказывает, что Вы еще слишком молоды и по возрасту, и по сану. А может и фейк. Учитесь основам полемики у о.Иоанна, хотя нас всех иногда заносит на поворотах.
Если ответить по существу данного вопроса более нечего — переход на личности и оценка сообщений бессмысленна. Это скорее свидетельствует о нервозности Вас как оценивающего, нежели меня как вопрошающего.