На плечах у епископа Томско-Енисейского Григория Коробейникова духовное окормление самых больших по площади территорий России — от Томской области до самого Тихого океана. Три епархии! Храмы здесь отстоят друг от друга на тысячи километров. И везде ждут его пастырского внимания, заботы и поддержки.
В интервью редактору и издателю газеты «Община» владыка рассказывает о том, как знакомился с вверенными ему епархиями, признается, что еще недавно сам водил машину, ходит в магазин за продуктами и любит внуков, а их у него почти сорок!
***
Мир и Божие благословение на вас, дорогие читатели! Томско-Енисейская епархия учреждена в 2015 году на Освященном Соборе. Число приходов епархии осталось таким же. Томская область: г. Томск, село Малиновка и поселок Гарь; Красноярский край: г. Красноярск, г. Минусинск; Республика Тыва: г. Кызыл; Кемеровская область: г. Новокузнецк. До организации епархии почти во всех приходах было по одному священнику. Но в Кызыле настоятеля не было, а вот в Томске было два. На Соборе, изволением Святого Духа, аз грешный был избран во епископы Томской епархии и 25 октября того же года был возведен в сан. В таинстве принимало участие девять епископов!
Вскоре после поставления я последовательно посетил все приходы своей епархии, совершая архиерейские службы. Первой задачей было найти кандидата во священники на приход в Кызыле. По молитвам прихожан храма священномученика Георгия Господь послал уже готового священника, отца Владимира Шибанова. В первые два года при посещении приходов я ставил в свещеносцев и чтецов, затем на томский приход поставил иподиакона Иоанна Ошина, а в Томске служил протодьякон Дионисий.
Затем в Минусинск был рукоположен во дьякона чтец Василий Новиков, и уже вскоре я поставил его во иерея. Он стал в приходе вторым священником.
На Соборе 2016 года Томскую епархию переименовали в Томско-Енисейскую. Что касается строительства новых храмов, то эти работы еще только в проекте. Пока освящено два креста на месте будущих храмов. К сожалению, у общин нет средств на строительство. Но так не везде. Например, в Красноярске на момент регистрации епархии люди молились без литургии около 20 лет, они собирались в арендуемой квартире. Бог услышал их молитвы и послал им ктитора (человека, который организует строительство храма). Он построил им замечательный дом Божий в исторической части города за 17,5 месяцев. В 2019 году было освящение малым чином. В этом году планируется освящение по полной программе.
В отношении духовной силы Томско-Енисейская епархия в сравнении с другими, конечно, не на первом месте, но, я думаю, и не на последнем. Мое мнение особенно укрепилось после того, как мне, по решению Собора в 2018 году, поручили временно окормлять Хабаровско-Дальневосточную, а нынче, в январе, на Совете Митрополии митрополит Корнилий поручил взяться и за Иркутско-Забайкальскую епархию.
Иркутско-Забайкальские земли я начал объезжать на второй неделе Великого поста. Моя поездка началась с города Читы. Сюда я прилетел 20 марта вместе с дьяконом Иоанном Ошиным. В этот же день мы посетили места Даурии дикой, по которым шел священномученик Аввакум. Далее молились в здешнем храме и один раз в часовне. На службе мне помогал отец Евгений Гуреев из Залесово. После воскресной службы провели собрание общины и обсудили планы на будущее.
Из Читы мы поехали в столицу Бурятии Улан-Удэ. И с понедельника три дня молились крестопоклонные службы. В понедельник на первом часу покланялись Святому Кресту. Между службами встречались с сотрудниками администрации, а в среду после службы выехали в Иркутск.
В четверг здесь у меня была встреча с прихожанами, моими духовными чадами. Часть из них я принял на исповедь и причастил запасными дарами. В этот же день в мэрии была встреча. Вечером мы успели помолиться иконе Феодоровской Божией Матери, а рано утром 27 марта поездом выехали в Красноярск.
Слава Богу, в этом бедном пастырями крае еще остались верные Церкви люди! Это вселяет надежду на то, что у епархии есть будущее.
Что касается трудностей в Томско-Енисейской епархии, то я немного перефразирую вопрос. На мой взгляд, они созвучны, скорее, с трудностями тех епархий, которые находятся от Дальнего Востока до Урала. Это огромные расстояния, где очень мало пастырей. Две вдовствующие епархии, словно две гири, каждую из которых подвесили мне к ногам. Но я иду, Господь дает силы.
После 2007 года на Дальнем Востоке осталось два наших прихода — в Хабаровске и Владивостоке. Во Владивостоке до 2019 года священника не было (приход окормлял отец Александр Чукаленко из Хабаровска). Но решением Архиерейского Суда в марте 2015 года на приход Владивостока был определен бывший епископ Внифантий, который был единолично рукоположен в 2007 году епископом Германом, бывшим в раздоре с Московской Митрополией. В 2008 году Внифантий покаялся, его приняли и определили простым монахом молиться под началом отца Александра Чукаленко. Это определение Внифантий выполнял добросовестно и последовательно на разных должностях и приходах. Претензий к нему не было. Но вот, когда он начал служить в качестве священноинока, то со стороны руководства общины Владивостока начали поступать недовольства, чтобы я приехал к ним и разобрался в ситуации на месте.
Конечно. За неполные полтора года, которые я обслуживаю Дальний Восток, мне удалось побывать там три раза. На Камчатке и в Хабаровске я тоже бывал. Каждый раз была архиерейская служба. И хотя на Камчатке нет общины, верующие старообрядцы присутствуют. Все они жаждут, чтобы их кто-то окормлял, заботился о них, чтобы их духовная жизнь расцветала.
В Томско-Енисейской епархии с 2004 года регулярно совершается крестный ход в районе поселка Гарь (Томская область, Асиновский район). Этот крестный ход открыл еще митрополит Андриан. Мероприятие собирает христиан не только Томской области, но и других сибиряков, а также гостей из некоторых регионов нашей Родины. Например, в прошлом году были христиане из Иркутска.
Под Томском освящено место под храм во имя преподобного Сергия Радонежского в деревне Корнилово. Это место компактного проживания старообрядцев. Бог даст, будет со временем и храм. Здесь же проходит детский христианский лагерь «Сибирский Радонеж». Дети собираются на берегу реки Ушайка, в этом году лагерь состоится уже в шестой раз. Из приходского он уже давно вырос в епархиальный и даже сверх того. Сюда съезжаются ребята со всей страны. Кстати, в прошлом году организаторы впервые провели молодежную смену.
Еще один крестный ход совершаем к месту бывшего храма святых верховных апостол Петра и Павла в селе Еловка. Храм, который там стоял, — полная копия томского храма.
Молодая и энергичная община во имя священномученика Аввакума пытается развиваться в городе Юрга Кемеровской области — это приблизительно 100 километров от Томска. Но местные власти пока с «холодком» относятся к инициативам юргинцев.
В моей «основной» епархии проходят Тихоно-Аввакумовские чтения, на которых поднимаются исторические вопросы, а также злободневные проблемы современности.
На многие из перечисленных событий я приглашаю хоры, чтобы старообрядцы и простые наши сограждане могли насладиться древнерусским церковным пением. Но у нас, как и везде, наверное, не хватает активных организаторов, которые бы пожертвовали своим личным временем для общего блага. Как говорится в Евангелии: «Жатвы много, а делателей мало».
На этот вопрос ответ, к сожалению, печально однозначен — прежняя власть постаралась максимально уничтожить веру у людей. Например, в районе Гари были два монастыря: мужской, а в нескольких десятках километров от него — женский. Известный старообрядческий автор Феодор Евфимьевич Мельников имел там типографии. А в тогдашней Томско-Алтайской епархии служили и епископы, и священники, и дьяконы… С приходом советской власти многих из них репрессировали. В частности, епископ Тихон 15 декабря 1937 года был расстрелян. Сейчас он стал местночтимым святым.
Приходскими священниками с местным клиром была инициирована идея исторического возрождения Томско-Алтайской епархии, что и произошло в 2015 году. Только вместо Алтайской она стала Енисейской. В каждом приходе действуют воскресные школы — от одной до четырех групп разных возрастов.
Организована ярмарка на престольный праздник Успения Пресвятой Богородицы в Томске.
Проходят концерты и прочие мероприятия, о чем я уже сказал немного. Я бы сказал, что стратегические планы развития Церкви во вверенных мне епархиях пока еще не сверстаны окончательно. Есть над чем работать и на епархиальных совещаниях, и в личных размышлениях…
Именно в Томско-Енисейской епархии мало что изменилось, и до моего поставления в епископы благочиние жило полноценной церковной жизнью. Томск и раньше посещали архиереи. Любили у нас бывать покойные владыки-митрополиты Алимпий и Андриан. А владыка Андриан за одну поездку в свое время посетил Сибирь, Забайкалье, Дальний Восток и… снова вернулся в Сибирь. Мне кажется, если бы не «духовная жажда» людей на этих территориях, то такого масштабного объезда никогда бы не состоялось. Эту «жажду» я сейчас вижу почти в каждом приходе, в котором бываю.
Да, я иду точно по этому же пути, что и владыка Евфимий. Хоть у меня территория и больше, но храмов меньше, поэтому я стараюсь посещать каждый из них регулярно и порой даже чаще одного раза в год.
Конечно. Природа во всех регионах разная, очень красивая. Вот, например, когда мы из Томска вылетали, то снега было выше головы, а прилетели в Читу, а там — не снежинки. Природа — это пример величия Божьего, которым можно любоваться и любоваться. Но моя основная задача состоит в том, чтобы будить приходы от духовной спячки!
Диалог с властью нужен. И, прежде всего, зависит от заинтересованности местных настоятелей и руководителей общин. Для каких-то приходов это жизненно необходимо, а для иных порой мало что решает… Но я, если требуют обстоятельства, от этих встреч не отказываюсь. Диалоги бывают полезны, когда идет речь о выделении места под строительство храма или решении иных задач.
Власти же мы полезны тем, что в большей своей части являемся ответственными членами гражданского общества, при этом занимаемся вопросами своих исторических корней, я имею в виду всех граждан России. Мы храним и, при случае, показываем наше общее наследие всем желающим.
Бывший губернатор Томской области Виктор Мельхиорович Кресс встречался с митрополитами Алимпием и Андрианом, слышал их. А вот нынешний губернатор на встречу с владыкой Корнилием отправил своего заместителя…
А вот другой пример: когда мы в Бурятии встречались с представителями власти, нам прямо сказали, что, как только появится в общине Улан-Удэ священник, его тут же введут во все совещательные органы по решению религиозных вопросов, то есть появится как возможность озвучивать свои просьбы и быть уверенным, что их услышат, так и место для широкой проповеди и, значит, для борьбы за спасение человеческих душ…
Пока цифры скромные. За время своего служения епископом я рукоположил одного иподьякона, двух дьяконов и одного священника. Свещеносцев и чтецов я не считал, хотя и поминаю каждого в своих молитвах.
Конечно, я не небожитель. Кроме своего молитвенного правила, стараюсь быть на всех службах, молебнах и церковных требах, на которых прилично быть епископу. Если есть возможность, то в Томске совершается регулярная служба. Если священник в отъезде по каким-либо обстоятельствам, то я служу вместо него. Время от времени я крещу своих внуков, их численность уже приближается к сорока. Совершаю требы, исправляю на домах, принимаю на исповедь. До недавнего времени сам ездил на автомобиле, но после аварии отдал машину и теперь передвигаюсь только с водителем. По магазинам за продуктами хожу сам. Иногда балую чем-нибудь внуков.
Особого опыта у меня нет, территории требуют пристального внимания и постепенного развития. Когда кто-то обращается с вопросами или проблемами, тогда, совместно со священством епархий, пытаюсь, с Божией помощью, разрешить ситуацию, разобраться и принять решение, которое будет наиболее верным, справедливым. Я не директор, но свое мнение тоже имею.
Беседовал Максим Гусев
Фото: Татьяна Караваева
> и любит внуков, а их у него почти сорок
Вот нелепость современной формы епископата — монашество. 40 внуков, детей значит немало, огромное количество ближайших родственников говоря другим языком. А дедушка по документам умер для мира и должен уйти от всех в новую жизнь. Понятно, что вменяемый дедушка этого скорее всего не сделает. Но зачем вот эти формальности уже которые так открыто и сразу нарушаются.
Надо уже пересматривать в церквях положения о безбрачии и монашестве, и разрешать немонахам погоны старше протоиерея. Чтоб не профанировать иночество, сподвигая на постриг не тех кто реально хочет умереть для мира, а тех кому надо занять должность.
Есть надежда, что эта вынужденная нелепость будет со временем в старообрядчестве преодолена, , а вот как в РПЦ преодолеть вопиющую нелепость (высокомерие и чванство, стяжательство и унижение священников) многих из расплодившихся епископов и митрополитов ? И кто же реальнее умер для мира — скромный дедушка, пешком идущий в магазин за гостинцами внукам или молодой холеный барин в крутой тачке, в окружении молодых дам и юношей ?
Одинаково мало надежд, что эту нынешнюю нелепость со временем преодолеют в старообрядчестве или МП. Если преодолеют, то это будет уже не старообрядчество и не МП.
В старообрядчество, которое и так находится на последнем издыхании, и без того натащили всякой дряни.
Всяких новых хронологий, карантинных технологий, еще теперь и епископат чуть ли не женатый если введут (чего конечно не будет). Епископ может быть целибат.
Но сейчас не время для экспериментов.
Последнее поколение подлинных носителей культуры староверия доживает свои дни.
Не вижу никакого исхода из этой ситуации.
Передать опыт некому, да и возможно ли это.
Но вот мы дожили до этой последней черты — последнего поколения. За которым ничего не будет? Но зачем-то ведь именно мы до этого момента дожили?
Чтобы тупо смотреть как оно умирает?
Или староверие еще призвано что-то сказать миру, последнее свое слово, оставить след.
Умирающая Византия дала миру Григория Паламу и его последователей.
Может и у старообрядчества есть еще некая миссия?