В год 400-летнего юбилея со дня рождения протопопа Аввакума сайт «Русская вера» публикует оригинал рукописи по истории Белокриницкой иерархии. Сегодня представляем четвертую и последнюю часть рукописи, где рассказывается о делах Митрополита Амвросия.
***
О делах митрополита Амвросия
Господин митрополит Амвросий, прибыл в Белокриницкий монастырь, в 1846 году месяца октября 12 дня. В понедельник. А принятие от ереси греческой церкви сего же года октября 28 го дня. Сего числа принял на себя должность архипастыря белокриницкаго. По усмотрению его, сего монастыря игумена инока Геронтия поставление началось.
- Геронтия во иеродиакона, 6 ноября 1846 года. Во священноинока, 13 ноября, во архимандрита, 6 декабря.
- Ефросина во иеродиакона, 13 ноября. В священноинока, 24 ноября.
- Арсения во иеродиакона 24 ноября.
- Иоасафа в Молдову, во иеродиакона, 6 декабря в священноинока, 10 декабря.
- Кирила во иеродиакона, 10 декабря, во священноинока 25 декабря. В епископа, наместника 6 января 1847 года.
- Захария в Климоусы в диакона, 25 декабря, 1846 года. В священноиерея, 18 января, 1847 года.
- Никифора в Яссы в диакона, 2 февраля. В священноиерея 25 марта.
- Аркадия за Дунай, в иеродиакона, 15 августа в священноинока, 17 августа в епископа, за Дунай, 24 августа.
- И Иакова за Дунай в иеродиакона, 24 августа.
- Онуфрия в иеродиакона 1 октября.
А в 1847 году, месяца декабря, 2 дня, во вторник, выехал с монастыря во Львов, по требованию губернатора Стадиона. И послан в Вену на суд. Чрез прозбу российского императора Николая Павловича. И где был на увещании и обращении в Грецыи, или в Россию, на первое свое достоинство. Или на вечное заточение. На все на ето отвечал митрополит, что я все готов подъять. На что единожды отрекся греческой церкви, и ни желаю никогда приобщится к ней. И при помощи Божией ни отступит, и в том желаю умереть. После же всего сех личных увещании и истязании шести с половиной месяцов времени, Амвросий подал австрийскому императору объяснение о греческой церкви, которое отослано к российскому императору. Коего содержание следующее: яко в греческой церкви есть премножество духовнаго прелюбодеяния. А к тому и совершенно я уверился, что все догматы и уставы греческой церкви только у реченных староверцов в первой своей чистоте и точности содержатся; чрез сие исповедание и обличение. По злобе российского императора, в 1847 году. Июня 26 числа. Отослан в заточение в город Цилли. С наблюдением строгим. Дабы не было сношения с христианами, которыи все сии искушении с благодарением Бога ради терпит мужественно и непоколебимо. Хоша разлучился телом от богодарованной ему паствы но духом посещает митрополию, сиречь письменно, и некоторые у него бывали и виделись с ним лично. И видели его строгую и осторожную жизнь, от всякаго прикосновения иноверческаго.
Для любопытнаго читателя полагаю неизлишним знать, о священноиноке Иерониме, которой принимал митрополита Амвросия. Иероним, природной московской бывшей купец поступил в Воскресенской монастырь, или новой Иерусалим. И где был пострижен во иночество и поставлен по степенем духовным в священноинока, в Москве от митрополита Филарета. По случаю был из Одессы архимандрит в новом Иерусалиме, познакомившись с Иеронимом и убедил его ехать с ним в Одессу в монастырь. Которой был и согласен. И по прозбе архимандрита. Митрополит его отпустил; и по прибытии в Одессу в монастырь. Познакомились наши христиане с ним чрез разговоры о вере убедили его к сознанию христианской православной веры. По убеждении просили его поступить в наше православие. Но он не решился иначе как только заграницу. И которой был отправлен в Австрию в монастырь Белокриницкой старцы отправили его в Москву для принятия от ереси. И которой был принят в 1842 году, священником Иларием. Священноинок Иларий принят от ереси на Иргизе в монастыре, в 1818 году. И мало поживши в монастыре, и отправлен был в Екатеринбург, и тамо в скитах проживал тайно. И по разознании правительства, он уехал на Керженец в скиты, и там проживал тайно и больше находился в Москве тайно. И в 1848 году, волею Божиею скончался. И чрез три года, перенесено было его тело, на другое место. По осмотрению непредалось еще тлению.
О турецких задунайских християнах некрасовцов, которые ныне имеют в Полне церковь с богодарованным священством, утвержденным императорским указом О первом епископе Аркадии Славском. Прошение к митрополиту Амвросию. Копия.
Господи Исусе Христе Сыне Божии помилуй нас. Преосвященнейшему господину и владыке митрополиту Амвросию, и его наместнику Преосвященному епископу Кириле и строителю киновии, его Преподобию архимандриту отцу Геронтию, и ревнителям о благочестии, пречестнейшим отцам иноку Павлу, и иноку Алимпию, и всем прочим во святей митрополии пребывающим. Всеусердно желаем вам от Божия помощи мирнаго и немятежнаго пребывания, препадаем к стопам освященных ног ваших. И просим от святыя соборныя и апостольския церкви, мир и благословение. И при сем осмеливаемся просить ваш Освященный собор, мы смирении раби ваши, слезно просим, чтобы иметь нам у себя епископа. И сего ради июля 20 дня, в молитвенном храме собрались с настоятелем нашим отцем Макарием, и со общаго, всех единоверных согласия, убедили на сие великое дело отца Аркадия, и двух еще иноков, Аркадия и Иакова. И просим начальника Освященнаго собора господина Преосвященнаго митрополита Амвросия, хиротонисать нам перваго епископа. А втораго во священноинока. Третияго же во диакона. Не оставите убогаго нашего прошения, излейте нам чрез них Благодать Святаго Духа и тако благоволите милостивно принять наше прошение вашим великодушием. При сем и посылаются с ними нарочитыя депутаты, от славского скита инок Ефросин, от обществ Григорий Архипов, и Сава Иванов, и Онисим Иванов. При сем паки осмеливаемся вашу святыню снабдить нас нужными потребами, принадлежащих к церкви Божией. Мы не имеем ни антимисов, ни сосудов, ни служебников, ни прочих нужных потреб, кроме только имеем одно всеусерднейшее желание. Все же сие возлагаем на Бога и на ваш Освященныи собор. За всем сим просим вашего благословения, и святых молитв, покорныя слуги и рабы ваши: Настоятель инок Макарий. инок схимник Александр, инок схимник Пахомий, инок схимник Феодосий. Инок схимник Филагрий. инок схимник Иона. Инок Ипатий, инок Алимпий, инок Прохор, инок Тихон, инок Калистрат, инок Ефросин, инок Дионисий, инок Алимпий, инок Герасим, инок Захарий, инок Аарон, инок Исаия, инок Харлампий, инок Иерофей. И прочая вся братия бывшии при выборе сем, и согласны славской атаман Викул Корнеев, уставщик церковной Ефим Агапиев, и все общество.
Журиловского общества: уставщик Иаков Григорьев, старейшины Дмитрий Иванов, Михайло Андреев, Ефим Осипов, Данила Григорьев, Илия Артемьев. Атаман Леонтий Тимофеев, и все общество.
Сариковское общество: Вавило Петров, Иосиф Семенов, Ефим Агапиев. Алексей Гаврилов Грачев, Иван Трифонов, Артемон Каракашов, и все некрасовския задунайския обществы, единодушно просим и кланяемся. Месяца июля 23 дня 1847 года. Славский скит.
Прибывши же в белокриницкую митрополию задунайские депутаты, и представили прошение господину митрополиту Амвросию, августа 10 дня. По благоусмотрению господина митрополита Амвросия, и всего Освященнаго собора, присуждено производить одного инока Аркадия Дорофеева. По степенем во епископа. Инока же Иакова во диакона. Другаго же инока Аркадия, сильно заболел. 15 августа инок Аркадий задунайскаго славского скита, согласно общественнаго прошения, и засвидетельствованнаго о достоинстве его отцом духовным. Сего числа господином митрополитом Амвросием рукоположен во иеродиакона. 17 того же месяца, рукоположен в священноинока, господином митрополитом Амвросием. Инок же Иаков, того же дня, рукоположен во иеродиакона, во оную славскую обитель, 24 августа священноинок Аркадий задунайского славского скита, по желанию их общественных депутатов, и по благоусмотрению господина митрополита Амвросия, и всего Освященнаго собора, на основании священных правил. Сего числа господином митрополитом Амвросием, поставлен епископом, богоспасаемаго места Славы, и всех задунайских християн, именуемых староверческих обществ, и снабжен ставленою грамотою. За подписом самого митрополита Амвросия, с приложением его печати. А с тем вместе и поучительное наставление о принятии его к тамошнему духовенству, и ко всем православным християном. При отъезде за Дунай из монастыря Белокриницкого провожаеми были вся их свита от всей братии Белокриницкой митрополии, со звоном и с пением духовным, и со многою радостию, и любовными лобзании, и разкланялися.
Егда же приидоша во свою страну благополучно, то сретоша их вдалее поприща со святыми иконами, и хоругвьми и со звоном. И от безмерныя радости немогуще удержатися вопияху до небес благодарныя песни всемогущему Богу. Поклоняющеся и целующе, мняху зрети самих апостолов к ним пришедших.
1850 года месяца сентября в 28 день. Учреждена архиепископия.
По благословению митрополита Кирила, епископ Онуфрий с полномощною грамотою от 9 августа сего года, отправлялся с иноком Павлом за Дунай. И по объявлении соборном в Славской епископии, предположили в городе Тульче, поставить епископа, что и учинено 26 сентября сего года, епископ поставлен Алимпий, из Славского скита, бывшей священноиноком. Потом 28 числа того же года и месяца, епископ Аркадий всесоборне произведен во архиепископа Славского.
По поданному от всех задунайских некрасовцов прошению, дабы иметь без препятственно епископа утвержденнаго императорским указом; на таковое прошение выдан некрасовцем указ. С котораго полагаю копию.
Копия с фермана или указа
Высочайший ферман, его императорскаго величества всех отоманских земель, самопресветлейшаго царя. Дали мы сей нынешний наш ферман Игнат козаками, которыя от вечно сохранивших на земли царства нашего. Завсегда жили как верныя и благонадежныя подданные наши; так и мы желаем, чтоб с ними благосклонно обходились, что бы они под нашим покровительным крылом, свободным воздухом в благополучии отдыхали. А посему Игнат козаки пользовались от самодревьнейших времен своею собственною от других нипринадлежащею верою. Желаем, дабы они ныне свободою и предтекущия времена пользовались, и чтобы никакая другая церковная власть, в их церковныя дела немешалась имеючи они собственное свое священство.
Потому повелеваем всем нашим каймаканам, и начальникам, дабы нынешний наш ферман в точности и верно исполнен был. Сочинен в великом нашем диване. 1267 года, месяца реджева (сие по турецки) 1851 год, месяца июля во 2 день. Поруски лет. Сие переведено с французскаго языка на руский в Царьграде.
По предлогу архиепископа Аркадия, всему своему Освященному собору, о отдаленной стране християн за Царьградом в Майносах козакам некрасовцем поставить особаго епископа, Благоволением Божиим, и благословением архиепископским учрежден был собор, на котором сие благоугодное дело собор принял, и избрал в епископа священноинока Аркадия, и соборное избрание было предложено архиепископу. И тот изъявил свое согласие, и котораго хиротонисал в епископа Майносского, в 1852 году месяца августа 15 дни.
Благоразумныи читатель, ежели одарил тебя Бог просвещением разума, понятием здравым, и разсуждением мудрым, к тому еще православным християнином. При просвещении ума, Бог влиял в сердце твое приверженную любовь, к врожденной справедливости, к небесному откровению и к вере евангельской; не угашайте в себе дара благодати Божия несуменно вводящаго вас в живот вечный. Православная церковь его вчера и днесь та же и вовеки. Священное и догматы нужнейшие ко спасению, вчера и днесь, те же и во веки. Правила апостольския, и предания святых отец, касающиеся до сущности седми Вселенских, и девяти поместных, и московского Стоглавого соборов, в полной чистоте наблюдаем вчера и днесь и вовеки. Символ веры доказательство верное и живое. Да таким образом истинныи священныи источник изобретше, и тем настоящии духовныи глад и душевную жажду утоливше, славу и хвалу благодарение и поклоняние за вся иже в Троице Единому Богу всех Создателю возсылати непрестанне ныне и присно и вовеки веком, аминь. Благодать убо Божия сугубо действует всеобдерженно и смотрительно, яко же свидетельствует Божественное Писание. Минея четь, сентября в 12 день. Святыи священномученик Автоном, бе епископ в Италии. Наставшу же лютому на християны гонению. Оставил Италию прииде в Вифанию, в некоем месте Иереос прият бысть неким страннолюбцем Корнилием. У него же много пожив время проповедуя Христа, обращая еллины, и приобрете тамо немало душ Богови, созда им церковь. И будучи сам един токмо епископ. Обаче постави и другаго епископа, страннолюбца того Корнилия, и вручи ему словесное Христово стадо. Сам же во страну Асийскую от иде, насаждая и тамо во единаго Бога святую веру. Четь минея, июля в 22 день Святаго священномученика Евсевия епископа Самосадскаго. Святыи Евсевий утаив сан свой святительскии. В воинская же облечеся обхождаше Сирию, Финикию, и Палестину, и утвержая християны во святей вере. И идеже аще обреташе церковь без служителей, поставляя иереи и дияконы, и прочия клирики. А идеже и епископы постави, от тех иже обрете мудрствующих православно. Книга Кирилова, лист 452. Мелетий милостию Божиею папа и патриарх, великаго града Александрии, блюститель и судия вселенскии, престола константинопольскаго. Послание 11. Сим посланием увещая епископа львовского Гедеона, и втораго архимандрита Кирила, с ними же князю Василию, и дает им всяку власть даже до устроения митрополита и епископов. Посему явственно дозволяет одному избирать и поставлять не только в епископа, но даже и в митрополита. В лето 1597, месяца августа 4 дня. Дивнейшее во святей церкви бысть событие, яко спасительныи промысл Божии, случайныя нашы нужды милостивно и чудесно совершает. Киевская четь минея декабря 11 лист 112. На пусте месте патриарх освяти в презвитера Даниила преподобнаго. Аще и отстоящаго от них на высоте столпней все же народное множество восклицающе, Аксиос. Минея четь ноября в 17 день. Блаженныи Федим епископ, прилежно искаше Григория, и от пустыни к себе молением призываше. Невозмогл же пыстыннолюбнаго от пустыни разлучити, и во град Амасийский хиротонисания ради привести. Сотвори вещь странну, и не обычну, духом Божиим подвизаемыи, и ревностию ко святей церкви распалаемыи: небреже о сем яко несть пришел там к нему Григорий, и яко растояние между има немало, от града бо амасийскаго в пустыни той, в ней же Григорий живяше, путнаго шествия бе три дни. Небрег убо Федим епископ о таковом между им разстоянии, освяти и непришедша тамо Григория епископом в неокесарийскую церковь. Воззрев бо к Богу рече: Ты всеведыи и всемогии Боже, призри в час сии на мя, и на Григория, и действу священия благодатию Твоею: и тако хиротониса, и непришедша тамо Григория. Служебная минея месяца ноября в 17 день. От канона святаго Григория, песни 5-й, сице: Божии предстатель ревностию распалаемыи помаза тя Федим и непришедша. Бароний описует случайность, лето 375, число 1, и 7. В Медиолане Авксентию епископу Арианскому умершу. Православнии избраша на его место игемона медиоланского Амвросия, но еще некрещенаго, но оглашеннаго к крещению. Крещен бысть православным епископом. А во осмый день и на иерейство, и во епископство постепенем посвящен бысть. Число 6 и инии во всем мире. Епископа Амвросия святаго поставление в духовныи чин хваляху. А Восточная церковь таковым же образом, похвали то. Егда Нектария катигумена (сиречь оглашеннаго) на епископство константинопольское возведе. Случайность в гонительное время, Бароний описует. Лето 391 число 3. Имяху сей обычай в той время православнии: егда кого ученаго и благоговейнаго ведяху, хотяща и нехотяща во иерейство и епископство, его принуждаху. И лето 394. Число 10. Лето, 395. Число, 2 лето, 456 числа, 2. Возбрани оныи мучитель Генесерик. Дабы измерших епископом иже еще пребываху. Ни един посвящен был. Во едином зевгитонском уезде бе епископов 164. А в то время токмо три осташася, а 4-й во Эдессе в Сирию избеже, великия ради беды. Во оном гонении, отай временем посещаху, аще и недостойных в толикой нужде. Обаче Леон папа пишут в то время к мавританским епископом. Нехотяше попустити, дабы кто две жены имеяше, и второбрачен, или вдову появшии поставлен был на священство. Лето 504, число 2. Трисамундр Король Кандальский во Африке арианин. Паки нача озлобляти правоверныя християны. Возбрани новых епископов и иереов посвящати; то виде Виктор первопрестольник в земли Византийской, разсуждая, яко сице оскудеет святая церковь, устрои собор, на нем же уставиша посвящати епископов. Иереев. Да ни един престол будет без пастыря. Небрежаху о повелении королевском, и о сем еже им случитися имеяша и абие народ их же разуме достойных силою аще нехотящих некиих похищаше. И к епископом на посвящение привождаше. Из сего разумевается что случайность особь святых отец бывших. Хотя и весьма разньствует противу законоположных правил. Обаче аще благословнаго ради случая, единовременно только некогда приключится, не на разорение или во истощание, вечно Христом преданнаго духовнаго закона и священнаго чина, но в поддержание, или паче к востановлению онаго. Тогда невменится действующему в погрешение. А смотря на древлезбывшимся выше предвиденными святоподобиями, без сумнения достойно будет Божияго мздовоздояния.
Ибо воинствующая в мире сем церковь Христова, подобна кораблю плавающему в чювственном море, неможет постоянна находится.
Но овогда свободно простирается и тишиною наслаждается. А овогда стесняется, и гонением обуревается. Книга о вере. Глава, 2. Обаче от начала и до скончания мира, всемогущим словом Божиим содержима, врата адова ей неодолеют. Что же борима будет, но одоления неприимет, бурю приемлет церковь но непотопляется. Ко евреом зачало, 317. Зане же клятся Господь и нераскается. Кирил, лист, 77. И яко сам архиерей вечных благ неумирает тако и животворящее преданное его рукоположение до скончания мира не престанет. Соборне убо все писание святое утверждает. Благовестник, Лука. Зачало, 107.
Толковой Апостол, лист 542.
Соборник в слове на великии четверток от святых тайна. Никон черногорский в слове 53, лист 445. Катихисис великии о священстве. Златоуст в слове. Вера, лист 520 на оборот.
Образовательно же нынешнему времени есть свидетельство в книге о правой вере. Во главе, 2. Яко церкви Христовой постановление последнее последовати имать первому. А какое церкви положение первое бысть, Богоявленно есть: яко от дней апостольских, восток и запад, чрез триста лет, даже до перваго християнскаго царя Константина, зело в лютом гонении пребываше. А Христом преданное рукоположение священство погибнути неможаше: силу приемля нечеловеческою мудростию, но самою рукою Божиею, во исполнение божественнаго повеления Его. Тогда бо самых мучеников, по пяти тысящ, на всяк день чрез все лето церковь Божия могла бы праздновать.
Книга риторика беседа, 2. О богословии. Но и потом гонение непреста, как древнии учители, Августин засвидетельствова, яко в малом времени весь мир неощути себе. Егда еле не весь совратися во аринство. Един точию Афанасий Великий повсюду гоним бяше; Во время же святаго Василия Великого, свидетельствует святыи Григорий Нисский родныи брат его. Весь тако же мир, единой Каппадокий неповрежденной сущей, повредися ересьми. И даже до толика как от слова святаго Иоанна Евхаитскаго постигати имамы: аще рече не бы трие святителие, Василий Великий, Григорий Богослов. И Иоанн Златоустый евангельскому проповеданию спошествовали. Аще и страшно рещи. Подобаше бы паки быти на земли Христову второму пришествию. Како убо и ныне нам о святей церкви и о священстве веровати подобает. Доколе сей видимыи мир стоит, дотоле хотя и не в великом ея господьстве яко же бе в благополучное время господьствовала во Иерусалиме, или в триместном Риме. Но самым тесным помещением, обаче вечно и непременно аки крин между терния с богопреданным священством пребывати имать. Так и в нынешнем нашем положении уже нецарствующее ей место обрести, точию блаженныи ея корень расторганныи дивиим из пустыни вепрем, и разбросаныи на всей Европы. Паки по промыслом Божиим аки в единой горсти земли укоренити, и увялая розга ея оживити, всеми силами потщатися нам подобает; святыя церкви, в едином уповании звания истинных християн: да будет всем нам един Бог, едина вера, едино крещение. Во оставление грехов; да будет сие с нами на земли да будет и на небеси. Всем нам един Бог, и Отец всем, иже над всеми чрез вся и во всех нас един. Ему же слава честь и поклоняние, со Отцем и Сыном и Святым Духом. Ныне и присно и во веки веком аминь.
Комментариев пока нет