В год 400-летнего юбилея протопопа Аввакума на нашем сайте публикуется ценный источник по истории старообрядческой Белокриницкой иерархии. Это рукопись XIX века, которая ранее полностью никогда не публиковалась. Она была недавно обнаружена в собрании старинных книг и рукописей председателя Сергиевской старообрядческой общины Сергиева Посада Дионисия Севастьянова и любезно передана нашему сайту для публикации. Публикуем первую часть рукописи, где повествуется о поиске благочестивого архиерея и австрийских христианах-старообрядцах.
***
Известно буди всякому православному християнину, как вовремя оно, то есть: 1825 году, возшел Николай Павлыч на росийский престол. И спрашивал рогожьскаго общества, довольно ли вам будет священников; ибо тогда было на кладбище (до?) девяти священников указных, и десятой диякон. Наши християне неразумеюще коварства и хитрости царевы, что умыслил воспретить о дозволении к приятию беглых попов, сказали нам довольно сих будет. Оттоле царь соизволил воспретить, дабы старых изживать, а впредь не дозволять. То же и в молитвенных домех не поправлять.
Но в 1835 году рогожския попечители с православными иереями усоветовались подать прошение Николаю Павловичу, о дозволении епископа из их религии к приятию позволить к истинному православию, изыскать желателя. Тогда уже осталось только четыре священника, а прочии померли, а ины угнетаемы от господьствующей церкви темничными озлоблении, ради дальних отъездов из Москвы для треб християнских. По написании прошения показали прежде министру внутренних дел. Но он сказал причины вышепрописанныя цели стремление, что не токмо по сему милость получите, но даже и иго на ся возложите. Министр говорит: я советую вам лучше за границею в окрестных державах прошение подать о сем. Ибо там о верах не истязуют, но дань точию требуют. Тогда послан был от Москвы с советом кладбища мудрый богослов за границу, инок Павел Васильев. А из Черниговской губернии, Лаврентиева скита, инок Алимпий Милорадов, великоученый человек, ибо учены были разным грамотам языков от младеньчества. Невмещения ради оставляю. [1]
Но по прибытии их за границу в Белокриницкий монастырь, с советом отцев обители тоя по многом времени и желанием московских християн о подании прошения, убедить на дело порученным, как усоветовали подать прошение царю австрийскому. Перевели прежде писанное старое прошение на немецкой язык с русскаго, и подали прошение царю чрез графа Иосифа. В 1841 году, Фердинанду 1-му. Царь же показал архибископу своему прошение. Архиепископ отсоветовал, что нельзя де им дать епископа, ибо у них говорил очень вера погана, и не издавна, не более полтораста лет прошло. Тогда царь сие мнение объявил депутатам, о они не умолчали, говорят у нас вера издавна. Тогда царь сказал депутатам, когда вера ваша издавна лет, то можете своим писанием оправдать, и о прочих сказать. Тогда и писали от Адама и до потопа, от потопа до Авраама. От Авраама до пленения вавилонска. И от пленения до Христа какия имянно были ереси яко же от вознесения Господня до перваго поместнаго собора яже в Халкидоне бывшаго, по рожестве Христове, в лето 256-е. На Навата презвитера, и до вселенскаго собора 1-го иже в Никеи бывшаго по рожестве Христове, в лето 318. Подобне и прочих описано бе; и описали таким образом сице: Арий был в такое-то лето, и учил людей, во еже Сына Божия не признавати Отцу собезначална прежде век рождьшася, но по причастию и по летех. Но собрашася на собор святых отец 318. Архиепископов и епископов, на Ария, иже его моливше, и еже его о заблуждении изобличиша. И от Церкве отгнаша. И тако оттоле он свою секту составил. Тако и о прочих описано было ересиархах, дабы царя на гнев не подвигнуть, ради жестокаго описания, и безвременно и неполезно не пострадать. Писано бо есть, князю людей да не речеши зла; и по апостолу, все искушающе доброе содержите, во всяком деле; ибо и царь сущий еретик католическаго исповедания, и не преминула и их вера описатися. Так и о никоновской ереси бысть описано.
Но когда еще Николаю Павловичу намерение положили писать прошение, тогда всем обществам было объявлено, московскими, как саратовскими, казанскими, и прочим. Одолжено всякое общество было ко извещению, кождо в своем приходе описать елико есть душ християнских. По сообщению изыскася от всех обществ до трех милионов. В том и первое прошение было сочинено Николаю 1-му. Как религии вси имеют архипастырей, а у нас угнетенных отвсюду не имеется. И паки на преднее обратимся. Егда написали книгу оправдание о правой вере, и передали губернатору черновецкому. Тогда сказал им губернатор, когда я разве захлебнусь, тогда вам епископ будет. На четвертое лето уже послал царь отъютанта, узнать коея ради вины не доставляют оправдание; стало быть остаются безгласны и безнадежны оправдать свою веру; они сказали отъютанту, что мы передали губернатору черновицкому третие уже лето. Но он говорил речи яко же выше сказано. Тогда отъютант внят слово описав, и уехал минуя черновицкого губернатора царю известил о деянии бывшем. Тогда царь разгневался на губернатора приказал строго дабы в двадесять четыре часа, оную книгу просмотреть и к царю на лице поспеть. А ехать до царя 1200 верст.
Тогда окаянный пророчество свое злочестивое исполнил. И нашли у него сию книгу в сокровенне месте. И представили царю. Царь же повелел в синоде разсмотреть. За которой три недели сидели, признано было от синода, православными древними християнами, липованской громады. Тогда царь предложил депутатам, что должно при епископе быть 70 иноков, и на содержание монастыря, и епископа не менее десяти тысящь рублей. Депутаты ответствовали, а по нашему имеется до 84-х иноков. А на содержание у нас своего капиталу достанет, мы вас сим не отяготим. Ибо у нас всякие фрукты в садах. И рыбы в реках. И много в процентах денег ходит на московских купцах.
А московские купцы писали белокриницким, что бы во что не стало, точию бы надежда была о еже получити. Старание ваше, а денги наши. Ибо бездетныя купцы престарелыя всю жизнь свою от имений на се иждивали. И тогда царь послал отъютанта до монастыря, изследовать о фруктах садах, и прочих видимых вещах. По изследовании отъютанта, представил царю что все имеют. И справедливым оказалось.
Тогда царь дал открытый лист для изыскания православнаго епископа где восхощут; и отправились до Царя града, помянутые депутаты потом до Иерусалима, и Египта, и прочих областей. И писали в Белую Криницу, что как в Царе граде греки есть трепогружательнаго крещения, и есть отпадшии обливательнаго крещения, называются грекоунияты, которыя себе патриарха поставляют папою римским, и во всем ему последуют. Но наша цель християнская стремилась, дабы изыскать православнаго епископа. Того ради ездили и далее. А во Египте видели единоверных иноков наших из Славского скита, которыя там проживают долговременно, Богом нас заверили о том, что греки крестят в три погружения, с триипостасным именем Святыя Троицы. И с нами послали писмо отцу Макарию славскому, между прочим и о крещении упомянули ему, яко же и выше сказано. Но нигде не могли найти, кроме изыскали евангельскаго закона, иже вселенския соборы бывшие не знают и не желают. Тогда возвратились обратно в Царь град. И оттуду написали в Белую Криницу, и в Москву, что не могли изыскать православнаго епископа.
Тогда обсудили московское общество так не изыщется ли из греческих архиереев желателя к соединению православия. И потом некоего изыскали архиерея греческаго. Предложили они ему, что достоит ересь проклести и исповедать православие. Но он не согласился, сказал по сему должен я родительскаго благословения совлещися. И невозможно будет за него молитися Богу. Оттоле паки начали другаго приискивать. Ибо в патриаршем дворе до шести патриархов, и до дватцети одного митрополитов и архиепископов и епископов, из числа оных же митрополита Боснийского Амвросия, убедили к православию; (смотри сии вси архиереи от бесермен и турок угнетаемы по ненависти, но не ради пороков яко же в России, старообрядцы от господьствующей церкви).
Но Амвросий не решился вступить в православие без испытания. Но когда служил на Пасхе с прочими епископы всю неделю. И тогда пригласил философа, и спрашивал у него, что у сих Игнат козаков вера; философ говорил у них вера истинная, даже от вознесения Христова прияли, но толко есть две вещи отнюд Богу противны: первое арменским крестом молятся. Второе святым иконам новым не кланяются, которым мы покланяемся. Но они кланяются тем на которых д[о]сках уже лиц не знать. Тогда отказался митрополит, говорил что нельзя к вашей вере приступить, Богу противна есть; тогда отвечали депутаты письмом митрополиту. И с писмом послали Псалтырь следованную Иосифа патриарха. И еще купили прежде сего у грекини вдовицы псалтырь греческую. За 400 лет печатана. В которой изображено перстосложение о крестном знамении двема персты знаменатися писано. [2] Да еще была у них с собою, икона Владимирская Божия Матере, они с нее рисунок сняли, послали вместе и подписали на рисунке, аще бы и вчера была икона написана шаровными подобии тако, мы покланяемся. Тогда разсмотрел митрополит о крестном знамении. Ибо он сербьским языком хорошо знает говорити и писати. А сербьский язык сроден словенскому во всех почти. Но к[о]гда возвел очи свои митрополит на рисунок образа Пресвятыя Богородицы, вапами шаровными украшен, не могий без слез пробыти, сказал философ дурак нечево не знает.
По сему ясному доказательству митрополит признал истинную веру, и обещался ереси проклести, исповедать православие. Но еще немощь предложил о разлученнии единороднаго сына с невескою. Тогда Павел говорил митрополиту вези с собою, мы ему на пропитание от монастыря положим тысячу рублей ассигнац. в год; а с митрополитом у депутатов зделано было условие в Царе граде, для представления его, к Его Императорскому Величеству. И с каким условием поступил в общество липованское християнское. Условие же писано впереди, лист 25.
По убеждении, и условною записью, митрополита Амвросия, отправились из Царьграда, на пароходе в Австрию в Вену, к императору для подачи прошения о принятии в подданство митрополита Амвросия, который представил императору прошение, и два документа, о том зри впереди. На листу, 28.
Краткое описание о австрийских христианех
О поселении оных от времени царя Алексея Михайловича. И Никона патриарха, возмутителя российскаго православия, собраннаго им собора в 1662 году. И конечный разрыв последовал в 1675-м году где нарушены все правилы святой соборной апостольской Церкви, и преданы страшной клятве и анафеме. И изданы были указы от царя Алексея Михайловича, строжайше преследовать кто будет противиться новому уставлению церковному, отбирать имение, и самих различными пытками, кнутом, и палками, и конечно жечь на огни. И еще подтверждено и после, царевичами Иоанном и Петром Алексеевичами, но и строжайшее преследование за неприемлющими новых уставов церковных, таковых наказывать кнутом. А ежели обратятся к господьствующей церкви, то ссылать в Сибирь. А которые не обратятся, то конечно жечь в срубах. Таковыя теранственныя обращении, с православно верующими християнами которыя вняли владычнему гласу. Аще гонят вы в сем граде, бегайте в другий; начаша оставляти своя домы, и преселятися за границу, в Польшу. А некоторыя в Молдаву, и за Дунай в турецкое владение, и в Австрию. И поселились в Буковине в Черновецком уезде. Где находятся три большыя селения: Климоусы, и Белая Криница. Сакольницы. В которых три церкви приходския и два монастыря. Мужеской Покровский и женской, Успенский, в Белой Криницы. И прочыя деревни народ весь руской, и большая часть новгородцов. Мужеский монастырь основан благочестивыми иноками в лесу на панской земле. Но в 1770-м году был разбойниками разбит. Иночествующих братию перебили. Осталось только три старца, и несколько бельцов, которые переселились на жительство в Белую Криницу. В 1785-м году. И выстроена была церковь деревянная небольшая. При коей находились более повсегда до 20 человек иночествующей братии, священник иногда находился в монастыре, а иногда не было. То на нужной случай привозили из Молдовы из Ясс. Яссы разстоянием имеет двести верст от Белой Криницы.
Второе население
В том же месте наиболее в Белой Криницы, козаками из-за Черного моря, кои с позволения императорскаго величества, с указом. В 1783-м году поселились на жительство и коим выдан указ. Для любопытнаго читателя полагаю. Копию.
Мы Иосиф Второй Божиею милостию, изобранный Римский император всегдашний умножитель империи, король в Германии, в Иерусалиме, Венгрии, Богемии, Далмации, Краации, Словении, Галиции, и Лодомерии. Ерц герцог в Австрии, герцог в Бургундии, в Лотарингии. Стейермарку, Каринтию, и Крайну. Великий герцог, в Тоскане. Великий князь в Седьмоградской земли. Марк граф в Моравии. Герцог в Брабанте, Лимбурге, Люксембурге. И в Галдерне, Винтерберге. Вышней и Нижней Силезии, Маиланде, Мантове. Парме, Плацанте. Гвасталле, Аушвице, и Заторе, Калибрии, Барре, Монферрате, и Тейсеине. Князь в Швабии и Арлевилле. Княжеши граф в Габебурге, Фландрии. Тироле, Герериве, Кибурге, Гориции, и в Градиске, Марк граф Святой Земли Римской Империи. В Бургаве, в Вышней и Нижней Лаузинцах. Понте, Амутоне, и Немене. Граф в Намуре провинцыи, в Одемонте, Блакенбергу, Цутфене, Саардене, Салме, Фалке, Истеине, государь Виндишмарка, и Мехеля. И проч. Даем мы посредством сего нашего своеручьно подписаннаго указа, пришедшим двум депутатам, а именно: Александру Алексееву, и Никифору Ларионову ветхаго закона, в нашу столицу Вену. Посланным с порученною прозьбою к нам. От живущих при Черном море обществ, дабы оным позволить перейти в наши земли, с их фамилиями и мастностьми, следующие уверении: будучи в надежди, что вышепомянутыя общества по их пришествии, в будущия жилища в наших землях, во всем так поступать будут как наши собственныя подданные.
1-е. Позволяем мы совершенную вольность закона оным, их детям потомкам, и духовенству.
2-е. Свобождаем мы оных дватцет лет от всех податей.
3-е. Даем мы оным освобождение воинскаго жития.
4-е. По прошествии дватцети годов, положим мы оным равныя подати, какия и наши подданныя платят соответствующыя их будущему имению.
В уверение и подтверждение сего подписали мы своеручно, и приложили нашу тайную печать, дано в нашей столице Вене, 9-го дня октября 1785-м году, нашего римского владения в 20-м, а последних земель владения в 3-м году.
На подлинном подписано тако.
J.S. Иосиф, Андрей
Граф Гандик императорский королевский генерал фетмаршел. По указу Его Императорского Величества, Лудвиг Тиркенгеим императорский королевский советник.
На прозьбу всего общества християн, прошение Австрийскому императору; дабы иметь у себя верховнаго святителя и наместника, в Белокриницком монастыре. На что и получен указ, с котораго прилагаю копию. Переведенная с немецкаго. О всевысочайшем утверждении монастыря и епископа.
Копия № 19.997.
Белокриницким липованским инокам, Алимпию Милорадову и Павлу Васильеву.
По прошению липованской грамады, и староверческих иноков в Белой Кринице, Его Императорское Королевское Величество, всевысочайшим декретом, 18-го сентября 1844-го года.
1-е. Позволяем взять из заграницы в духовнаго верховнаго святителя или епископа. Который в Белой Кринице находящихся иноков может до высочайших степеней посвящать. И тоже своего наследника (наместника) должен будет высвятить, который бы так же опять до высвященья духовенства. Как и до предназначения и высвящения своего наместника долженствовал. Однакож святитель который теперь из заграницы привезен быть имеет, должен будет чрез губерню надворной концелярии, о имени его обьявить, да бы диплотамическим средством иметь об нем известие, и о его безпорочности уверенность. А так как по правилам греческаго восточнаго закона, вышшее священство, только из иноков происходит. То Его Величество.
2-е. Всемилостивейше утверждает впредь существование в Белой Кринице, от многих лет находящийся монастырь.
Сие высочайшее решение объявлено губернии, высоким декретом надворной концелярии. От 29-го сентября сего 1844-го года. За № 31031 с тем замечанием для далнейшаго распоряжения, что как иноки и липованския громады обязались.
1). Монастырь и архиерея, собственным иждивением содержать, не требуя от правительства к тому никакой помощи.
2). И тоже обязались на месте сельскую школу собственным коштом учредить и содержать. Так должно касательно сего последняго предмета иметь надлежащей надзор. О сем вышеупомянутом высочайшем решении, вследствие губернальнаго декрета, 14 октября, 1844-го года за № 63, 148-м они с тем уведомляются, что бы будущаго верховнаго пастыря, с точным обьяснением в каком месте в последнее время он находился. Чрез крайзамт губернии донесла; дабы по сему зделать далнейшее распоряжение, вышеупомянутому прошению поданному Его Величеству приложенный устав Белокриницкаго липованскаго монастыря. Июня 6/18-го числа. 1841-го года. При сем возвращается, для сохранения в монастырьских актах и руководства.
От Императорского Королевского Буковинского крайзамта. В Черновцах. 12-го ноября. 1844-го года. Изыческул.
На подлинном тако. М:П:
Примечания
[1] Не буду распространяться об этом по причине ограниченности места.
[2] И в греческой Кормчей в толковании правило 99. Василия Великаго. Древним называет знамением двема персты. Якоже и Петр Дамаскин глаголет в Добротолюбии, едина рука одну ипостась означает. А два перста, два естества Христова.
Продолжение: Рукопись «История Белокриницкой иерархии». Часть 2
Nikolaii: Тогда у Древлеправославной Церкви не было такого названия — РПСЦ. Поэтому я правильно назвал.
Вы точно уверенны что правильно назвали? Тогда вопрос вам дополнительный — А название «Древлеправославная церковь» когда появилось? Ну или в момент «присоединения» оно было?
Nikolaii
Перед своим возварщением в Древлеправославную Церковь, он этот вопрос прояснял.
Вы должны написать «перед своим возвращением в РПСц».
Тогда у Древлеправославной Церкви не было такого названия — РПСЦ. Поэтому я правильно назвал.
Абсолютно ничего нового в материале не предоставлено.
Нет никаких данных в пользу того, что якобы Амвросий считал греческую церковь еретической.
Нет текста исповедания, предоставленного Амвросию. Знал ли патриарх о контактах митрополита со староверами?
Об этом на основании имеющихся данных
нам неизвестно.
Не знал автор, что прокураторы (те, что ставят себя выше Собора) будут 1,5 века жевать изыски миссионеров-синодалов, дабы сохранить перед неприязнью свой ветхий мундир .
Сергей: ветхий мундир.
А Амвросий крестился двумя перстами или тремя?
для церковных белокриницкий Собор авторитетом не обладает.
Это все равно что католику предъявлять решения СИнода РПЦ
Михалычъ, разъясните мне бестолковому — кто такие «церковные», неужто католики?
вообще-то старообрядцы церковными называли всегда одну конфессию — РПЦ
Не слыхал я от деда такого глагола. А вот до раскола так именовали причетъ церковный.
Древлеправолсавные христиане поповцы себя считают церковными. Святитель Амвросий Белокриницкий после своего перехода в Церковь крестился двумя перстами. Перед своим возварщением в Древлеправославную Церковь, он этот вопрос прояснял.
не знаю кто считает, но всегда единоверцев и новообрядцев называли церковной верой
михалычъ: Нет никаких данных в пользу того, что якобы Амвросий считал греческую церковь еретической.
А как вы думаете он своего сына еретиком считал и своих родственников (к примеру сноху и внуков если они у него были)?
внуки — не знаю, а вот 20 поколений священников предков у него были. Не верю и грамма в то, что он считал еретиком своего отца или деда.
Чисто личное мнение — ну это нечто как с Андреем Ухтомским. Он и полюбил старообрядчество вполне искренно, но ведь не считал же себя еретиком.
Но веру к делу не пришьешь.
Вот ежели бы и впрямь некие объективные данные новые, а пока в этой брошюре пока в чем-то даже меньше информации, чем в повествовании Нила белокриницкого.
михалычъ: внуки — не знаю, а вот 20 поколений священников предков у него были.
Но про то что у него был сын это известно. Так вот вопрос сына своего он считал еретиком?
А когда сыновья св.мч.Аввакума перекрестились щепотью, что меняется от того, что он не считал их еретиками?
Сергей: А когда сыновья св.мч.Аввакума перекрестились щепотью, что меняется от того, что он не считал их еретиками?
Михаил:
То есть, всё-таки вы согласны, что они крестились щепотью?
у нас вообще нет оснований полагать, что он кого бы то ни было считал еретиком. Ибо какие у нас на то основания? Что в пользу этого говорит?
как по мне — так лучше воздержаться от прочтения. Поди знай, насколько достоверна сия сенсация, долго ли какую заразу духовную подцепить
Елена Демидова:
как по мне — так лучше воздержаться от прочтения. Поди знай, насколько достоверна сия сенсация, долго ли какую заразу духовную подцепить
А как вы определяете насколько достоверна информация а насколько нет?
в том-то и дело, что в данном случае затрудняюсь определить, не будучи специалистом-историком-археографом-палеографом и не видя самой рукописи. На самом ли деле она составлена в то время, на которое здесь указывают и тем ли человеком и насколько достоверна информация? То обстоятельство, что ее нам представил Севастьянов Дионисий — само по себе не говорит о ее достоверности. В то же время, события того времени достаточно известны всем интересующимся людям
«подаи же разумъ срдьцю» твоему
да уж, разум никому не помешает
Каковы императоры-католики — христиане! Не чета Романовым — …, рука не пишет — «православным».
Очень понравился материал, благодаря «Русской вере»старообрядцы, да и не только, смогли ознакомиться с интересными источниками по истории Древней Руси, и в частности старообрядчества. Особенно, учитывая, тот факт, что у большинства приверженцев старой веры скудные знания об истории своей конфессии.
интересный тезис о скудости знаний у большинства. Вы со всеми познакомились, всех проэкзаменовали?
Материал понравился, и неплохо после того, как продолжение следовать не будет, завершить бы небольшой информацией о современном положении в Белой Кринице.