Как и большинство старообрядцев, я раньше действительно считал, что, согласно чину Исповеди, если христианин умирает, не имея духовного отца и, следовательно, не быв на исповеди, то «недостоит иерею пети, ни приношения зань принести, яко не исполни закона Божия и веры христианския». И я, как священник, действительно отказывал людям в погребении их родственников, если они не были на исповеди.
Но со временем моя уверенность в данном мнении стала не такой уж и безусловной. И определенную роль сыграли тут два древнерусских источника. Первый — это ответ Киприяна, митрополита Киевского, ко Афанасию, где написано:
Человек же, аще умрет, не имый отца духовного, пети над ним, такожде и молитву прочести над ним, прочее оставиши на человеколюбие Божие, а аще что у него пригодится, дати по душе его милостыню.
Второй — два ответа архиепископа Нифонта из «Вопрошания Кирикова»: ответы 51 и 52.
Ответ 51: Спрашивал, следует ли отпевать маленького ребенка? С момента крещения не ради грехов поем над мертвыми, но как над святыми. Должны мы, сказал, всякого христианина считать святым, а Бог рассудит всех.
Ответ 52: Над неким человеком непокаявшимся некоему попу повелел петь без риз. Я же, услышав об этом, пошел к нему, и сказал мне владыка: поведаю тебе, Кирик, почему я возбраняю некоторым, чтобы и другие боялись того, что без риз отпоют, и покаялись.
Как раз последние слова из 51 ответа Архиепископа Нифонта показали мне новый ориентир. Получается, что отказывая служить погребение какому-либо христианину на том основании, что он не был на покаянии, мы осуждаем его в том, что «яко не исполни закона Божия и веры христианския». А согласно мнению из 51 ответа Архиепископа, «должны мы всякого христианика считать святым, а Бог разсудит всех».
Посмотрите, какое различие в видении христиан.
Мы сегодня, ежели не знаем, был ли христианин на покаянии, автоматически считаем его недостойным христианского погребения! А святитель Нифонт, архиепископ Новгородский, ответил, что «должны мы всякого христианина считать святым, а Бог рассудит всех».
Давайте подумаем, какая точка зрения более соответствует христианскому вероучению и Святому Писанию? Буду благодарен всем за обсуждение данного вопроса и надеюсь, что со временем Бог нас всех вразумит ко всеобщему исправлению.
В тот день узнаете вы, что Я в Отце Моем, и вы во Мне, и Я в вас. 6. Ты же, когда молишься, войди в комнату твою и, затворив дверь твою, помолись Отцу твоему, Который втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно.
У староверов-поморцев по умершим без покаяния служится вселенская панихида.
Добро бы 51 правило привести из первоисточника на старославянском. Полагаю, речь в нем, как о святых, о только крещеных человеках, объективно не успевших свершить недостойного и, конечно, младенцах. Один беглый поп поведал мне, что молится, как святому, крещеному им на смертном одре мусульманину, который отошел ко Господу пока он одевался на выходе из его дома.
Кроме того, если Стоглав только за грех брадобрития отлучает от заупокойных чинопоследований и сорокоуста, то что говорить о тех, кто, будучи крещен, отвергся Христа всей своей жизнью, а часто делал это и публично.
Я читал, что если человек был, что называется, крещеным безбожником, то безсмысленно совершать по нем заупокойные службы и подавать на проскомидию. Судия же всем Бог.