На этой неделе одной из топовых новостей в Яндексе стало сообщение о конфликте в православном храме, произошедшем при совершении таинства Крещения младенца. Все пользователи сети получили возможность увидеть дикую картину, когда священник РПЦ с ожесточением пытается впихнуть годовалого ребенка в сосуд, в который младенец физически поместиться не может. И эта ситуация впоследствии даже стала предметом полицейского разбирательства — мать ребенка подала заявление в правоохранительные органы с требованием привлечь к ответственности священника, который своими действиями нанес ушибы ребенку.
Это действие — впихивание ребенка в маленькую купель — вызвало однозначное осуждение у подавляющего числа посмотревших скандальное видео. Ни один нормальный человек не может оправдать такие жестокие действия батюшки. Любой мало-мальски опытный священник знает, что для Крещения ребенка старше 6 месяцев нужно использовать только взрослую купель или баптистерий. С полугода ребенок уже весьма активен, осознает происходящие с ним действия, всегда активно сопротивляется, и крестить его нужно только в большом объеме воды. Попытка погружения годовалого младенца в детскую купель — это всегда травмоопасно. И ответственность за то, что произошло при этой злополучной попытке, полностью лежит только на совершителе таинства, а никак ни на родителях ребенка. Священник поступил абсолютно непрофессионально, и возможность им совершать в дальнейшем таинство Крещения ставится под большой вопрос. В этом нет никакого сомнения.
Но что вызвало еще большее удивление в этой ситуации — это реакция части общественности, которая сделала из этого инцидента потрясающий вывод. Если священник по своей халатности и недальновидности не может безопасно погрузить младенца в купель в Таинстве Крещения, то, значит, крещаемого вообще не нужно погружать, а просто поливать водой! Удивительная логика. Нелепые действия одного священнослужителя поставили под сомнения и апостольские правила, и многовековую традицию Церкви! Халатность и неполное соответствие занимаемой должности пусть остаются, а вот образ совершения таинства нужно менять. Если голова заболела, то лечить ее нужно только ампутацией!
Такая логика модификации церковной жизни была движущей идеей еще во время церковного раскола в XVII в. Из-за описки в тексте книги менялась вся ее редакция. Из-за чьего-то ошибочного взгляда на сложение пальцев менялось само это сложение. Из-за отсутствия адекватности в действиях священнослужителя менялся образ совершения Таинства с погружения на обливание. Это желание придраться к мелочам для изменения сути предмета и называется никонианством.
В этой сугубо внутрицерковной проблеме, которая так неожиданно выплеснулась на обозрение всего интернета, важно обращать внимание не на образ совершения таинства Крещения, который однозначно был правильным и единственно возможным, а на то, в каком неадекватном состоянии был священнослужитель. Священника нужно отстранять и не подпускать к маленьким детям, а не таинство изменять и трансформировать в соответствии с уровнем интеллекта священнослужителя.
Несколько месяцев назад в Москве произошла ужасная авиационная катастрофа — при посадке самолета из-за не компетентных действий пилотов погибло несколько десятков пассажиров. Но никто же не предложил после этого запретить самолеты и пересесть на телеги.
Мы, священнослужители, никто не застрахованы от подобных казусов. С каждым из нас может случиться помрачение, и мы будем долго удивляться совершенным нами действиям. Удивляться и нести персональную ответственность и наказание за ту или иную халатность, небрежение или неадекватность. Но личная ошибка каждого из нас не может отражаться на всей Церкви, а уж тем более менять Ее Богом установленный устав и порядок.
Навыка-то нету у попа, всё обливание да обливание…
Крещение достаточно обширное таинство церкви нежели просто погружение или обливание. По канонам на сколько помню у Василия Великого есть заметка об обливании которое применяется в крайнем неотлагательном случае. А не повсеместная практика освящения по сути, а не крещения.
Да по всем канонам надо погружать три раза полностью во имя Отца , Сына и Святаго Духа — читаются соответствующие молитвы запретительные которые в РПЦ то же искажены. Поэтому вопрос гораздо шире чем просто погрузить три раза в воду. Если речь идет о совершеннолетнем то должно проводится прежде крещения оглашение (на языке РПЦ катехизация, воцерквление) и опять по срокам указанным в каноне по чиноприему.
Все канонические процедуры вселяют и укрепляют веру человека, а значит грехи его при едином крещении действительно оставляются как это и сказано в Символе Веры.
Соответственно в РПЦ должны быть переоборудованы крестильни. сооружены купели которые бы подходили как для взрослых так и для детей. Думаю в РПЦ средств предостаточно.
В РПСЦ в крайнем случае при неимении купели летом погружают три раза в близ лежащем водоеме. (Христа то же в Иордан погружали)
Недоверие и неприязнь общества к священникам и церкви (как организации) приводит к мега-критичному отношению ко всем проколам с их стороны. И поэтому за косяк одного неадеквата наезд идёт на всех. Одни и те же обычные негативные явления со стороны попов раздражают людей больше, чем от может врачей или других деятелей.
Что-то я не понял. Я был крещен обливанием в подростковом возрасте т.к сам пришел к вере. Т.к крестился в деревянной церкви, то естественно там негде было погружать взрослого человека. Что ж теперь? Я не крещенный? Сейчас все инста батюшки и батюшки на телеканале СПАС говорили, что крещение обливанием действительно т.к у некоторых церквей просто нет возможности крестить погружением. Вы меня смутили немного. Так крещенный я или нет? Нужно ли креститься второй раз (хотя это явный грех).
Везет же некоторым — все грехи молодости может смыть святым крещением.
Дорогой Валентин! Истинное крещение совершается через троекратное погружение в воде (так как совершается это Таинство в старообрядческих храмах). У Вас, как Вы сами написали, такого крещения не было. Тогда чтобы быть просвещенным обязательно нужно принять Вам святое Крещения. Греха не будет, ибо Вы не крещены. С
Нет вы не крещеный, они хотя бы бочку могли бы где ни будь найти в качестве купели или по возможности в ближайшей реке (озере) погружать.
Вы крещены. Именно по невозможности устроить полноценный баптистерий священники применяли обливание в те годы, но таинство признаётся совершённым по снисхождению. Призывающие вас перекреститься прямо призывают к нарушению догмата, закреплённого не где-нибудь, а в Символе Веры. «Верую во едино крещение во оставление грехов». Подумайте, нужно ли вам это. Если интересно, статья священника на эту тему — https://ruskline.ru/special_opinion/2015/11/o_soblazne_perekrewivaniya_polnym_pogruzheniem/
Нет не крещен. Тут же 50 правило свв. Апостол «Аще кто, епископ, или пресвитер, совершит не три погружения единого тайнодействия, но едино погружение, даемое в смерть Господню: да будет извержен. Ибо не рек Господь: в смерть мою крестите, но: «шедше научите вся языки, крестяще их во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа» (Мф. 28:19)». (Ап. 46, 47, 49; II Всел. 7; Трул. 95; Неокес. 12; Лаод. 47; Карф. 47; Василия Вел. 1, 91).
В этом правиле предписывается совершать крещение посредством троекратного погружения (βάπτισμα, immersio) крещаемого в воду, причем духовное лицо, не совершающее таким образом крещения, должно быть извержено из своего сана.