Город Казань занимает особое место в жизни нашей страны. Это центр России, место встречи Европейской и Азиатской цивилизаций. Здесь была явлена Великая Святыня, Казанская икона Божией Матери, и возник важный форпост древнерусского православия, крепкий незыблемый рубеж христианской веры. Чудотворная икона Божией Матери является усердной Защитницей для Российского государства на протяжении многих веков. Ежегодно 21 июля проходит широкомасштабное празднование в честь чудотворной иконы, привлекающее внимание жителей Республики Татарстан, гостей города, туристов и паломников. Это крупное культурно-историческое событие.
Вот уже половину тысячелетия чтят эту икону русские православные люди. Для казанских старообрядцев чудотворный лик Богородицы настолько дорог, что два прекрасных храма, стоящие в самом центре татарской столицы, по стечению обстоятельств были освящены в честь явления Казанской иконы Богородицы. Под сенью и защитой Богородицы сохранялась на нашей земле неискаженная, изначальная духовная традиция древней русской православной Церкви. Казань стала одним из значимых центров старообрядчества. После установления Белокриницкой иерархии и основания Московской старообрядческой митрополии была учреждена Казанско-Вятская епархия. В конце 19 — начале 20 века в Казани проживало около 7 тысяч старообрядцев, что составляло около 5 % городского населения. Большинство из них обосновались в районе Суконной слободы. Старообрядцы принимали активное участие в жизни города и региона, из их среды вышли купцы, почетные граждане, городские главы, известные благотворители.
В 1909 году был освящен кафедральный собор во имя Пресвятой Богородицы и «славного явления чудотворной иконы Ея во граде Казани». В 2019 году отмечается празднование 110-летия этого события. С 1997 года началась реставрация собора и возрождение духовной жизни старообрядцев в центре Казани. В нашем городе родился, жил и трудился видный духовный деятель современного старообрядчества — митрополит Андриан (Четвергов).
Старообрядцы ценой подвига и самопожертвования сохранили свою уникальную культуру, самобытные традиции и готовы поделиться этим драгоценным наследием со всеми, кто по настоящему любит родную землю, искренне интересуется достоверной историей своей страны, стремится познать во всей полноте неискаженное православное христианство.
В последние годы представители Русской православной старообрядческой церкви не испытывают гонений, которым подвергались многие века, они принимают активное участие в социальной, общественной и культурной жизни общества. Представители государственной власти проявляют доброжелательное внимание к самой древней в нашем государстве христианской конфессии, поддерживают общественные и культурные инициативы старообрядцев на самом высоком государственном уровне. И сохраненные под спудом бесценные сокровища российского духа начинают раскрываться перед изумленным взором духовно жаждущего человечества!
Стремясь поделиться сохраненными реликвиями и опытом христианской жизни с современниками, представители старообрядческой общины г. Казани решили провести Православный духовно-просветительский форум «Живое наследие древлеправославной культуры», посвященный 440-летию явления Казанской иконы Божьей Матери. Это событие открыло перед организаторами и участниками, гостями и зрителями разнообразие и потенциал культурных форм и практик современного старообрядчества, их преемственность с историческим наследием древней Руси.
Многое удалось сберечь представителям Русской православной старообрядческой церкви — это и древние книги, и старинные ремесла, и иконопись, и знаменный распев. Старообрядцы имеют крепкие традиции трудолюбия, нравственной чистоты, благотворительной помощи ближним и особенный глубокий осмысленный взгляд на мироздание.
Не только предметы старины сегодня представляют ценность для жителей России, но и устные предания, и забытые умения, которые возрождаются в общинах РПСЦ. Именно преемственности древней христианской культуры от древности до современности была посвящена программа форума.
21 июля состоялась праздничная литургия. На престольный храмовый праздник казанской общины Русской Православной Старообрядческой Церкви собрались священнослужители, мастера, гости и друзья-старообрядцы из различных регионов России и зарубежных стран. Торжественное богослужение вел епископ Казанско-Вятский и Уральский Евфимий (Дубинов).
После литургии состоялся крестный ход.
От приходского храма до собора прошли по улицам Казани старообрядцы, распевая знаменным распевом канон Казанской иконе Богородицы. Праздничная служба продолжилась в кафедральном соборе.
После водосвятного молебна состоялось официальное открытие форума. С приветственным словом выступил настоятель Казанского собора протоиерей Геннадий (Четвергов).
Концерт знаменных песнопений хора Казанско-Вятской епархии стал украшением и гармоничным выражением молитвенного возвышенного настроя всех присутствующих людей. Песнопения, посвященные Богородице, сопровождались рассказом настоятеля Казанского кафедрального собора иерея Романа о каждой стихере, духовном стихе, раскрывая сокровенный смысл исполняемого клирошанами молитвенного воззвания. Проникновенное, одухотворенное пение наполнило сердца слушателей умилением и радостью. Зрители замерли, вслушиваясь в «горнюю» мелодию слаженного единства голосов.
В завершение программы состоялась экскурсия по историко-художественной выставке предметов церковного обихода и быта старообрядцев, организованной прямо в стенах Казанского епархиального собора. Среди экспонатов были представлены предметы, хранившиеся веками в частных коллекциях, передававшиеся из рук в руки от дедов к внукам. Рядом со старинными образцами были представлены аналогичные современные изделия: иконы, утварь, предметы быта, книги и произведения церковного искусства, что отражало преемственность духовных традиций в череде поколений старообрядцев. Посетители выставки могли видеть, как современные мастера осваивают и возрождают древнерусские церковные ремесла, сохраняют вековые знания и секреты народных промыслов, приумножают культурный фонд древней православной веры.
Знакомство с традиционной культурой продолжилось на уличной выставке-ярмарке ремесел старообрядческих мастеров и мастериц в сквере перед Кафедральным собором РПСЦ, на Старообрядческой улице. Здесь продавались мед и травяные чаи, головные женские уборы и мужские рубахи, книги и другие предметы. Старообрядцы, представившие плоды своих трудов, не только от души предлагали свой товар, давали примерить одежду, попробовать еду и напитки, но доброжелательно и подробно рассказывали о своем образе жизни, о мировоззрении, о традиционном укладе, идущем из глубины веков.
В современном обществе сложилось стереотипное мнение, что старообрядцы угрюмые и молчаливые, мрачные и необщительные люди, живут строго, не любят веселие. Многие казанцы и гости нашего города, впервые переступившие порог старообрядческого храма и посетившие форум, увидели, что представители РПСЦ на самом деле доброжелательные, открытые, светящиеся радостью люди, души которых исполнены настоящей и глубокой любви ко всем, кто их окружает.
С 22 по 26 июля в приходском Казанском храме прошли мастер-классы и лекции беседы на различных тематических онлайн-площадках.
Открыл программу епископ Казанско-Вятский и Уральский Евфимий (Дубинов) лекцией-беседой на тему «Сохранение живого русского языка». Долгие годы Владыка анализировал современный язык, на котором говорят многие люди, и пришел к выводу, что исконно русских слов в нашей разговорной и письменной речи становится все меньше. Вместо них приходят иностранные заимствованные слова, которые как паразиты, или раковые клетки, заполняют наше мышление и разговор. Даже старообрядцы подвержены такому влиянию! В газетах и книгах он выделил желтым цветом чужие слова и наглядно показал всем присутствующим, насколько загрязнена наша речь. Епископ Евфимий на собственном примере показал, что старообрядцы могут исправить ситуацию к лучшему, если внимательно будут следить за тем, что говорят и что пишут, будут стараться использовать богатый словарный запас нашего родного русского языка. Ведь именно старообрядцы не только молятся на исконном древнем церковно-славянском языке, идущем от святых Кирилла и Мефодия, но и хорошо понимают его, без труда читают древние книги на кириллице и глаголице. После лекции все присутствующие стали говорить медленнее, останавливали свою речь, раздумывая, какое слово лучше сказать.
Работу тематической площадки «Древлеправославная книжная культура» продолжил мастер-класс по репринтному изданию древних старообрядческих книг, который провел директор ООО «Печатник» из города Верещагино Михаил Тиунов. За долгие годы своей работы он переиздал почти все известные древние старообрядческие книги, используемые на протяжении веков в богослужении, а также сборники знаменных песнопений и духовных стихов. Ежегодно он отправляет на Рогожское 2 тонны печатной продукции. Именно в весе, а не перечнем названий оценивает свой труд Михаил Иванович. За все время существования Верещагинской старообрядческой типографии было издано более 30 тонн старообрядческой литературы. Известный издатель сам с любовью и трепетом восстанавливает старые издания, кропотливо и долго реставрирует книги в электронном виде, чтобы получился качественный репринт.
Преподаватель предмета «Реставрация книг» Московского старообрядческого духовного училища Павел Кисилишин подробно и основательно рассказал о реконструкции церковного Византийского переплета XVI века, показывая все детали и тонкости своего дела. Зрители имели возможность не просто изучить теорию, но и сами попробовали на практике, как переплетается книга, оставили на память о мастер-классе соединенные в фолиант тетрадки.
Чтобы участники процесса могли заполнить чистые листы древними письменами, Павел Кисилишин провел дополнительный мастер-класс по каллиграфии, рассказал о традиционной русской рукописной книге, о материалах, инструментах, технике письма.
В прямом и переносном смысле Казанская старообрядческая община распахнула церковные двери для всех желающих. Люди с восторгом и трепетом входили в освященное пространство храма. Здесь бесценное наследие прошлых веков было представлено не в виде покрывшихся пылью, мертвых экспонатов, но все востребовано, все дышит жизнью, все имеет богослужебное значение!
На тематической площадке «Православное медиапространство» были представлены современные способы рассказа о церковной жизни в старообрядческих средствах массовой информации. Лекцию-беседу на тему «Ведение православного сайта и его наполнение» провела редактор официального сайта «Русская Православная Старообрядческая Церковь» Анастасия Иванова из города Йошкар-Ола. Она точно и профессионально описала работу самых известных старообрядческих интернет-ресурсов, таких как «Рувера», официальный сайт РПСЦ, «Староверу» и др. Пригласила пишущих людей из всех приходов принять участие в интернет-проектах, организованных на сайте митрополии.
Православный журналист и кинорежиссер Эмилия Аронова провела мастер-класс по созданию фильмов и передач православной тематики.
Мастер-классы и лекции-беседы транслировались в сети интернет в реальном времени и были размещены в открытом доступе на канале ютуб. Лекция известного уральского церковного журналиста Максима Гусева вызвала широкий отклик по всей России и собрала несколько тысяч просмотров. Максим привык быть «за кадром» и впервые оказался в центре внимания. Многие старообрядцы имели возможность увидеть автора знаменитой и всеми любимой газеты «Община», услышать «из первых уст», о чем он думает, чем живет.
На тематической онлайн-площадке «Древнерусское знаменное пение» прошла лекция-беседа на тему «Основы теории знаменного пения» и мастер-класс «Разучивание стихеры: искусство в деталях», которые провел исследователь-любитель и преподаватель древнерусского знаменного церковного пения Павел Катаев из Нижнего Новгорода. Долгие годы он изучал древние певческие книги и размышлял над богословскими глубинами знаменного распева и крюковой грамоты. Результаты своих размышлений он представил участникам форума. Даже опытные певчие и клирошане услышали от мастера факты, о которых не знали, не осмыслили, не освоили. Опыт исследователя стал достоянием не только нашей церкви, но всех желающих, кто пришел на эту интересную, содержательную встречу.
Тематическую онлайн-площадку «Традиционная древлеправославная одежда и утварь» открыл мастер-класс по плетению лестовки. Казанская мастерица по церковному рукоделию Мария Струкова подробно рассказала об истории лестовки, ее значении в жизни каждого старообрядца. Показала, как оформляются «лапостки», научила плести из бисера малые и большие «ступени».
На столах были разложены нитки и бисер. Присутствующие могли попробовать освоить традиционное старообрядческое ремесло, на деле почувствовать, какое это трудное и кропотливое занятие — плести лестовку.
Мастер-класс по шитью традиционных старообрядческих сарафанов вызвал большой интерес у женщин. Историк-этнограф из города Набережные Челны Мария Сафроникова рассказала о традициях пошива древнерусской одежды, показала разные виды кроя старообрядческих сарафанов. Под руководством мастера многие христианки от начала и до конца освоили процесс создания детских сарафанов, оставили на память о форуме результаты своих трудов.
Тематическая онлайн-площадка «Древняя иконопись» привлекла внимание не только старообрядцев, но и многих людей, интересующихся исконным церковным искусством. На мастер-классе по канонической иконописи московский мастер Олег Кокул рассказал о технике и исполнении темперной живописи в каноне. Каждый желающий мог освоить первый и простой урок: растереть краски, написать простой элемент, присутствующий во многих композициях икон — так называемую горку.
Завершила программу вебинаров лекция-беседа на тему «История иконы. Ее хранение и реставрация», которую прочел московский реставратор Дмитрий Юров. Многие участники с восторгом отзывались о том, что услышали, увидели, освоили.
В этом прекрасном храме под намоленными образами можно было почувствовать Живое наследие исконного православного христианства. Каждый мастер-класс, каждое слово были исполнены духовного смысла. В близком общении, от сердца к сердцу, мастера передавали всю полноту бесценного опыта. Сохраненная в череде поколений информация по истории древней русской культуры, которая была недоступна ранее, в простом и достоверном виде открылась перед заинтересованными людьми, вне зависимости от конфессиональной принадлежности, духовного опыта, возраста или пола. Участники форума осознали, что за отведенное время даже малую долю церковного наследия взором не окинуть, душой не объять, разумом не постичь! Каждому виду деятельности можно посвятить целую жизнь.
В конце форума состоялся научно-практический «круглый стол» по проблемам сохранения и продолжения традиций старообрядческой культуры, ознакомления с ней всех желающих людей.
Среди мастеров и участников форума собрались единомышленники, интересующиеся церковной духовной культурой. Представители разных поколений обсудили за круглым столом и на мастер-классах волнующие их вопросы, обменялись опытом друг с другом, составили общую стратегию возрождения и совершенствования каждого аспекта православной культуры, сохраненной старообрядцами.
Руководитель проекта Екатерина Четвергова рассказала о форуме:
Основная цель была приобщить широкие слои населения к истокам православия, показать обществу, что старообрядцы более 300 лет ценой своей жизни хранили неискаженное учение об истине, а для любого старообрядца истина — это Христос. Во всем мире нет такой степени сохранности, как у старообрядцев. Мы хотели показать, что наше наследие состоит не только в музейных экспонатах, оно в людях, которые хранят свою веру и традиции из поколения в поколения, поэтому оно и живое. Для нас было важно, чтобы у каждого была возможность прикоснуться к этой сокровищнице. Мы понимали, что за один форум нам не удастся показать всю многогранность нашей культуры, но по крайней мере мы постарались обозначить области нашей духовной жизни, каждая из которых требует более подробного раскрытия.
Заключение
18 мая 2001 г. в Париже состоялась церемония провозглашения ЮНЕСКО «Шедевров устного и нематериального наследия человечества». Из 32 стран, представляющих уникальные явления культуры народов Америки, Африки, Европы, Азии, 19 были провозглашены «Шедеврами». Среди традиционных культур Китая, Кореи, Эквадора, Перу, Боливии, Индии, Японии и других, вместе с древнейшей китайской оперой, японским театром Ногаку, многоголосием старинных грузинских песен, народным кукольным театром Сицилии «Шедевром устного и нематериального наследия человечества» от всей нашей огромной страны — России была признана народная культура семейских-старообрядцев Забайкалья, имеющая исключительное всемирное значение.
Традиционная народная культура российских старообрядцев представляет уникальное самобытное этнокультурное явление в современном мире. Представителям русской православной старообрядческой церкви удалось сохранить духовный опыт, который фактически утрачен у других групп русского народа. Предки современных старообрядцев ценой своих жизней и подвигов сохранили не только предметы и обычаи древности. Живым осталось Истинное представление о христианской вере!
Мир имеет два измерения. «Дольний и горний» взгляды на реальность живы до сих пор в мировоззрении русских людей. Мирская жизнь, круговорот вещей имеют многообразные проявления, но Истина одна, Исус Христос — Бог Слово, пришедший в этот мир спасти людей. На программе форума были представлены не только материальные богатства и забытые умения старообрядцев, но открылись «горние просторы» человеческой жизни, сохраненные в глубинах мировоззрения, в преданиях и заветах старообрядцев, и озарили души россиян надеждой, что,несмотря на время, испытания и беды, народ наш не забыл и не утратил «ни единый Аз».
Большинство докладчиков на форуме были действительно заслуженными и компетентными специалистами в своих видах деятельности. Единственное исключение – это вызвавшее большое недоумение участие в форуме Дмитрия Юрова. В публикации он был представлен, как «московский реставратор».
В действительности Дмитрий Юров не имеет государственной лицензии и аттестации на право проводить реставрацию икон, и не признан в качестве реставратора в среде специалистов. Каким-то образом он стал осуществлять реставрацию икон в центре нашего старообрядчества – Покровском кафедральном соборе на Рогожском кладбище. Весной 2018 года Реставрационный совет музейно-библиотечно-архивного отдела Митрополии в составе: о. Алексея Лопатина, реставраторов Дарьи Мальцевой, Софьи Волковой, историка Елены Михайловны Юхименко и сотрудника отдела Валерия Волкова обнаружил, что после реставрации Д.Юрова икона «Преподобный Кирилл Белозерский» XVI в. была непоправимо испорчена. Не было представлено никакой реставрационной документации на проведённые работы, ни паспортов на иконы, ни фотофиксации их исходного состояния и состояния в процессе и по завершении работы.
После того, как президентом России В.Путиным были выделены большие деньги на реставрацию икон Покровского собора на Рогожском, Митрополией РПСЦ было поручено проведение этих работ, причем в очень короткий срок, Д. Юрову.
Специалисты-реставраторы предупреждали, что поспешная реставрация икон теми методами, которые применяет Д.Юров, может привести к полному уничтожению бесценного наследия старообрядчества – собрания древних икон Покровского кафедрального сбора на Рогожском.
Это приведёт к непоправимой потери репутации всего старообрядчества. Поэтому 9 апреля 2019 г. Рогожская старообрядческая община пригласила для оценки качества реставрации икон в Покровском соборе комиссию в составе 15 авторитетных реставраторов и искусствоведов Москвы. Были специалисты-реставраторы из Музея древнерусской культуры им. Андрея Рублева, Государственного Научно-Исследовательский Института Реставрации, Государственной Третьяковской галереи, Российской академии живописи, ваяния и зодчества, Московского Государственного университета и других научных и реставрационных центров.
Среди них были такие известные специалисты, как Лифшиц Лев Исаакович – доктор искусствоведения, заведующий сектором древнерусского искусства ГИИ; Попов Геннадий Викторович – доктор искусствоведения, заместитель директора по научной работе ЦМИАР; Клокова Галина Сергеевна – художник-реставратор высшей категории, заведующая Кафедрой реставрации икон ПСТГУ и другие.
Во время осмотра икон Покровского собора присутствовал первосвятитель РПСЦ митрополит Корнилий и настоятель Покровского собора о. Виктор Жельцов, представители Митрополии и Рогожской общины.
Комиссия постановила:
1. Признать, что в результате проведенных реставрационных работ нанесен ущерб ценнейшим памятникам.
2. Признать ненадлежащим организацию процесса реставрации, исполнение реставрационных работ, фотофиксации и оформления реставрационной документации.
3. Немедленно остановить все работы по реставрации икон Рогожской старообрядческой общины.
4. Поставить вопрос об отстранении Д.С.Юрова от реставрационных работ как не имеющего необходимой квалификации и причинившего непоправимый ущерб памятникам.
12 апреля 2019 года комиссия, в состав которой входили реставраторы, представители Митрополии и Рогожской общины, осмотрели реставрационную мастерскую Д.Юрова.
Были обнаружены запрещённые к использованию при реставрации икон краски, материалы и агрессивные растворители.
Митрополит Корнилий запретил Д.Юрову вести реставрационные работы на Рогожском и приказал ему забрать свои вещи и покинуть реставрационную мастерскую.
Разбирательство по вопросу ненадлежащей реставрации икон Покровского собора идет в Министерстве культуры до сих пор.
Поэтому вызывает удивление, почему на форуме в Казани Д.Юров выступал в качестве авторитета в области реставрации икон и чему-то поучал других.
Его стиль реставрации – это, по-существу, создание новоделов «а-ля Софрино» на старинных досках, приводящее к полному уничтожению подлинных древних старообрядческих икон.
Людям с непритязательным вкусом, запросами «сделайте мне красиво» его «реставрация» иногда может понравиться, но вряд ли следующие поколения помянут всё это добрым словом.
> После того, как президентом России В.Путиным были
> выделены большие деньги на реставрацию икон Покровского
> собора на Рогожском, Митрополией РПСЦ было поручено
> проведение этих работ, причем в очень короткий срок, Д. Юрову.
А вот с этим спешным поручением кто-нибудь разбирался?