Недавно глава Патриаршей комиссии по вопросам семьи, защиты материнства и детства протоиерей Димитрий Смирнов (РПЦ) в эфире радио «Радонеж» предложил одиноким российским женщинам выходить замуж за китайцев и африканцев. Такой совет поступил в ответ на вопросы слушательниц, где им найти достойного мужа. Священнослужитель предположил, что порядочных мужей нужно искать за границей, например, в Африке или Китае, где «очень много молодых неженатых мужчин». Иерей Иоанн Севастьянов дает комментарий по этому поводу.
***
Эпатажный стиль проповеди все чаще стал проявляться в современном христианстве. Проповедники, для того чтобы привлечь внимание, используют шокирующую лексику или высказывания. Справедливости ради стоит сказать, что Сам Исус Христос иногда использовал шокирующие фразы для обращения внимания слушателей — например, когда сравнил Филистимлянку с псом. Но сравнение все же не является побуждением к действию. А когда происходит эпатажное побуждение к действию от христианского проповедника, то это воспринимается совсем по-другому.
Вот, например, вполне эпатажный совет российским женщинам уезжать в Африку и там искать неженатых кандидатов в мужья. Посоветовать, конечно, можно все, что угодно. Некоторые могут даже последовать таким советам. Но каждый раз, слушая такие советы, нужно отчетливо понимать, что имеет в виду такой проповедник.
Супружеская жизнь — это таинство. В Священном Писании это таинство описано неудобопонятными словами: «будут оба в плоть едину». Две плоти — мужа и жены — становятся одной плотью. Это действительно тайна! Непонятное и необъяснимое с научной точки зрения совокупление. Соединение в одно целое — это цель семейной жизни. Слияние до такой степени, что в супружеском союзе становятся неразличимы две личности. Можно даже сказать, что в этом происходит восстановление испорченной человеческой природы. Той природы, которая была сотворена Богом в Эдеме. Поэтому секрет семейного счастья — увидеть в другом самого себя. Увидеть и относиться как к самому себе. Такой принцип существования был изначально заложен Богом в мужчину и женщину. И этот принцип действует даже несмотря на то, верующие супруги или неверующие, знают они что-то о Божием Промысле о них или не знают. Семейная жизнь будет счастливой, а не каторгой и мучением в том случае, если люди соединятся настолько близко, что увидят друг в друге самого себя, свое отражение. Семейное счастье наступает тогда, когда недостатки характера, вредные привычки, страсти и завихрения партнера воспринимаются как собственные болезни и несовершенства. Когда покой, радость, удовольствие, благополучие и пожелания супруга/супруги становятся нашей собственной целью и стремлением.
Этот принцип семейной жизни — соединение в одну плоть — единственно возможный принцип жизни. И в каждой семье он осуществляется в разной степени. Чем более тесное соединение — тем более счастливая семья. Чем менее — тем менее счастливая. Все начинается с момента заключения брака. И процесс может быть затянут на многие годы. Чем более идентичны жизненные установки супругов, тем более легче этот процесс идет. Чем более пушистый жизненный «хвост» каждого партнера, тем более сложно протекает такое соединение.
Поэтому при вступлении в брак каждый человек должен реально определить ту цену, которую ему придется заплатить за свое семейное счастье. Эта цена обратно пропорциональна разнице жизненных принципов двух супругов. Чем более близки изначально друг другу жених и невеста — духовно, культурно, мировоззрением, жизненным опытом, — тем менее высокой будет цена за счастливую семейную жизнь. Чем более разными изначально будут супруги, тем больше им придется терпеть и платить за свое счастье.
Жениться, выйти замуж можно и за неверующего человека, и за трижды женатого, и за китайца, и за африканца, и за кандидата, вообще ничего общего с нами не имеющего. Но готовы ли мы потом платить ту высокую цену за свое семейное счастье, которая от нас потребуется сразу же после окончания медового месяца? Готовы ли мы стать частью жизни такого нашего избранника/избранницы? Сможем ли мы сами стать в душе китайцем-африканцем и воспринимать его жизнь, его культуру, семью, мировоззрение как свое собственное?
Да что об этом говорить: посоветовал бы я, отец, своей дочери бросить все и уехать искать жениха в Кению или ЦАР? Уж лучше пусть она останется незамужней…
Замечательная русская сказка «Аленький цветочек» рассказывает о том, что, в принципе, соединиться можно и с чудищем. Вопрос цены и сложности такого соединения.
Справедливости ради стоит сказать, что Сам Исус Христос иногда использовал шокирующие фразы для обращения внимания слушателей — например, когда сравнил Филистимлянку с псом. …ВСЕ-ТАКИ САМАРЯНКУ…
Всё-таки лучше сначала освежить в памяти Евангелие (хотя самарянке совсем недавно читали в храме, должно быть и без того свежо), а только потом поправлять кого-либо…
иерей Иоанн Севастьянов сказал: «Этот принцип семейной жизни — соединение в одну плоть — единственно возможный принцип жизни. И в каждой семье он осуществляется в разной степени. Чем более тесное соединение — тем более счастливая семья. Чем менее — тем менее счастливая»
Это не совсем так, точнее не вся формула семьи. Еще нужно, чтобы такое соединение было быть по заповедям Божиим вкупе с традиционным укладом жизни. Потому как единство супругов, о котором говорит и. Иоанн, даст счастье только им самим., а их дети будут с отклонениями. О каком можно говорить счастье в семье, если у детей таких «счастливых» супругов реальные проблемы и отсутствие жизненных перспектив? В моем понимание это не счастье.
Нужная «закваска» мозгов еще оставалась у супругов начала советского времени, на основе заделов предыдущего традиционно-религиозного общества. И эти люди могли делать великие дела. А все нынешние поколения, на которое жалуется тот же прт. Димитрий Смирнов — продукт эмансипированно-атеистического общества, едва-едва поддерживающего некоторые функции государственности России.
Увы, но ни Смирнов, ни Севастьянов, равно как и подавляющее большинство духовенства всех течений православия этого не видят и об этом не говорят. Кое-что пытается сказать и. Андрей Ткачев. То есть какие-то единицы существуют, но реального видения проблемы и тем более внедрения такого уклона в проповедях или в личной духовной терапии в этом направлении не занимается ни одна из церквей.
Поп Димитрий Смирнов известный тролль (недавно он в прямом эфире и серьезным тоном сказал на радио, что приехал на Роллс-ройсе). Так что брать его слова и делать выводы о тенденциях в православной проповеди как-то неправильно, слишком уж поп Смирнов отличается от всех.
И во-вторых, говоря об африканцах, поп Смирнов как раз и имел ввиду, что африканцы сейчас более соответствуют неким традиционно-православным семейным ценностям, чем соотечественники. Так что вопреки предположению попа Севастьянова, терпеть нетрадиционщины от африканцев придется даже меньше, чем от невоцерковленных соотечественников.
Не нужно относиться к слову отца Димитрия буквально. Как к призыву к действию. От боли за русских мужчин сказано, от их инфантильности, бездуховности, безволия, распущенности.